О земном и о небесном. Коронавирус

31 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, думаю, другой темы у нас быть не может. Наша аудитория ждет, когда мы затронем такую тему, как коронавирус. Эта тема является определяющей в новостных лентах и наших разговорах.

Сегодня – 26 марта. Расскажите, что на сегодняшний момент происходит в храмах Пятигорской и Черкесской епархии. Какие новые моменты появились в связи с коронавирусом?

– Прежде всего, я хочу пожелать здоровья Вам и всем нашим собеседникам. И желаю хранить здоровье как свое, так и тех, кто рядом с нами.

В храмах происходит то, что в том числе способствует сохранению здоровья. Люди, которые приходят в храм, очень тонко чувствуют, что в храме произносится. Сейчас добавлены молитвы, молитвенные прошения, воззвания к Богу о даровании крепости сил в преодолении этого вредоносного поветрия, как называются вирусные инфекции, говоря на церковнославянском языке. И об этом молятся не только в общецерковной молитве в храмах, но и, конечно же, дома. Мы призываем людей, которые находятся в зоне риска, а это прежде всего пожилые люди, люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, на которых может подействовать эта новая вирусная инфекция, воздержаться от посещения храмов и приобрести опыт домашней молитвы.

Мы говорим не о том, чтобы люди не ходили в храм; это было бы, наверное, совершенно неправильно и совершенно не по-христиански. Мы говорим о том, что мы из храма готовы прийти к вам. Пригласите домой священника, пригласите домой наших добровольцев, наших катехизаторов, которые помогают людям делать первые шаги в храме, и мы вместе помолимся у вас дома. Священник приедет и, если необходимо, исповедует вас, преподаст таинство Причащения, без которого очень тяжело жить особенно во время Великого поста. Ведь Великий пост – это подвиг и молитвы, и духовного самосовершенствования, свидетельством которого как раз является покаяние человека и участие в таинствах. В том числе можно совершить таинство Соборования, которое обычно совершается в пост; и, как правило, над человеком, нуждающимся в этом таинстве (это люди немощные и больные).

Кроме того, в храмах поддерживаются общие правила, которые сейчас крайне необходимы: употребление средств гигиены, частое протирание икон, к которым люди прикладываются, и другие меры, необходимые для сохранения гигиены в общении друг с другом.

– Я читала статью, что в некоторых храмах России призывают воздержаться от посещения церкви, пожилым людям приходить только на таинства. Вы предлагаете это делать вообще на дому и не ходить в храм?

– Так было бы лучше и намного полезнее. Я скажу, что здесь двоякая польза. Буквально вчера я посещал одну общину и задал людям простой вопрос. Мы приходим в храм и можем постоять там час-полтора. А дома кто-нибудь из нас может вот так встать перед образом и целый час отдать молитве? Очень часто дома мы как бы проходим мимо образа, понимая, что молитва состоится в храме. И вот сейчас очень хорошая возможность научиться молиться дома, научиться общаться с Богом дома. Это хорошая возможность еще и потому, что через такую домашнюю молитву этому можно научить и тех, кто рядом с тобой. Одно дело, когда бабушка, например, скажет: «Я пошла в храм». Ну, пошла и пошла. А сейчас бабушка скажет: «Нет, я в храм не пойду, останусь дома. Давайте вместе почитаем Евангелие, а потом вместе поговорим о том, что прочитали». Одним словом, мы начнем общаться с Богом и друг с другом в домашнем кругу, в нашей малой домашней церкви. И это, скажу вам, не меньший труд. Скорее, мы призываем людей не к тому, чтобы лишиться труда в храме, а к большему труду дома, в том числе говорить со своей семьей о том, о чем мы редко говорим.

– Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу ситуации, которая уже прошла, но тем не менее... Когда только начиналась история с коронавирусом и пошла серьезная полемика, в Казанский собор в Петербург привезли из Иерусалима мощи Иоанна Крестителя. Уже тогда Роспотребнадзор хотел запретить прикладывание к мощам, но не смог. Журналисты писали, как протоиерей сделал заявление, что инфекция в храме распространяться не может. Буквально несколькими днями позже появилась информация, что Валаамский монастырь закрылся на карантин, там были введены строгие меры, среди них исключение целования святынь, икон и рук священников. Кто прав?

– Совершенно очевидно, что меры, принятые на Валааме, продиктованы реальными условиями жизни самого монастыря: закрытостью территории, в том числе невозможностью вовремя оказать там квалифицированную медицинскую помощь. Для таких мест, которые достаточно удалены от материковой части, зависят от погодных условий и разных других обстоятельств, самым лучшим способом (а для монастыря – естественным способом) остается закрыться на молитву. Кстати сказать, в наших монастырях, в частности в Бештаугорском монастыре, принимаются определенные меры. И у нас уже много лет существует традиция, когда в определенные дни монастырь вовсе не открывается для паломников, братия остается без общения с паломниками. Это позволяет укрепить им свой дух и иметь возможность более сугубой келейной молитвы.

Что касается целования мощей, все, что мы совершаем, мы должны делать, не соблазняя людей. Мне трудно сказать, как нужно было бы поступить – так или иначе, но однозначно могу сказать, что само наше поклонение не заключается только лишь в несомненном прикосновении, в тактильном ощущении. Сейчас, например, идет дискуссия о том, что будет с принесением Благодатного огня из Иерусалима. И вообще неизвестно, что будет в Иерусалиме. Храм Гроба Господня сейчас закрыт. Будет ли он открыт на Пасху и что будет дальше – непонятно.

Но ведь на протяжении тысячелетий Россия праздновала Пасху Христову и без принесения Благодатного огня, и для нас это не являлось поводом для отсутствия радости или пасхальной надежды. Когда появилась такая возможность, это стало дополнением, но это не является основным источником нашей веры. Как и основным источником нашей веры не является непременное прикосновение к тем или иным святыням. Мы знаем об их существовании, можем видеть их, иметь в своем уме, и этого достаточно. Если человек думает, что только одно прикосновение все решит и вера его изменится, он очень глубоко ошибается. Скорее сначала человек должен изменить свою жизнь и укрепить свою веру, а потом уже быть готовым к этому прикосновению.

Ведь это прикосновение может быть на пользу, но может быть и судьей. К примеру, в Евангелии есть слова о том, что человек, недостойно причащающийся, причащается себе в болезнь и смерть. То есть не всегда прикосновение к святыням принесет облегчение, если человек совершенно к этому не готов. Сначала себя и свою собственную душу нужно продезинфицировать, если так можно сказать, а уже потом, размышляя, достоин ли я прикасаться к святыням, прикасаться к ним. Вот на это стоит обратить внимание.

– Для некоторых, если они не прикасаются к святыням, это означает предательство, даже в условиях карантина. А протоиерей Павел Великанов пишет, что если внимательно начать разбирать наши традиции, которые нам кажутся незыблемыми испокон веков, то слишком много в них окажется человеческого... И он говорит, что целование икон и креста – это человеческое, поэтому сейчас он не будет этого делать.

– Совершенно согласен с мнением этого священника. Знаете, иногда нам очень нужно по чему-то соскучиться. Когда часто к чему-то прикасаешься, это доходит до автоматизма и перестает быть сокровенным, тайным и очень радостным. Может быть, пришедшее к нам такое испытание  для того, чтобы мы соскучились по личностному, внутреннему и очень качественному общению с Богом.

Мы привыкли поставить свечку в храме, три минуты там побыть – и нам кажется, что мы пообщались с Богом. Но ведь это совсем не так. Мы иногда так приходим к нашим родителям: на пять минут забежали, очень коротко и быстро все, что нужно, сказали, и все. Ну а что говорить? Мы же почти каждый день общаемся… А на самом-то деле мы не общаемся. Ведь очень важно просто побыть рядом…

Вот и сейчас пришло такое время. И, мне кажется, для православных христиан это очень полезное время. Вообще для верующих людей это очень полезное время, потому что оно действительно может освободить от многих вещей, которые стали привычными; даже по-другому назову – стали зоной комфорта, почти автоматизмом. Сейчас от этого нужно избавляться. Слишком много разных нарядов мы навешали в нашем шкафу.

– Воскресные школы закрыты?

– Да.

– А как сейчас детей водить в храм? Как водить их к Причастию? Нужно ли сейчас это делать чаще или, наоборот, пока изолировать их?

– Во-первых, нужно смотреть по состоянию собственного здоровья. И в том числе вместе с ребенком нужно научиться терпеть и ждать.

Например, в детских магазинах часто можно встретить такое. (Открою тайну, люблю посещать детские магазины, просто ходить, смотреть.) Иногда ребенок бывает очень послушен. Мама говорит: «Знаешь, мы не можем это купить. Давай купим лучше в другой раз». И один ребенок очень спокойно на это реагирует. А другой падает на спину и начинает закатывать требовательную истерику: «Дай, дай, дай».

Вот нам сейчас не нужно падать на спину, топать ногами и кричать: «Дай, дай»; нам нужно уметь ограничить себя, в том числе от присутствия в публичном месте. Нам нужно уметь терпеть и ждать. Совсем немного потерпеть, дождаться светлых пасхальных дней, Воскресения Христова и уже с особым торжеством приступить к Святым Таинам.

– Глава государства вчера объявил недельные каникулы в России. Нас, представителей СМИ, это, увы, не коснется. Как у вас с этим?

– Как Бог даст, так и будет. Мы не можем уйти на каникулы и на просьбы людей, их боль, их нужды сказать: «Знаете, сейчас мое сердце закрыто, оно отдыхает». Это невозможно. Мы, конечно, будем общаться. Да, в этот период лично я буду меньше совершать публичных богослужений, буду совершать богослужения у себя в монастыре или в домовом храме. Это связано в том числе с тем, что я и сам хотел бы научиться домашней келейной молитве.

Но я не хотел бы терять общение с людьми. Для меня общественное богослужение – это прежде всего возможность пообщаться с людьми. Поэтому с понедельника мы открываем в сети Instagram в нашем официальном аккаунте blagokavkaz новую передачу, где я буду ежедневно общаться с нашими прихожанами (скорее всего в вечернее время). Мы решили назвать эту передачу словами апостола Павла из Послания к Колоссянам: «Дверь для слова». Апостол, находясь в темнице, просил, чтобы Бог открыл ему дверь для слова, дабы проповедовать Христа. Вот и мы так и назовем наши встречи – «Дверь для слова».

– Мы продолжим нашу беседу в следующей программе, потому что вопросов осталось еще много. До встречи!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать