О земном и о небесном. Великий пост: тем, кто постится впервые

27 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Первая неделя Великого поста на дворе. Я хочу попросить Вас поговорить сегодня о тех, кто все-таки решился первый раз держать пост. Вот этот пост первый для человека. Скажите, к чему надо быть готовым человеку, с какими трудностями он столкнется? Чего ему, может быть, бояться; чего не бояться? Как готовиться правильно?

– Во-первых, я хочу поддержать этих людей и пожелать им помощи Божьей. Это очень серьезный и смелый поступок. Мне кажется, что бояться всегда в первую очередь стоит самого себя. Я поясню. Речь идет о том, что время любого поста, как время любого подвига, который совершает человек во имя своей бессмертной души, во имя того, что мы называем хорошим, добрым, светлым и олицетворяем это с персоной Самого Всевышнего, Бога, обостряет прежде всего в нас самих очень разные стороны жизни. И, скажем так, доносит свет до самых темных уголков. И надо сказать, что очень часто вот эта внутренняя обнаженная проблема начинает проецироваться на внешнее. Иногда на самом деле нужно научиться чуть-чуть больше помолчать (ну, или хотя бы не сразу реагировать), то есть совладать со своим собственным языком, о котором апостол говорит, что это как руль у корабля. Корабль большой, а маленьким рулем управляется вся эта махина, весь этот громадный корабль.

И иногда человек, взрываясь, начинает искать внешние причины: вот вокруг меня это; если бы не она; если бы не он, я бы все по-другому сделал… Нужно быть готовым к тому, что каждый день придется подходить очень близко к зеркалу – к особенному зеркалу, в котором ты увидишь то, что не видишь в обычные дни. Ты начнешь разглядывать себя самого таким, какой ты есть на самом деле, если так можно сказать. И вот прежде всего нужно быть готовым именно к этому. И преодолевать все эти вызовы, или собственные рассмотренные в зеркале образы, не посредством утонченного рецепта на кухне, а посредством умения, скажем так, утончать свою собственную жизнь. Искусство жизни, так сказать.

– Насколько я знаю, тех, кто начинает поститься, больше всего пугает словосочетание «постная кухня». Вот жил человек, ел колбасу каждый день и вдруг нет колбасы…

– Можно вспомнить как раз, как никогда, профессора Преображенского, который советовал вообще не есть колбасу. Конечно, есть то, что чаще всего мы относим к привычке, в том числе и к вкусовой привычке (ну вот нравится мясо человеку). Время поста – это не то время,  когда надо придерживаться только постной кухни (хотя, конечно, прежде всего это такая церковная подсказка, что является постным, а что нет; постное – это то, что не животного происхождения). Кстати, очень интересная история, почему это происходит. Это в том числе напоминание нам состояния Адама и Евы до грехопадения; в раю они не ели пищи животного происхождения, у них была, можно сказать, вегетарианская кухня, пища растительного происхождения. И это воздержание от пищи животного происхождения – напоминание нам о том состоянии, в котором были Адам и Ева.

Но вместе с этим самым главным рецептом является то, что я стараюсь ограничивать себя или даже отказываться от того, что мне больше всего нравится. Почему-то так уже привык. Хотя бы на время, чтобы испытать свою собственную волю, сказать себе самому, что хозяином твоей жизни являются не твои вкусовые рецепторы, не твои привычки, а ты сам. И ты сам устанавливаешь эти привычки. Поэтому надо отказаться от того, что больше всего любишь употреблять в пищу.

– Во время поста и богослужения становятся длительными, очень серьезными. Как священники напутствуют тех, кто не привык долго быть в храме?

– Для меня это было проблемой, когда я только начал ходить в храм, когда все было непонятно – и церковнославянский язык, и церковные правила, обычаи, традиции. Казалось, что это только для каких-то очень посвященных людей или для тех, кому, может быть, торопиться некуда. Смотришь, стоят люди взрослые, старшего поколения… А со временем начал вникать в богослужение или, проще скажу, за богослужением начал думать о том, что окружает меня (разглядывал иконы, пытался повторять молитвы). В конце концов однажды в руках появилось Священное Писание, начал читать его, изучать церковнославянский язык; одним словом – начал молиться. И время как-то тогда поменялось.

А ведь так всегда бывает. Я помню и школьные впечатления: некоторые уроки казались бесконечно долгими; казалось, что урок никогда не закончится. А некоторые пролетали быстро: вроде только-только сели за парты – и уже урок закончился. Все зависело от твоего отношения к предмету изучения. От того, насколько ты сам к нему готов, насколько интересуешься им.  К посту правильнее готовиться, конечно, имея, если можно сказать, подсказки (коль уж мы проводим аналогию со школьной партой).

К примеру, во время первой недели Великого поста в храмах читается Великий покаянный канон. Можно в этот день прийти в храм, взяв с собой книгу с текстом этого Великого покаянного канона, очень интересного, глубокого произведения, гимнов, молитв (в переводе на русский язык). Особенно для новоначальных людей, мне кажется, это будет очень полезно. И когда священник будет читать эти молитвословия на церковнославянском языке, ты можешь смотреть на русский перевод, и само молитвословие станет тебе понятно. Вместе с этим ты поймешь глубину церковнославянского языка, поймешь его удивительную красоту, удивительный глубокий смысл, который подчас бывает достаточно трудно передать на русском языке.

И вот этот интерес откроет для тебя новую страницу в твоей духовной жизни. Проще говоря, в храме нужно молиться – столько, сколько хватает внутреннего сосредоточения, сколько хватает сил. Но нужно уметь учиться молиться. А иногда надо уметь и просто помолчать. Приходишь, к примеру, к больному человеку в больницу – первых пяти-десяти минут хватит, чтобы узнать все новости: как он себя чувствует, что говорят врачи, какие прогнозы, что ему принести, что ему выписали, что ему нужно – и все. А вот человек, к которому ты пришел, очень нуждается еще в том, чтобы ты просто рядом посидел, побыл. Чтобы просто пообщаться. Ты понимаешь, что за десять минут поговорили как бы обо всем (еще и каждый день по телефону говорим, все новости знаем). А вот если уметь помолчать, просто минут десять посидеть рядом, взяв за руку близкого тебе человека, то, мне кажется, этих десяти минут будет настолько много! Это как ценное лекарство.

Иногда и в храме надо уметь просто помолчать. Да, может, ты не все понимаешь. Может быть, для тебя не все ясно в тех текстах, которые прочитываются в храме. Но если ты эти десять минут сможешь помолчать, поверь, за этими десятью минутами придут еще минуты, которые ты захочешь пробыть в этом молчании. Ты почувствуешь трепет этого присутствия рядом с тем, Кто твой Небесный Отец.

– Бывает так, что человек, который решил поститься, в семье такой один. И мало того что он не получает поддержки, бывает еще и наоборот. Не знаю, бывают ли скандалы, но возможно – недопонимание.

– К сожалению, бывают такие истории. Я с этим неоднократно каждый год сталкиваюсь (с историями разных людей, прихожан, друзей, которые доверяют свою исповедь, свою жизнь). Тут нет универсального ответа. Нужно внимательно рассматривать семейную жизнь. Нужно прежде всего задаться вопросом: почему? Почему тебе не доверяют твой пост? Потому что это проблема, связанная с кухней: надо еще готовить в одной кастрюле отдельную еду? Тогда есть примеры, как можно ее решить. Или это с чем-то другим связано? Нужно каждый раз разбираться, почему тебя не понимают. Или тебя вообще не понимают в семье, постоянно и всегда не доверяют?

Но можно продолжать эксперимент, сказать: вот я неделю попощусь, помогите мне в этом, а я постараюсь показать вам за эту неделю, каким я могу быть хорошим, оправдать ваше доверие. И, может быть, хорошее поведение в обмен на тарелку постного супа будет очень даже неплохим. Это поможет, в общем, и одним, и другим в семье. Мне кажется, такие взаимные жертвы всегда должны быть. Но если есть жертва только с одной стороны, а с другой стороны нет, то, конечно, такой семье будет очень непросто, сложно. И таким людям я советую обращаться к духовнику, священнику в храме, чтобы подробно рассказать ему о своей семейной ситуации, получить от него совет, как быть вот именно в этой ситуации, которая сложилась в твоей семье.

– Пост продолжается. Думаю, те вопросы, которые я сегодня не успела задать, задам Вам потом. Владыка, Ваше напутствие тем, кто нас посмотрел и решил, что он будет поститься.

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, это хорошее дело для тех, кто делает первые шаги в усилии над самим собой. Я хочу пожелать всем нам никогда не отказываться от этой возможности – показать свою человечность внутри себя, для самих себя, показать готовность и возможность преодолевать себя. Когда мы сможем отказываться от чего-то для себя, тогда мы сможем понимать в особенности нужду других. Хочу пожелать всем нам приятного поста. И как говорят о посте, это весна духовная. Пусть эта весна духовная каждому из нас принесет добрые, хорошие плоды. Помогай нам Бог.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Елена Тимофеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать