Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В пространстве, в котором все мы сейчас живем, сильно разделены мнения. Некоторые люди терпеливо, с пониманием принимают все те ограничения, которые вводятся. Но есть часть людей, которые очень недовольны, протестуют, считают, что это является серьезным нарушением личной свободы. Как Вы думаете, с чем в этой ситуации все-таки нужно соглашаться, а с чем нет?
– Я думаю, что время, которое мы все вместе сейчас переживаем, задаст нам большое количество вопросов, и очень здорово, что сегодня мы начинаем о некоторых из них говорить. Например – о нашей свободе.
На мой взгляд, эти диаметрально противоположные мнения «за» и «против», с чем мы сегодня столкнулись, говорят больше всего о недоверии людей вообще. Когда я внимательно рассматриваю тезисы, предлагаемые одной или другой стороной, вижу, что первое, на чем они основаны: «вам не всё говорят; есть какие-то особые, тайные силы, какие-то движения, которые делают то, что делают». Вот это недоверие, к большому сожалению, и разделяет наше общество.
Сначала началась та самая борьба, которая продолжалась долгие десятилетия, когда это было недоверие небу: мол, самым надежным может быть человек, который находится рядом с тобой. Но при этом надежность заключалась не в его образе жизни, поступках, мотивации, а в том, что можно доверять только тому, что ты видишь. Вот это недоверие, к большому сожалению, и рождает разграничение. Пожалуй, это одно из самых важных последствий, с которым мы со всей очевидностью столкнемся после окончания пандемии, и нам уже сейчас нужно искать ответ, как быть.
– Президент в своем недавнем общении с главами регионов назвал свободу безусловным достоинством сегодняшней цивилизации. Из Вашего предыдущего ответа получается, что человечество еще не научилось правильно распоряжаться этой свободой...
– Если мы посмотрим на декларацию свобод, то очень часто под понятие свободы подводится то, что искони является не только безнравственным, но еще и бесчеловечным. Это вторая проблема, с которой мы сегодня столкнулись. Не все свобода, что свободой зовется. К этому нужно относиться не просто с серьезностью, но и с глубокой ответственностью; нужно правильно понимать, в чем действительно проявляется моя свобода. Когда это свобода от зависимости, от греха – это похвально. А если это свобода от мнения общества, что любая зависимость, на которую человек идет осознанно, является не просто грехом, но еще и болезнью? Ведь кто-то говорит: «Я свободен жить так, как хочу; быть тем, кем хочу, и выбирать для себя любой образ жизни. Это моя жизнь – как хочу, так ею и распоряжаюсь». Отчасти этот человек прав только в том, что действительно может делать выбор. Но когда этот выбор становится преступлением в глазах общества, с точки зрения традиций, обычаев, то никогда этот выбор нельзя назвать свободой. Да, выбор был свободным, но не в пользу самой свободы.
– Когда свобода превращается в безответственность и эгоизм? Например, если взять сегодняшнее время, человек может говорить: «Я прав. Я свободен». Когда это переходит рамки и становится негативным?
– Самым главным признаком нашей свободы является то, что выражается в любви к Богу и через это в любви к тому, что Он для нас создал. Любовь ведь не ищет своего; она не бесчинствует, не творит зла; она ищет правды и радуется всякой правде.
Свобода, если хотите, еще и инструмент, чтобы этим инструментом укрепить веру в другом человеке. Поясню. Это касается особенно сегодняшнего периода, когда мы слышим призывы молиться дома и оставаться дома. Что это приносит? Кто-то говорит: «Нет, несмотря ни на какие угрозы и предупреждения, я все равно сделаю шаг из своей квартиры, сделаю то, что заставляет меня сделать собственная совесть». Но что ты принесешь обратно? Ты принесешь в дом не инфекцию, которая кроется в складках твоей одежды, а куда более глубокую инфекцию, которая кроется в складках твоей собственной души. Потому что поступить свободно – это полюбить и пожалеть тех, кто рядом. А поступить не совсем свободно – это поступить так, как я хочу: вот так мне хочется, это удовлетворяет моего внутреннего эгоистичного человека, который привык всегда диктовать мне правила. Очень печально, когда этот внутренний эгоистичный человек становится рупором моей псевдосвободы.
– Белоруссия и Швеция пошли по пути неограниченной свободы. Там не вводили никаких ограничительных мер, как мы знаем. Как Вы в целом к этому относитесь? И на ком лежит ответственность в этом случае?
– В этом вопросе я хотел бы найти прежде всего для себя ответ вот в чем. Если на кону лишь экономическое благополучие, благосостояние, если те люди, которые принимают такие неограниченные меры перед лицом вполне реальной угрозы и эти неограниченные меры замешаны только на экономических показателях, мне кажется, такая свобода слишком дорого стоит. Тогда перед Богом придется ответить: почему ты это сделал? Для того, чтобы хватало денег и экономика продолжала развиваться? Или по каким-то другим причинам? Какой мотив принятых решений? И на этот вопрос нужно будет ответить очень честно; по-другому не получится.
Да, я понимаю, что сегодня очень многие люди, которые находятся на самоизоляции, нередко задаются именно этим вопросом – как же дальше жить? Но, слава Богу, мы живем.
– Еще беспокоит такая сфера: цифровые пропуска, которые уже используются в Москве. Я встретила уже такое название – «паспорт апокалипсиса». Как Вы относитесь к такой мере контроля?
– Мы уже неоднократно рассуждали о том, что всякого рода ограничительные меры, как меч обоюдоострый, имеют два заточенных края. С одной стороны, понятно, что такие меры необходимы тогда, когда это помогает преодолеть рост заболеваемости, любую сложную возникшую ситуацию. Но, с другой стороны, здесь очень важный, принципиальный вопрос: а кто может влиять на это ограничение?
Одно дело, когда я болен. Тогда я понимаю, что должен находиться дома. А если я не болен, но кому-то не понравилось мое какое-то высказывание? Допустим, кто-то очень сильно разозлился, и появляются какие-то ограничения, связанные в том числе с моей свободой, появлением вот таких барьеров. Все это вызывает очень много вопросов. Кто и кого может ограничивать? И в каких случаях эти ограничения должны быть использованы?
Что касается паспорта апокалипсиса, то за время истории человечества каких только документов не было для человека, говорящих о личности этого человека, его статусе, его правах или обязанностях... Все это мы проходили. И этот опыт пройдем.
– Еще больше вопросов по чипированию. Все знают, что сейчас работают над созданием вакцины. Руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова заявила, что уже разработаны тесты, которые позволят выявить коронавирус быстро, в течение 15 минут. Но это будут чипы. Пока они будут работать как маленькие ридеры (их называют «прикроватными»). Если думать об этом более глобально, то, например, Билл Гейтс рассуждает о пользе глобального чипирования в борьбе с болезнями. Как Вам эти тенденции?
– На них, несомненно, нужно обращать внимание, потому что здесь, во-первых, вопрос, связанный с моим выбором. То есть ни в коем случае подобные манипуляции не должны носить безусловно обязательный характер. Человек должен иметь выбор. Но для того, чтобы человек имел выбор, нужно иметь доверие. И нужно уметь верно и правильно доносить информацию. Доносить информацию не тезисно, не какими-то двумя-тремя словами: «прикроватные ридеры» (или «чипирование»). Одним таким словом очень трудно что-то объяснить, больше можно напугать человека. Можно подробнейшим образом рассказать, что все это является обычными тест-системами, которые мы очень часто используем в своей жизни (к примеру, глюкометры действуют таким же образом: человек капает на тест-полоску свою кровь и определяет содержание сахара в крови; или другие приборы по измерению давления, температуры тела).
Что касается так называемого присмотра и наблюдения за другим человеком, здесь возникают не только вопросы, но и опасения. Первый вопрос: кто, в каких случаях и при каких условиях может воспользоваться этими измерениями? И второй вопрос еще более серьезный и глубокий: каким образом и кто может интерпретировать эти измерения, сделав на основании этих измерений собственные выводы? И что будет основанием для этих выводов – только ли лишь измерения?
Если мы говорим о здоровье, то я всегда вспоминаю своего лечащего врача, который не только по одному лишь моему всхлипу или кашлю определяет мою болезнь, а внимательно оценивает все мое состояние, в том числе очень подробно слушает мой рассказ. И самым главным вопросом у врача всегда бывает такой: как Вы сами оцениваете свое собственное состояние? Вот такое общение с человеком, который заботится о моем здоровье, у меня вызывает глубокое доверие, и я уважаю такого доктора. А если это будет происходить иным, автоматическим образом и высчитываться по кем-то принятым формулам, это будет вызывать у меня недоверие, и естественно встанет вопрос, буду ли я этому следовать.
– В Западной Церкви мысли о чипировании не то что не вызывают опасения, но, наоборот, звучат мнения, что микрочип – это благословение Божие. В России этот вопрос как-то обсуждается в церковной среде?
– Знаете, отчасти благословением Божьим родители могут назвать телефоны, которые они кладут в ранцы своих детишек, когда те идут в школу. Сейчас еще есть какие-то часы и другие устройства. Да, собственно, простой телефон, который находится в кармане, постоянно передает точку твоей геолокации. Мы уже живем с этим. Когда мы вызываем такси или заказываем еду, тут же определяется адрес нашего нахождения, куда подъехать или подвезти заказ. Мы уже живем в этой новой системе, которая определяет, где мы находимся.
Но одно дело, когда я этим пользуюсь добровольно. В любой момент я могу снять эти наручные часы или оставить телефон дома и свободно пойти и погулять по парку, чтобы никто меня не тревожил. И совсем другое дело, когда такой возможности мне не будут давать, говоря: «Нет, Вы должны это при себе постоянно иметь». Вот здесь уже возникают вопросы.
– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Время Вашего слова...
– Спасибо большое за начатый разговор, впереди у нас еще много тем для обсуждения.
Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Мне кажется, что свобода – это не когда я могу, а когда я не могу. Не могу не дружить. Не могу не простить. Не могу не любить. Не могу не верить. Не могу не ждать. Вот это и есть свобода. Дай Бог, чтобы ее истинный глубокий смысл делал нас по-настоящему свободными и в любви, и в дружбе, и в ожидании, и в поддержке друг друга. Особенно теперь, когда мы так друг другу и Богу нужны. Храни вас Господь!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!