О земном и о небесном. Святыни

24 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Здравствуйте! С вами программа «О земном и небесном». Как обычно, нас ждет интересная беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

Владыка, давайте сделаем темой нашей сегодняшней программы святыни?

– Да, это интересно.

– Вы обещали нам рассказать о том, какая новая святыня появилась (или скоро появится) в Вашем монастыре.

– Да, это произошло. На Светлой пасхальной седмице, в среду, мы принесли в монастырь икону Божией Матери, которая имеет интересное название на греческом языке – «Кехаритомени», что в переводе на русский означает «Благодатная». Сама эта икона имеет достаточно древнюю историю, она известна с XIII века и находилась в одноименном монастыре в Константинополе. После падения Константинополя эта икона чудесным образом была спасена и оказалась на Святой Горе Афон в монастыре Ксенофонт. Я неоднократно посещал Святую Гору и, когда однажды прибыл в монастырь Ксенофонт, имел счастливую возможность приложиться к ней. Она находится в алтаре главного храма (кафоликона).

Я удивился! На этой иконе Матерь Божия изображена особым образом. Она так удивительно нежно, по-матерински обнимает и целует Своего Младенца, что такой жест и такое расположение изображенных на иконе Богородицы и Богомладенца Христа просто не могли не умилить. Я попросил у настоятеля монастыря благословение написать нам копию этой иконы. И по традиции иконописцев мастер, который написал эту икону, возложил на себя строгий пост, перед образом был отслужен молебен, освящена вода, далее этой водой были освящены краски. Икона писалась на протяжении достаточно долгого периода, неспешно. Затем она стояла рядом с образом, с которого ее писали, перед ней совершались богослужения, и спустя время после освящения эта икона была принесена в наш возрождающийся Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь. Теперь она стала новой обретенной святыней нашей обители и всего нашего благословенного Кавказа.

– Она успела побывать в других храмах?

– Это тоже получилось очень интересно. Специально того не планируя, по просьбе наших благочинных я дал благословение, чтобы сначала эту икону принесли в храмы, и так получилось, что, прежде чем «прийти» к себе домой, в монастырь, она «познакомилась» с нашей епархией. Она побывала в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, во многих других регионах, в городах Кавказских Минеральных Вод. Батюшки свидетельствуют и рассказывают мне о том, что перед ней воистину совершались удивительные чудеса! Люди приходили и благодарили за то, что их молитвы были услышаны, и, кланяясь перед этой иконой, говорили: «Воистину Благодатная!» Такое свидетельство дорогого стоит! Теперь эта святыня утешает и благословляет и насельников нашего монастыря, и паломников.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, что такое «святыня» в христианском понятии. Я слышала, что даже многие верующие люди не понимают, как можно поклоняться предметам. Считают, что в храм нужно идти молиться Богу, и не понимают, зачем им поклоняться мощам святых, почему святых не хоронят по христианскому обычаю. Например, в Ставрополь привозили сорочку цесаревича Алексея, и многие не понимали, как можно поклоняться сорочке, ведь нужно же Богу молиться. Объясните, пожалуйста.

– История древней Церкви, современной Церкви знает много свидетельств (и они в том числе запечатлены в Священном Писании), когда Бог творит Свое дело и являет Свою силу посредством каких-то предметов, в том числе через освященную воду, через образы.

К примеру, особенно сегодня уместно вспомнить, как появилась первая икона. Есть такое замечательное предание, сохранившееся в Церкви. Один из князей заболел тяжелой болезнью (проказой) и узнал о том, что живет Христос Спаситель, Который проповедует в Палестине, и послал к Нему своего художника, чтобы тот написал образ Христа. Художник ходил долгое время, но никак не мог зафиксировать, написать этот образ. Как повествует предание, однажды Господь взял в руки полотенце, вытер Свое лицо, и на этом полотенце отобразился Его лик, который известен в современной иконописной традиции как «Спас Нерукотворный», когда изображается одно лицо Господа и Спасителя Христа.

Или, к примеру, известная во всем мире Туринская плащаница, которая тоже как предмет стала свидетельством явленной силы Божией. Одним словом, Господь через эти предметы являет Свою силу. Правильно отметили, что мы, совершая поклонение, кланяемся не предметам, но, как говорит догмат об иконопочитании, умом своим восходим к Первообразу. Предмет, если так можно сказать, – это всего лишь зримый и ощутимый повод поклониться Богу.

Это можно еще сравнить с тем, что, например, идет многодетная мама, и, конечно, она вызывает чувство радости, и я не знаю этого человека, но в ее образе я поклоняюсь всем матерям. И когда я говорю ей: «Спасибо за то, что вы рожаете и воспитываете деток, живете большой семьей», в том числе я это говорю вообще всем матерям. Вот так и здесь: предметы дают нам силу и повод поклоняться Первообразу. И конечно же, это поклонение является самым важным и самым главным.

– Владыка, надо разделять понятия «поклонение» и «почитание»? Это разные понятия?

– Да, вне всякого сомнения! Потому что ни в коем случае нельзя эти предметы обожествлять до такой степени, чтобы они становились выше того образа, которому мы кланяемся. Мы трепетно относимся к святыням, мы храним их, но в отрыве от нашего поклонения Богу они не имеют никакой силы. Сами по себе они не являются источником силы – источником силы является наша вера. Как Христос, когда исцелял людей, говорил человеку: «Вера твоя спасла тебя». Не рубашка, не камушек, не какая-либо деревянная написанная икона, а именно вера спасает человека – да, посредством прикосновения в том числе и к таким предметам.

– Когда неправильно относятся к святыне – это грех небрежения?

– Да, когда человек намеренно пренебрегает святыней или уж тем более, упаси Бог, подвергает ее какому-либо осквернению, выражая таким образом свое отношение к Первообразу. Это недопустимо, потому что это опасно для человека, ведь подобного рода поступки всегда будут иметь продолжение: сначала он оскверняет какое-либо место, куда люди приходят помолиться Богу, а затем всегда оскверняет свою собственную жизнь. Потому что скверное отношение к святыням всегда приводит и к скверному отношению к себе самому, к образу, по которому создан человек, и рано или поздно эта скверна проникает во все пространство жизни человека.

– Владыка, бывает так, что в город привозят святыню, человек очень хотел бы попасть к ней, но никак не получается (дела не пускают, обстоятельства). И вот тогда он может услышать: «Да ты что! Да как ты мог! Ну все, теперь дел никаких не будет». И такое ощущение, что произошло что-то плохое. Надо обязательно все отменить и прийти к святыне? А если не получилось?

– А если не получилось, никто не лишает человека возможности помолиться (о чем мы сегодня и говорим). К большому сожалению (это тоже нужно признать), нередко бывают случаи, когда такого рода поклонения носят исключительно магический характер: мол, прикоснусь, и что-то обязательно во мне произойдет. Пока ты не почерпнешь воду из источника, ты не напьешься этой воды – нужно потрудиться. Просто подойдя к колодцу и посмотрев в него, ты не утолишь свою жажду – нужно поработать.

Так и здесь: сама по себе святыня, как я уже сказал, имеет свою силу только тогда, когда ты трудишься над своей собственной жизнью, когда ты изменяешь свою жизнь. Прикосновение к святыне – это не оправдание твоих поступков, это, наоборот, если так можно сказать, пальпация врача, который, прикасаясь к тебе, говорит: «Болит или не болит?» Вот и ты прикладываешься к святыне и чувствуешь боль в своем сердце, в своей душе. Ты смотришь на икону и вспоминаешь: «Да, а к маме-то я плохо отнесся, наговорил лишнего». Прикасаешься к какой-то другой святыне и говоришь: «Да, со своим другом и со своей подругой я поступил неверно. Надо бы извиниться, надо бы восстановить отношения вновь». Вот тогда эта святыня действительно помогает!

– Владыка, мне приходилось слышать, что на многих христиан сейчас «выливается» очень много информации (ведь тема православия была закрыта какое-то время, а потом стала доступна) так, что они мечутся и туда, и туда: и это надо почитать, и то взять. И от избытка информации некоторые путают настоящие святыни и псевдосвятыни. У многих верующих, которых можно увидеть и стоящими в церкви, на руке есть красная ниточка из Иерусалима. Насколько я знаю, она не является православной святыней.

– Да.

– Как людям не запутаться? Как идти в правильном направлении?

– Спасибо, Юлия, за этот вопрос. Вы затронули на самом деле очень важную и значимую тему как раз в контексте нашей сегодняшней беседы. Святыни истинны тогда (это можно говорить с полной уверенностью), когда, во-первых, они имеют общецерковное распространение, имеют историю, которая сохраняется, передается с момента появления этой святыни по сей день. Другое дело, когда, к сожалению, есть подобного рода подложные святыни, которые скорее носят магический характер, о чем сегодня мы также пытались поговорить.

Пример, который Вы привели, имеет к этому самое прямое и непосредственное отношение. То есть человек считает, что это будет как бы работать за него: он ничего не будет делать, а это будет его каким-то образом от чего-то оберегать. Я помню встречу с одной замечательной девушкой, которая увидела у меня на руке четки и говорит: «А это у Вас от чего? От сглаза?» Я говорю: «Да нет, это для того, чтобы время зря не терять, чтоб делом заняться – молитву прочитать». Для нее было таким удивлением, что, оказывается, нужно использовать собственный труд, как мы сегодня говорили. Хотя помню, в советской школе на истории нам рассказывали, что монахи носили четки, чтобы по ним считать мешки спрятанного зерна. Да, была и такая версия.

Поэтому здесь, конечно, нужно быть очень внимательным. В подобного рода случаях, конечно, всегда было бы правильным советоваться со своим духовником, задавать ему вопрос, находить ответ не через поисковую систему, а через прямое общение с человеком, имеющим личный опыт духовной жизни.

– Владыка, следующий вопрос, наверное, будет обширный: какие святыни сейчас есть в наших соседних республиках?

– Конечно, одной из таких святынь являются древнейшие сохранившиеся храмы, которые находятся в современной Карачаево-Черкесии – лик Господа и Спасителя Христа на одном из склонов, к которому теперь можно подняться (сделана лестница). Этот лик является одним из самых древнейших изображений Христа в России. Ориентировочно специалисты датируют время написания этого лика X–XI веками, как, в общем-то, и храмы IX–X веков, которые там находятся.

В нашем Спасском кафедральном соборе города Пятигорска находится единственная уцелевшая икона из первого храма, разрушенного в годы советского лихолетья. Этот образ также был написан на Святой Горе Афон и подарен жителям города Пятигорска, о чем сохранилась надпись на обороте иконы.

В Кабардино-Балкарии сохраняется икона Божией Матери, именуемая «Моздокская», это один из самых почитаемых образов на Северном Кавказе. Теперь в епархии сложилась традиция в праздник Моздокской иконы Божией Матери – а это бывает в день Преполовения Пятидесятницы, на 25-й день празднования Пасхи, когда Пасха переходит свой рубикон, – совершать крестный ход по улицам города Прохладного с этой иконой, молиться о мире на нашем благословенном Кавказе.

– Владыка, большое спасибо за, как всегда, интереснейшую беседу! И конечно, Ваше напутствие…

– Спасибо за нашу сегодняшнюю встречу! Дорогие братья и сестры, я хочу пожелать каждому из нас хранить святыню нашей веры и отношений к людям, которые находятся рядом с нами. Потому что, пожалуй, самым лучшим и самым верным поклонением Богу будет искренняя любовь, чистая дружба, надежные отношения, хорошие слова и правильные поступки по отношению к тем, кто рядом с нами, – одним словом, жизнь по-человечески! И пусть Господь помогает всем нам в этой жизни посредством и святынь, которых, слава Богу, есть немало. Храни вас Господь! Мы обязательно увидимся. До свидания.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать