О земном и о небесном. Вызовы современности и способы противостояния им

15 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Мне кажется, сегодня у нас необычная и очень интересная должна быть тема. Давайте поговорим о вызовах современности и способах им противостоять. Давно Вам хотела задать такой вопрос. Наткнулась на очень интересную статью об антинаталистах. Вы когда-нибудь слышали о таком движении? Я вот узнала совсем недавно. Поясним для нашей аудитории. Это люди, которые добровольно отказались от рождения детей. То есть все мы знаем движение «чайлдфри», но там философия такая: я живу для себя, для своего удовольствия, никому свое время посвящать не собираюсь. У этих же людей философия немного другая. Зачитаю: «Бытие есть страдание, поэтому лучше не начинать быть». И ссылаются еще даже на Шопенгауэра, якобы он – основатель движения. Так эти люди спасают своих потенциальных детей от несовершенного, на их взгляд, мира – они не рождают их вовсе. Вы сталкивались с таким когда-нибудь? И как можете это прокомментировать?

– Нет, не сталкивался. Бог милостив. Каждый раз, когда общаюсь с людьми, даже с теми, у которых по разным причинам нет детей (не от личного выбора, связанного с монашеством, а от каких-то жизненных обстоятельств), они всегда говорят об этом с глубоким сожалением. Поэтому я счастливый человек. С такими странностями в обычной жизни пока еще не приходилось сталкиваться.

– Как Вы думаете, с чем может быть это связано? Это все-таки такое проявление внутреннего эгоизма у людей?

– Да, когда человек упирается в самого себя. Не в небо, а в самого себя. И он оказывается в тупике. И тогда кажется, что вся его собственная жизнь сосредоточена только на нем самом, когда человек ставит себя самого в центр всей своей жизни. И тогда вокруг него все перестает вращаться, все останавливается. Как замечает один из богословов, Иоанн Златоуст, если ты ставишь в центр жизни Бога, тогда всё вокруг Него становится сразу на свои места, тогда все это вращение (и твое собственное) приобретает законченный смысл, тогда все становится ясно и понятно. А когда ты сам становишься в центре, ты останавливаешься, это тупик.

Такие люди, которые говорят о якобы избавлении от страданий посредством того, что они отказываются от семейной жизни, от отношений, чтобы избавить детей от страданий, навлекают на себя самих колоссальные страдания. Более того, из Евангелия мы знаем, что чадородие, хотя и происходит в страдании как наше наследство первородного греха, но это то самое лекарство, которое спасает нас от вечной смерти. Потому что, говорит Господь, через чадородие жене надлежит спасти свою душу. Это то самое лекарство, которое приносит не только радость во временной жизни, но еще и открывает вечность. И в эту вечность человек входит со счастьем той радости, которой он жил: своей семьи, своих друзей, своих отношений, выбора, который он сделал. А когда человек забивает эту дверь гвоздями, оттуда никто не вырвется и никто не будет снимать ее с петель, но вот самому тебе потом через эту дверь не выйти, как только вся твоя жизнь наполнится дымом огня.

– Большинство антинаталистов являются атеистами. Потому что даже если в их среде появляется верующий человек, они очень боязливо к нему относятся, так как считают, что вообще это преступление родить ребенка, зная, что он может в будущем попасть в ад (если верить в жизнь вечную). Что можно им ответить?

– К большому сожалению, я не знаю про эту категорию людей, но где-то очень близкие и созвучные мысли иногда встречаются у людей; не столько мысли, сколько какие-то поступки, созвучные этому. Но, слава Богу, это какое-то такое временное явление, от какого-то неудовлетворения и нежелания что-либо сделать правильно человек говорит: «А, все равно все погибнем, все отправимся в ад». Ничего подобного. Мы живем не ради смерти, а ради жизни. И когда в жизни ищешь не тени, а источник света, то в конце концов выбираешься из этих полутеней, полуобразов, полуслов, полумыслей, полуфраз (вот этого незаконченного). Если пробираешься к источнику света, если не за своей тенью гоняешься... Поэтому говорить о том, что это принесет счастье, можно очень условно.

А то, что это люди религиозные или нерелигиозные, скорее всего еще раз подтверждает ту мысль, о которой я сказал в начале нашей беседы. Когда человек упирается в самого себя и запирается в самом себе, то, к большому сожалению, страху и ужасу, он становится опасен для самого себя. Он запирает себя в этой душной каморке своих страхов, своих ложных представлений о том, что мир, как у крота, должен быть только в ночи и только под землей. И он боится вылезти наружу, говоря, что там, где заканчивается тьма, еще страшнее, там самая опасная среда.

– Несмотря на такое негативное отношение к жизни у антинаталистов, они все-таки против пропаганды самоубийств. Но это делают другие люди, тоже, как утверждают, со своей гуманной философией. В Амстердаме недавно на выставке похоронной индустрии показали будку для самоубийств. Конструкторы – это активисты движения за эвтаназию, они обещают выложить чертежи в Интернет для самостоятельного изготовления будки. Принцип работы такой, что человек ложится в капсулу и отравляется азотом, как бы это безболезненно и гуманно. Если это так открыто пропагандируется как достижение новейших технологий – значит, что происходит с миром, с людьми? И к каким последствиям это может привести в итоге?

– Иногда мы должны понимать, что наша свобода заключается не только в возможности принимать или не принимать какой-то выбор, делать его, но еще наша свобода заключается в том, чтобы дорожить тем даром, который есть у нас. У нас есть свобода жить, потому что этот дар нам подарен. Но у нас нет свободы лишить себя этой жизни, потому что если мы отвергаем этот дар, который нам дан, то таким образом мы не просто покушаемся на творение Божие, на Его дар, благодаря которому живем; наш выбор начинается с того момента, как мы начали жить, но не раньше. То есть любые поступки, связанные с нашим выбором, уже совершаются с момента факта начала нашей жизни.

Мы можем выбирать многое: свою профессию, язык, на котором будем говорить, место, в котором будем жить, но мы уже не можем касаться самой жизни, выбирать, жить или не жить. Потому что если мы подходим к этому моменту, то в том числе лишаем себя права выбора. Поэтому покушение на жизнь является самым страшным, отчаянным и непростительным поступком для человека, которым он, пожалуй, произносит то, что уже невозможно простить: «Я перестаю быть человеком». А если человек это делает, то любые поступки за этой гранью уже вне человеческого образа. Поэтому Церковь решительным образом осуждает самоубийство.

Самый страшный образ такого человека – образ Иуды Искариотского, который, став предателем, стал еще и самоубийцей более того и обрек свою душу не только на страшное осуждение, но и имя его стало именем нарицательным.

Технология должна помогать человеку оставаться человеком, тогда это по-человечески, тогда это не только ее оправдывает, но и наполняет жизнь смыслом. Но в какие-то моменты нам нужно сказать: стоп, этого допускать нельзя ни в коем случае. Знаете, как с детства: мы же умеем останавливать наших детей на обочине дороги. Так и здесь мы должны сказать себе: стоп, этого допустить нельзя.

– В мире вечное противостояние атеистов и верующих, и каждый день, наверное, с этим приходится сталкиваться. И Вам, наверное, тоже. Как все-таки им ужиться рядом? Почему, на Ваш взгляд, человек теряет иногда свою веру и становится атеистом? Этому способствуют какие-то вызовы современности?

– И у одних, и у других, мне кажется, мотивация очень близка. Одни доказывают, в том числе своими поступками, что Бога нет, и постоянно, каждый день начинают с этой мысли. А верующие люди начинают с мыслью: Бог есть. Но начало и одних, и других каждый день практически одно и то же, только поступки, отношения начинают разниться. Я не скажу о каком-то противостоянии, потому что человек верующий или человек, отрицающий бытие Божие, скорее не направляют свои силы борьбы или противодействия друг ко другу, а эти силы как-то направляют в себя. И в себе самом пытаются найти этот свет или, напротив, отказаться от него и сказать: только искусственный свет, только искусственное освещение, мой создатель – это то, что я сам себе создаю: свои образы, свои идеи, свои мысли. И вот этот искусственный свет и является моим светом. А религиозный человек говорит: нет, мой свет не искусственный, не рукотворный, поэтому в этом свете моя жизнь приобретает определенные черты.

Думаю,  нет никакой необходимости бороться с кем-то. И сами верующие люди не борются с другими неверующими. Я скорее борюсь со своими собственными проблемами, со своими страстями, своими неправдами, своими кривизнами, которые пытаюсь выпрямить. И уж поверьте, нет во мне желания и времени бороться с кем-то еще снаружи, доказывая правоту. Эту правоту прежде всего нужно доказать самому себе. Но бывает (и в истории мы знаем такие примеры), когда атеистическая или подобного рода пропаганда вооружается и показывает свою силу всевозможной борьбой с присутствием тех людей, которые исповедуют себя верующими. Вообще такие вещи крайне опасны и для одних, и для других. Мы всегда должны сохранять в себе то, что Бог дает нам изначально, – свободу выбора. Но вместе с этим свободу отстаивать своими убеждениями. Не в другом, а в себе самом. Своими правильными, достойными, человеческими поступками.

– Если резюмировать, то как в целом современному человеку относиться к постоянным вызовам современного мира? Можно закрыться с головой под одеялом и не реагировать ни на что (так можно, наверное, сойти с ума) или вести постоянную борьбу, что тоже опасно? И где находить силы?

– Мне кажется, самым главным вызовом современности, как, в общем, и древности, является одна и та же теза: ты совершенно одинок, никому ты не нужен и никто тебя не любит. И вот все, что делается вокруг, в том числе иногда современными технологиями, тому подтверждение. Появляются какие-то кухонные комбайны, какие-то приспособления, которые «делают» твою жизнь, как бы заботливо тебя окружают, появляются социальные сети, виртуальное общение, появляются «лайки», «френды», и кажется, что все это виртуально наполняет твою жизнь. Но ты до конца одинок, и никому ты не нужен, и никто тебя не понимает.

Эти вызовы есть теперь и были тогда. И на это нужно отвечать всегда одним и тем же: если загораются звезды, значит, кому-то это нужно – уметь даже в ночи своей жизни подымать голову и смотреть на эти звезды и понимать, что кто-то их зажигает, и всегда помнить, что ты совершенно не одинок. И не просто об этом помнить, но и своими поступками чью-то жизнь делать неодинокой. Вызов к человеку всегда один и тот же: я не один, есть Бог, Который подарил мне жизнь, и есть те люди, которых Он мне подарил. И делать все, чтобы это неодиночество распространять вокруг себя и в самом себе. Это, пожалуй, самое главное, что нужно помнить в современном мире.

– Тогда не страшно жить даже в современном мире.

– Совершенно не страшно.

– Спасибо. Мне кажется, получилась очень интересная программа. И, конечно, Вы ее завершите своим словом.

– «Плохо человеку быть одному», – сказал Господь, когда сотворил Адама и помощницу ему – Еву. Дай Бог, чтобы наши собственные ощущения и понимание того, что Бог не желает нам плохого, не желает, чтобы мы были одни, всегда воодушевляли нас к дружбе,  любви, к добрым, искренним отношениям, к большому сердцу, большой душе, в которой для всех есть место. Но самое главное место занимает Он – наш лучший Друг. Пусть Господь благословляет, прощает всех нас!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать