О земном и о небесном. Аграрные приметы и суеверия

6 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Мы продолжаем обсуждать самые интересные темы с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

Начинается весна. И я думаю, очень многие уже собираются выходить на весенне-полевые работы. Для них в разных источниках очень много интересной информации. Например,  «май холодный год хлебородный»; «будешь поддерживать мешок зубами (это для тех, кто собрался сеять) зерно не уродится; останешься голодным». Очень легко человеку запутаться. Думаю, Вы уже догадались, что я предлагаю поговорить сегодня об аграрных приметах и суевериях. И первый вопрос: как же все-таки отличить приметы от суеверий?

– Очень хорошую тему Вы затронули, потому что она всегда актуальна. Мы люди земли, так сказать. И, конечно, питаемся трудом рук своих, как и заповедано было Адаму и Еве, что теперь они будут в поте лица выращивать для себя пропитание. И вот мы, как наследники Адама и Евы, являемся наследниками в том числе и возделывания земли, на которой живем. В чем отличие примет от суеверия? Приметы – это то, что было простым народом примечено как действие естественных физических процессов. Люди не знали физических формул, не знали формул, как высчитать атмосферное давление, не знали о воздействии на поля нашей земли (имеется в виду притяжение – то воздействие, которое оказывает Луна как спутник Земли). И люди просто примечали, что в такое-то время происходит вот такое движение (прилив, отлив, движение жидкости), а в такое-то время бывает вот это: земля прогревается, начинает парить и готова к тому, чтобы можно было что-то сеять. Это те примеченные народом естественные физические свойства, положенные Богом как закон нашего физического бытия.

А что касается суеверия, то само слово «суеверие» означает веру ни во что, когда человек свою веру не делает сопричастной своей собственной жизни. Ведь вера в Истинного Бога заставляет человека быть истинным человеком, а вера ни во что (в какие-то приметы) позволяет человеку оставаться таким, каким он был. И только лишь чего-то бояться… Или пытаться чего-то избежать не посредством того, что ты станешь истинным человеком, а посредством того, что, в принципе, останешься таким же, но какие-то там употребишь особенности – и как будто бы вокруг все изменится. Это суеверие.

Владыка, а есть приметы, которые связаны непосредственно с церковными праздниками? Например, пушится верба к Вербному воскресенью значит, год будет урожайным. Или темная ночь на Пасху (не знаю, у нас бывает светлая ночь в такое время года) – к урожайному году. Еще я нашла: от того, каким будет урожай, зависит, оказывается, в какой день недели праздновали Рождество Христово. Как нужно относиться к таким приметам?

– Так как люди церковные как жили, так и поныне живут церковным календарем, то они чаще всего и примечали церковные даты, которые становились реперной точкой для принятия решения о том, когда нужно что-то сеять, когда нужно что-то собирать, – просто по церковному календарю ориентировались. В том числе церковный календарь определял и время, когда человек должен был отдохнуть от своих трудов или дать отдохнуть полю. И все это вполне естественным образом укладывается вот в этот естественный физический закон. А что касается примет, связанных с теми или иными астрономическими явлениями, о которых Вы сказали, это вполне может быть. И в этом нет ничего особенного, ведь сама Пасха подвижная, она празднуется и высчитывается по лунному календарю, поэтому каждый год меняется время празднования. В связи с этим, естественно, народ примечает, что Пасха бывает ранняя или поздняя, а значит, примечает и то, какие бывают атмосферные явления. Вот на раннюю Пасху всегда бывает так, потому что она еще холодная, а поздняя Пасха – наоборот, теплая. И все это дает возможность определить точное время, самое выгодное для того, чтобы заняться посевами и земледелием.

Вы сейчас сказали о лунном календаре. Православные люди пользуются им?

– Да, это может показаться странным, но в Православной Церкви в календаре учитывается в том числе и лунный календарь. К примеру, сама Пасха вычисляется после дня весеннего равноденствия и первой полной луны. Воскресенье является днем празднования Светлого Христова Воскресения.

– Я недавно видела в продаже журнал «В помощь садоводу». Но там вперемешку были приметы, заговоры, молитвы: якобы все это должно садоводу помочь. Как человеку разобраться, стоит или нет такую литературу приобретать?

– К большому сожалению, такой набор трудно назвать «аптечкой». Если в аптечке находятся средства, которые действительно могут помочь человеку в разных обстоятельствах, при разных даже неожиданных явлениях, то здесь скорее всего ложная помощь. Она связана в том числе и с большим еще, к сожалению, незнанием своих традиций и обычаев. Действительно, как я уже сказал, народ примечал какие-то вещи, связанные с естественными законами природы, но вместе с тем и обращался к святым угодникам Божьим, которые примером собственного труда показали, во-первых, свое трудолюбие, свое доброе, сострадательное, если так можно сказать, отношение к животному миру, показали свою заботу о земле.

 Они были хорошими пахарями, были  отменными земледельцами, скотоводами, они лечили не только больных людей, но лечили и животных, облегчая им физические страдания. И вот когда люди в своей жизни обращаются к молитвенной помощи своих, так можно сказать, небесных покровителей, или своих предшественников по труду на земле, то такая связь более реальна, она понятна. Она показывает не только отношение к земле, но и дает возможность человеку растить не только, простите, помидоры, которые бывают нужны и вкусны, но и самому расти в настоящего человека.

Каким святым молятся аграрии?

– Например, есть интересная история, связанная с житием преподобного Георгия Победоносца. Он поднял павшего вола и вернул его хозяину, для которого это, конечно, было большим подспорьем и утешением. И есть очень интересная история святых Зосимы и Савватия, которые сами, допустим, разводили пчел и серьезно занимались, если можно так сказать, пчеловодством, примечая особенности жизни пчел, молясь Всевышнему, чтобы Господь помогал им в трудах. И сегодня современные пчеловоды молятся этим святым угодникам Божьим, просят их дать им силы и мудрость. И в том числе в пчеловодстве.

Есть множество других святых угодников Божьих. Например, святые мученики Флор и Лавр, которые лечили не только людей, но помогали животным преодолевать всевозможные физические недуги. Им тоже молятся, особенно те люди, которые занимаются скотоводством, просят их помощи и поддержки. Одним словом, когда обращаются к святым, то делают это прежде всего для того, чтобы не только поесть или что-то вырастить, а самое важное и главное – остаться человеком сострадательным, внимательным, любящим окружающий мир, чтобы относиться к окружающему миру как к дару Божьему. Ведь природа, которая нас окружает, и силы, которые Господь вложил в эту природу, – это тоже дыхание Его жизни. Бог дышит везде. Поэтому бережное, правильное и достойное отношение к тому ресурсу, который Господь нам дал, является в том числе отношением к Нему Самому, к Тому, Кто является источником всего живого и всего сущего.

А есть ли приметы, которые Вы примечаете? И, может быть, следуете им?

– Ну, у нас на горе, в монастыре, мы примечаем появление первых птиц. Наверное, мы раньше всех это слышим, потому что в городском шуме сразу не услышишь, что запели птицы. А там, в этой тишине, этого очень сильно не хватает. И как только они запели, мы говорим: «Ну, слава Богу! Совсем скоро Пасха. Уже вот-вот начнется весна».

– Спасибо большое. Очень интересная тема получилась, думаю, не только для тех, кто собрался сейчас выходить на весенне-полевые работы. И, наверное, для них – Ваше напутственное слово, чтобы все получилось.

– Дорогие братья и сестры, в эти дни, в которые предлагается каждому из нас потрудиться, я хочу пожелать всем нам, чтобы этот труд имел конечным результатом не только лишь полные закрома. Чтобы мы шли не на битву за урожай, а шли на битву за человеческие души, чтобы наш труд помог кому-то, чтобы мы смогли в том числе и своим трудом поддержать другого человека, чтобы мы могли замечать нужду. И пусть это доброе желание поддержать, напитать кого-то вдохновляет каждого из нас. Я желаю вам помощи Божией в трудах и хорошего, доброго урожая. Пусть святые угодники Божии покровительствуют всем нам, чтобы мы оставались надежными, хорошими, настоящими людьми. Храни вас всех Господь.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Елена Тимофеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать