О земном и о небесном. Ангелы

27 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, хочу предложить Вам очень интересную тему (и думаю, что даже дети нас с удовольствием сегодня послушают) – «Ангелы».

– Мы очень часто наших детей так называем. Давайте поговорим об этом.

– Кто такие ангелы? И в чем их предназначение?

– Ангелы – это существа, которых сотворил Бог еще до создания человека. Ангелы имеют свои особые свойства, отличающиеся от человеческих. Об этих свойствах можно говорить как о превосходящих человеческие. Но при этом и о человеке Господь говорит: мало чем человек отличается от ангелов.

Это духи, которые служат Богу. Они бестелесные, они имеют свою волю и свой твердый выбор, который сделали однажды и никогда не меняют. Они несут благую весть. Само слово «ангел» означает «посланник»: тот, который исполняет волю Божию. И счастье ангела (если так можно сказать), его самое прямое предназначение – исполнять волю Божию и доносить эту волю до всего сотворенного, в том числе до человека.

– На самом деле у ангелов нет пола?

– Да, это существа, не имеющие ни возрастного, ни гендерного признака.

– Говорят, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Это на самом деле так? И когда он у него появляется? Может быть, у кого-то их несколько?

– Учение о святых ангелах мы черпаем отчасти из Священного Писания и Священного Предания, из учения Церкви о святых ангелах. Действительно, церковное Предание говорит о том, что когда человек избирает путь христианской жизни и принимает таинство Крещения, то Господь помогает человеку укреплять собственную человеческую веру, вдохновляет человека. И этим вдохновением, этим учителем веры становится ангел Божий, которого человеку дает Господь со дня его рождения. В особенности сила этого ангела ощущается человеком тогда, когда человек живет, исполняя слово, приносимое ангелом как благую весть.

Проще говоря, сильные или слабые ангелы бывают только через нашу собственную волю, через наш собственный выбор. Но Господь силен и сильного человека остановить посредством Своего ангела. И таких примеров в Священном Писании очень много, когда Господь останавливает человека на краю гибели, посылая ему ангела-благовестника и оберегая человека от неправильного поступка или, напротив, призывая человека к поступку иному.

– А может ли ангел отвернуться от человека?

– Знаете, мы как-то говорили на эту тему, и я хотел бы вновь вспомнить слова, что не Бог и уж тем более не посланные Им ангелы отворачиваются от человека, а скорее всего мы изменяем градус своего зрения, горизонт своей жизни. Бывает так, что горизонтом нашей жизни становится плоскость, в которую мы падаем, и кажется, что это и есть самая лучшая точка опоры. Но не Бог отворачивается от человека, а мы от Него. А Господь всегда делает так, чтобы человека повернуть к Себе, чтобы чуть-чуть забежать вперед и вновь встретить его, сотворенного по образу и подобию Своему.

– Слово «ангел» очень часто встречается не только в церковном лексиконе: детей называют ангелами, про какого-то светлого человека говорят: «Просто ангел!» Почему, как Вы думаете, настолько это слово любимо даже вне Церкви?

– Это опять связано со свойством этих удивительных существ. Свойство ангела заключается в том, что он свободен в своем сделанном выборе. Он этот выбор сделал однажды, и его воля, в отличие от человеческой воли, твердокаменная, она уже не меняется. И когда мы говорим о человеке с таким ангелоподобным образом, речь идет не о внешнем, а о внутреннем наполнении человека вот этой свободой, этой необычайной чистотой. Рядом с ним ты и сам становишься чище и свободнее, рядом с ним ты как бы ослабляешь в себе действие всех зависимостей. Тогда мы про человека говорим: «Он как ангел» (то есть сделавший выбор и оставшийся свободным).

Это очень свойственно детям... Они как будто бы отталкиваются не от какой-то конъюнктуры внешней, обстоятельств, а отталкиваются  от того, кого они любят, и от того, что они хотят.

– Часто ли среди взрослых Вы встречаете людей с ангельским характером?

– Человек с ангельским характером, как может сначала представиться, – это человек молчаливый, не умеющий злиться или как-то очень импульсивно реагировать на все. Но для меня ангельский характер – это, прежде всего, люди, которые никогда не забывают о присутствии Божием в их жизни; это люди, которые умеют это присутствие воплощать в себе. Даже если ты немножко омрачился, но памятуешь о том, что сейчас, в это мгновение времени, рядом с тобой твой Создатель (а ангел напоминает нам о Его присутствии), ты начинаешь менять себя, начинаешь запрещать распространяться в себе этому мраку и раздражению, ты запрещаешь этому раздражению стать твоей силой.

– Сейчас ангелы – очень популярные персонажи и мультфильмов, и фильмов. Ваше отношение к этому?

– Популярность этих персонажей, наверное, не случайна. Потому что каждый из нас подспудно, может быть, даже не отдавая себе осознанного отчета, подразумевает, что мы живем не только вот этой ощутимой, физической, тактильной жизнью, а в каждом из нас еще есть нечто особенное – тот самый образ и подобие Божие. И напоминание об этом нам самим посредством ангельского мира вполне естественно. Проще говоря, мы показываем не только на (если так можно сказать) фотографии людей и на какую-то внешнюю схожесть в характере, в чертах лица, в манере поведения, общения, в тембре голоса, но мы еще и рассматриваем образы, которые невозможно запечатлеть на фотографиях, – мы еще рассматриваем образы ангелов, в которых вкладываем то, что свойственно и нам: это наша свобода, наше стремление к богоуподоблению, наша благодарность Творцу, призвание нас не только к горизонтальной, но и к вертикальной жизни.

– Ангелов всегда очень красиво изображают. Но с кого их писали? И на самом ли деле они именно так выглядят?

– Изображение, которое используется в храме, очень часто, во-первых, носит символический характер, если речь не идет об иконографическом изображении того или иного святого, которого могли бы описать современники. А также надо сказать, что  самих ангелов видели люди и описывали свои видения. Вот эти видения, являющиеся в образе ангела Божия, и становились источником для написания изображения ангелов. Кроме того, надо сказать, что в эти изображения вкладывается и символический характер, всегда вкладываются такие черты, которые могли бы быть узнаваемыми, по-другому скажу – не фантастическими, придуманными, а вполне реальными для человека. Проще говоря: ты мог бы быть таким.

– А купидон со стрелами имеет какое-то отношение к церковной жизни?

– Отвечая на этот вопрос, я должен сказать, что ангелы – это не всегда добрые духи. Мы знаем, что в ангельском мире есть ангелы света, а есть ангелы тьмы – те самые ангелы, которые тоже сделали однажды свой выбор и этот выбор никогда не меняют. О них говорят как о духах, которые забавляются человеческими чувствами, самим человеком ради некой забавы. И вполне уместно сказать об ангелах тьмы, что они могут являть себя в разном образе, но имеют совершенно другую цель. Если ангел света приводит к свету, то ангел тьмы приводит человека к страстной тьме, к зависимости – в отличие от светлых ангелов.

– Владыка, в чем разница между ангелами и архангелами?

– Церковная традиция, основанная в том числе на Писании, говорит нам о некой иерархии среди ангелов, или о том призвании, которое они имеют. Если еще проще сказать – у каждого есть свои поручения от Бога. Ангелы, архангелы, херувимы, серафимы – это наименования ангельских чинов, и их поручения отличаются. Одни доносят прямое указание Божие и приносят благую весть, как архангелы, и возглавляют ангелов. Другие исполняют иные поручения любви Божией, когда оберегают человека от каких-то опасных поступков, когда участвуют в человеческой жизни таким образом, чтобы помочь человеку оказаться свободным от страхов и не сделать неправильных поступков в своей жизни.

– Владыка, Вы как-то говорили, что знаете очень интересную историю о художнике Васнецове и ангелах. Я думаю, самое время попросить Вас рассказать ее.

– Она очень поучительная и отчасти еще дополняет те ответы, которые я уже попытался дать в нашей сегодняшней встрече.

Васнецов, как известный художник, очень часто использовал для написания тех или иных образов прототипы. Однажды Васнецову пришлось писать большое изображение – икону Страшного Суда в одном из храмов недалеко от города Москвы. Когда он приступил к написанию ангелов, то где он мог найти прототип для написания такого светлого, свободного, яркого, чистого лица, не тронутого печалью или тоской? Среди детворы. Гуляя по деревне, он увидел такого мальчишку – златокудрого, с большими голубыми глазами. Он взял разрешение у родителей, и этот мальчишка стал прототипом написания светлого ангела. Работа продолжилась, потом на какое-то время прекратилась – были другие заказы…

 И уже спустя заметное количество времени Васнецов вернулся в этот храм, чтобы все же закончить начатую раньше работу. Он дошел до того момента, когда нужно было писать падшего ангела, духа злобы, демона. Где можно было найти такой образ? Недалеко от этой деревни, как повествуется, находился острог, куда и отправился Васнецов, чтобы найти такой прототип – человека с искаженной свободой; как сказал бы современный человек – с испорченной жизнью, с опытом плохих поступков. Ему указали на такого человека: он действительно был очень мрачен, и один только его вид приводил в состояние ужаса. Этого человека привели в храм, в кандалах посадили перед художником, и он стал прототипом демона. Одно только это приводило всех в состояние ужаса. Но еще больше привело в состояние ужаса то, когда этот человек заплакал. Как рассказывают охранники, они впервые увидели слезы на лице этого человека. Когда его спросили, о чем же он плачет, что произошло, он сказал, что несколько лет назад того самого ангела писали с него. Это оказался один и тот же человек.

Эта история очень полезна, наверно, для каждого из нас. Чтобы мы через свою собственную свободу, через свой выбор сохраняли в себе то, что по достоинству принадлежит человеку: ангельский лик, свободный от печати смерти.

– Владыка, еще столько осталось вопросов, но, к сожалению, время нашей программы подходит к концу. Можем мы сделать как-нибудь вторую часть об ангелах?

– Я думаю, это возможно, и после первой части вопросов появится еще больше. Мы обязательно продолжим этот разговор.

– Обязательно вернемся к этой теме, а пока – Ваше заключительное слово...

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! В Псалтири пророка Давида есть замечательные слова, когда пророк говорит, что ангелами Своими Господь сохраняет нас, Бог нас бережет. Я хочу пожелать каждому из нас стать настоящим ангелом – может быть, не для всех, но хотя бы для одного человека, чтобы мы могли поддерживать его, верить ему, любить его, дружить с ним, просто быть рядом. И пусть Господь Своими ангелами присутствует рядом с нами и нашими друзьями. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​