О земном и о небесном. Коронавирус (продолжение)

7 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Думаю, все с нетерпением ждут продолжения беседы о коронавирусе. Для начала задам вопрос бытовой, не очень философский, но очень многих он интересует. Понятно, что далеко не все семьи дружно ходят в храм; часто бывает, что кто-то ходит, а кто-то, может быть, не очень положительно на это смотрит. Многие прихожанки в комментариях стали жаловаться: «Меня муж не пускает в церковь. У нас старенькие родители дома, он боится, что я что-то принесу, их заражу». А для женщины это равносильно предательству, как она пишет. В семьях начинаются конфликты. Как в таких ситуациях быть?

– Вместе помолиться дома. Совсем недавно на один из пабликов нам написали похожий вопрос. Молодой человек пишет: «Моя бабушка очень просится в храм, а мы ей говорим, чтобы она оставалась дома, не ходила, потому что она находится в зоне риска. Что делать? Как ее убедить?» Я предложил помолиться дома вместе с ней. Если хотите, мол, можете пригласить священника домой, пусть он вместе с вами помолится; бабушка причастится, вместе посидите, позавтракаете, пообщаетесь. На что молодой человек мне ответил: «Не такого ответа я ожидал». Уж не знаю, какого ответа он ожидал.

Если вы кого-то куда-то не пускаете, это означает, что это пространство вы готовы сами заполнить. Знаете, ведь забота не в том, чтобы забить двери. Забота в том, чтобы не оставить человека одного. Многие люди, особенно из зоны риска, в общем-то, рискуют не только тем, что они открыты вирусам; еще в большей степени они одиноки. И забота о них порой такая: «Ты никуда не ходи, дома сиди». И сами к ним не приходят; может быть, позвонят на пять минут, и все. А дальше что? Телевизор? Или книга?

Хорошо, когда такие люди могут помолиться дома, когда есть кому отдать свое сердце. А так тяжело быть человеку одному. Тогда нужно оказываться рядом доступными способами. Недавно видел один замечательный сюжет: пожилая супруга заболела, а супруг за окном пел ей песни.

Допустим,  бабушка закрыта на карантине. Тогда внуки пусть сделают специальную постановку дома и покажут для нее в прямом эфире. Одним словом, надо быть вместе. Запрет «не ходить» нужно заменить на фразу: «Я приду».

– Мы говорим о том, как людям уберечь себя в непростой ситуации. А как защитить священников? Какие правила есть для них сегодня? Ведь все равно люди идут на исповедь. Кто с каким вирусом идет – неизвестно. После причастия священник принимает Святые Дары как обычно или по новым правилам?

– Для священника правила, как и для врача, – служить до последнего.

– Но у них же тоже семьи, дети.

– Так же, как и у врачей. Я хочу сказать большое спасибо всем нашим врачам, младшему и среднему персоналу, кто занимается помощью больным. Они сегодня забыли про свои семьи, про своих детей и каждый божий день рискуют своим здоровьем, а некоторые отдают свое здоровье и свои жизни ради тех, кто болен. Как и военные на службе. И священники так же. Когда идешь к постели больного или к аналою, чтобы принять исповедь, или едешь к больному человеку, чтобы принять его исповедь, ты также служишь, делая то, к чему призван. Ты идешь на этот шаг потому, что любишь. Любишь не просто свое дело, а любишь людей, ради которых  это делаешь.

– Диакон Андрей Кураев призвал церкви уйти на карантин. Он уверен, что без этого невозможно, и сейчас не время хвастаться, кто больше верующий. Он приводит пример: если духовник старенький, то вместе с грехами ему можно и вирус передать. Как Вы на это смотрите? А кто-то из священнослужителей считает, что уйти на карантин – это все равно что конец света.

– Сейчас совершенно разные технологии общения, в том числе те, о которых мы говорили: виртуальное, телефонное... А что делать, если человек находится в тяжелом состоянии и нуждается в том, чтобы получить Святое Причащение? Я в своей жизни посещал и инфекционные больницы, и тюрьмы и прекрасно понимал, что передо мной человек с очень тяжелыми заболеваниями. Но если он просит исповедь, могу ли я сказать ему «нет»? Это невозможно. Конечно, я приеду. Да, какие-то элементарные меры предосторожности, связанные с гигиеной, я предприму. Может быть, мы не будем общаться так, как на исповеди, когда священник накрывает человека епитрахилью, слушает его. Может быть, между нами будет какая-то небольшая дистанция. Но все равно я приду к этому человеку – я не могу ему отказать в том, что он ждет от меня. Невозможно отказать в любви, даже если тебе угрожает смерть.

– В некоторых католических храмах и синагогах в разных городах России уже перешли на богослужения онлайн. В Ижевске провели крестный ход на автомобилях. В нашей епархии отменяются ли крестные ходы? Может, тоже имеет смысл провести их таким образом?

– Как священнику можно быть спокойным, когда беспокоится паства? Никто же не запрещает твою собственную молитву. Вечером вместе с матушкой в машине почитайте акафист, возьмите из храма какую-то икону и без всякой публичности, что называется, без дальнейшей публикации отчета помолитесь. Никто же не запрещает это делать. Мы это в монастыре делаем. Это как-то вполне естественно и вполне правильно.

Что касается онлайн-богослужений, ведь у нас уже существует практика трансляций некоторых богослужений, в частности проповедей и других частей. Сейчас мы более активно начинаем использовать эту возможность, в том числе на аккаунтах нашего кафедрального собора эта практика будет расширяться и появится канал с прямыми трансляциями богослужений, которые будут совершаться в храме. Это для тех людей, кто не может посетить храм или если такой возможности просто нет.

– А крестный ход будет?

– Если Вы спрашиваете о традиционном пасхальном крестном ходе, думаю, об этом мы будем говорить тогда, когда приблизимся к этому времени. Сейчас очень рано об этом рассуждать.

– Могут ли епархии сами устанавливать и принимать какие-то меры по коронавирусу на свое усмотрение, кроме тех, которые уже предлагает Священный Синод?

– Да. Об этом Святейший Патриарх сказал: в зависимости от ситуации, которая складывается в том или ином регионе, такое решение может приниматься по согласованию со Святейшим Патриархом, священноначалием. Я лично нахожусь в постоянной связи с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Дионисием и рассказываю о ситуации, которая происходит у нас в епархии, в наших регионах (потому что наша епархия – это еще и Кавказские республики). Естественно, в каждом субъекте разная ситуация, и мы, конечно, обсуждаем те меры, которые предпринимаем.

– Если священнослужитель не согласен с введенными мерами (например, считает это малодушием), может ли он ослушаться принятых постановлений?

– Я помню, как я был не согласен с решением доктора, что нужно делать операцию. Ох, я был очень не согласен! Доктор смиренно меня выслушал и сказал: «В общем-то, Вам решать, но Вы должны выбирать, каким образом Вы выйдете из больницы: сами или при помощи других».

Ведь любое согласие или несогласие связано не только с моим личным, собственным мнением, но с разными обстоятельствами и заботой о других людях. Мне кажется, самым главным фактором является личное общение. С любым священником, который говорит: «Владыка, я соблазняюсь принятыми мерами; я считаю по-другому», я встречаюсь, лично общаюсь и интересуюсь, почему он так говорит, с чем это связано, что не так. Также и меня тогда доктор спросил: «Чего ж ты боишься? Ты же не должен бояться». И услышал мой подробный рассказ, с чем я был не согласен. Но потом он все-таки смог меня убедить.

– Что Вы скажете по поводу выхода протоиерея Андрея Ткачева на проповедь в противогазе?

– Нельзя превращать пространство храма в пространство смеха. Я не знаю, как можно смеяться над болезнью, когда тысячи и тысячи людей от нее просто умирают, страдают,  им совершенно не до смеха. Когда я вижу наших медиков или священников, которые идут к этим людям, – им совершенно не до смеха. Поэтому полагаю, что если и нужно улыбаться или смеяться, то не над теми мерами, которые предпринимаются, а улыбаться тому, что ты видишь рядом с собой любимого и дорогого человека. Если и можно смеяться, то не над кем-то, а потому, что мы вместе; вот это и должно давать нам настоящий повод для радости.

– На сайте Украинской Православной Церкви я прочитала, что у них принято такое решение: во время богослужений в храме могут быть не более десяти человек; храм работает в течение всего дня; и можно прийти на таинство Исповеди или Причастия в любое время. Как Вам такое решение?

– Совершенно верно. И, в общем-то, всегда такое происходило. Ведь не открою большого секрета, в каждом храме всегда есть запасные Святые Дары, которые употребляются в разных случаях. Как раз тот самый случай сейчас и наступил, и мы об этом постоянно говорим людям, что они могут заранее договориться со священником и причаститься в любое время, когда это время появляется.

– Глава Киевского Патриархата Филарет говорит, что одна из причин пандемии – однополые браки. То есть он сделал свои выводы относительно нынешней болезни. Как Вы думаете, можно ли делать какие-то причинно-следственные заявления? Если да, то кто их может делать сейчас?

– Совершенно несправедливо говорить о том, что любая болезнь является наказанием или назиданием. Всегда по-разному. Опять вернусь к истории с врачом. Для одного человека врач – это человек со скальпелем в руках, а для другого – всего лишь человек с фонендоскопом. Но все зависит не от того, кто перед тобой – терапевт или хирург, а от того, кто сейчас тебе нужен. Вот лично для меня кто сейчас нужен: терапевт или хирург? И это зависит от моего здоровья, духовного здоровья в том числе.

Я понимаю, что мои грехи и мои проступки иногда становятся причиной моей собственной болезни. Но я понимаю, что и мои подвиги, и мое желание что-то преодолеть тоже становятся причиной каких-то обстоятельств моей жизни: например, испытания моей веры, моей твердости, моего духа или твердо принятого решения. Поэтому все зависит не от того, кто перед тобой стоит, а от того, каков ты; тогда Бог такого врача перед тобой и ставит.

– Владыка, спасибо большое за сегодняшнюю беседу. Конечно, остались вопросы. Какими они будут в следующей программе – думаю, время подскажет; все так быстро меняется. А пока – Ваше заключительное слово. Дайте надежду тем, кто в панике.

– Я хочу снова и снова всем пожелать здоровья.

Дорогие братья и сестры, мне кажется, в это время есть не только опасный вирус, но еще и опасные слова. Недавно я услышал от очень близкого мне человека: «Не поймешь, пока сам не заболеешь или пока кто-то рядом не заболеет. Вот тогда поймешь всю опасность!» Горькие слова. Я бы очень попросил никогда их не произносить.

Говорите лучше другое: «Знаешь, я очень тебя люблю. Ты мне очень дорог (или очень дорога). Ты очень близкий и важный человек в моей жизни. Я молюсь о твоем здоровье. Помолись и ты о том, чтобы моя молитва была небезуспешной, и сделай все, чтобы моя молитва исполнилась. Пусть это чудо будет на двоих: я молюсь, а ты моешь руки с мылом, ограничиваешь себя, бережешься, остаешься дома. Тогда моя молитва и моя любовь исполнятся».

Пусть Господь поможет нам хранить друг друга любовью!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать