О земном и о небесном. Подготовка к церковным таинствам. Продолжение

17 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, давайте сегодня продолжим тему, которую мы начали в прошлой программе, – это подготовка к таинствам. Не все я успела спросить у Вас.

– Да, мне уже задавали вопросы после этого выпуска.

– Тем более, может, мы еще кого-то опередим. Мы с Вами остановились на таинстве Причастия (не все вопросы были заданы). Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии к Причастию идти нельзя. И бывают ли такие случаи, когда священник может отказать человеку?

– Конечно, бывают. Дело вот в чем: препятствием к этому таинству служит нераскаяние. Это не тогда, когда человек просто сожалеет о том, что было сделано, а когда человек подходит к таинству Причастия, но при этом внутренне тот путь, которым он шел, не меняет.

Причастие для человека становится новым шагом по новой дороге. А когда человек не собирается сходить с прежней дороги и ничего не собирается менять в своей жизни (не любил или ненавидел кого-то и не может простить; даже подходя к Причастию и уходя от него, он продолжает ненавидеть), это означает, что само Причастие для него не стало тем таинством, которое обновило бы его жизнь, а становится теперь еще и судьей нежелания им что-то изменить в своей жизни.

Именно поэтому опыт нашей Церкви говорит о том, что причастие – это не только акт милосердия Божия, но и суда Божия. И человек, причащающийся недостойно (имеется в виду не исправляющий свою жизнь, не приносящий покаяния), навлекает на себя суд Божий. Тогда Причастие может стать огнем, который, если так можно сказать, поедает человека. Причастие попаляет не грехи самого человека, к чему призвано, а из-за выбора человека начинает жечь его собственную жизнь.

Священник, как добрый врач, должен упредить об этом человека. Действительно, в некоторых случаях он говорит: «Нет, Вы не можете причащаться». И это не как наказание за какой-либо грех (хотя и такое может быть – как епитимия). Но прежде всего непричащение – это побуждение человека к тому, чтобы с новой силой совести взвесить свою жизнь. «Я не могу причащаться, значит, должен поменять свою жизнь». И эта невозможность подойти к Причастию для меня серьезный повод задуматься о правильности пути, по которому я сейчас иду.

– Возможно ли идти к Причастию без исповеди?

– Есть разные практики отношения к самим таинствам Исповеди и Причастия. Надо сказать, что одно от другого не зависит в прямой последовательности. Исповедь не является местом прохождения к Причастию. Исповедь – это самостоятельное таинство.

Действительно, в последние годы так сложилось, в том числе и в нашей Церкви, что исповедь всегда предваряет причастие. Это связано с большим количеством и обстоятельств, и устоявшихся традиций. Когда храмов было недостаточно, люди приезжали туда, где храмы действовали. Они редко видели священника,  поэтому это была единственная возможность быть и на исповеди, и на причастии.

А сейчас, когда строится достаточное количество храмов, человек может выбрать для себя общину, священника, найти духовника, общаться с ним и уже руководствоваться его советом. Посредством этого совета он и определяет свое участие и в таинстве Исповеди (как таинстве Покаяния), и в таинстве Причастия.

Но сложившаяся сегодня практика говорит нам, что перед причастием человек обязательно должен испытать свою совесть, рассмотреть, в каком состоянии он находится, на какой дороге стоит. Может быть, пришло время действительно сделать серьезные и правильные шаги. И вот здесь исповедь станет хорошим подспорьем для человека.

– Бывают случаи, когда родители очень хотят, чтобы их дети участвовали во всех таинствах (с подростками порой это так непросто), и заставляют их вычитать все молитвы, держать пост. И таким образом родители просто отпугивают своего подрастающего ребенка от церкви. Что делать?

– Как заставить любить? Как заставить дружить? Как заставить хотеть общаться? С каждым годом нашей сознательной жизни мы приобретаем опыт не только того, как мы относимся к другим людям, но и как люди относятся к нам. Это такое взаимное, реверсивное движение навстречу друг другу. Поэтому заставлять в том смысле, в котором мы привыкли это видеть: «Ты должен… ты обязательно должен…», – на мой взгляд, это совершенно не метод. Ты должен находить и помогать другому человеку найти такие особенности, такой образ, которые действительно побудили бы его к тому, чтобы идти на этот шаг. Но не просто «ты должен».

Есть такая интересная история. Я думаю, она понравится нашим собеседникам. Мама будит своего сына на службу, говорит: «Сынок, пора вставать, собирайся, надо быть на литургии». Он начинает отговариваться, говорить о том, что очень устал, неделя была тяжелая. «Ничего, – говорит мама, – все устают, надо трудиться». Он продолжает, что в храме разные люди бывают, кто-то отвлекает, кто-то с любовью относится, кто-то, наоборот, с какой-то нелюбовью. «Ничего, сынок, разные бывают люди». Он еще приводит какие-то аргументы – и на них она отвечает. И в конце концов сынок спрашивает: «Мама, скажи мне, почему я должен вставать и идти на службу? Неужели нельзя без этого?» На что мама говорит ему: «Сынок, ты правящий архиерей».

Есть разные мотивы, которые должны, на мой взгляд, всегда находить место в нашей жизни. И ты понимаешь, что ты несешь ответственность через свое общение с Богом за других людей, которые рядом с тобой. Если отец приходит на литургию, к Причастию, и мать участвует в богослужении вместе со своим мужем, – конечно, все это становится общей семейной ответственностью. В том смысле, что счастье в дом мы должны принести все вместе, что оно каждому дается понемногу, а когда мы все вместе  приносим его домой и собираем – оно одно большое для всех.

– Я прочитала такой отрывок из книги профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова. Он пишет, что людей, которые не находятся в венчанном браке (я так понимаю, что есть регистрация в ЗАГСе), нельзя не допускать к Причастию и относиться как к блудникам. То есть правила становятся мягче?

– Правила становятся справедливее. Когда люди живут вместе и относятся друг к другу по-настоящему, как муж и жена, и еще делают свои шаги к тому, чтобы этот брак освятить и церковным благословением, то это движение в правильном направлении. Церковь как раз и помогает этим людям сделать правильный шаг. Она говорит им: вы уже вместе, как муж и жена, вы должны сохранять эти отношения не как партнеры, не как люди, которые решили попробовать себя в семейной жизни, а как люди, которые вступили на путь брака.

И, наоборот, поддерживая этих людей, Церковь убеждает их остаться на этом пути, чтобы иметь силы вместе пройти по нему всю жизнь, прибегнуть и к церковным таинствам, в том числе и к таинству Брака. Я очень надеюсь, что те, кто сейчас общается с нами, слушая нашу дискуссию, сделают для себя правильный выбор.

– Следующее таинство – таинство Крещения. Сейчас правила подготовки стали строже. Но не секрет, что невоцерковленные люди все равно ищут храм (может, где-нибудь в поселке, рядышком), где можно избежать подготовки к этому.

– Да, необходимых бесед катехизации перед таинством Крещения. Но, кстати, эти беседы направлены в помощь и крестным родителям, и взрослым крещаемым, чтобы люди просто понимали, зачем они это делают. Чтобы они знали самое главное: крещение совершается не ради того, чтобы человек не болел и все было хорошо. Это не магическое действие, которое обрекает его быть счастливым и благополучным.

Крещение – это второе рождение, а значит, к нему нужно быть готовым, как мы готовимся к рождению ребенка в своем доме. Его еще нет, но мы уже знаем, что скоро это случится, и наша жизнь приобретает условность, что в ней будет наш ребенок. Здесь то же самое: таинство Крещения – это новое рождение. И нужно подготовить себя к этому новому рождению. Оно не должно пройти незамеченным. Тогда оно приобретет действительную силу, будет для всех радостью.

– А венчание? Здесь есть обязательные условия?

– Самым главным условием к таинству Венчания, конечно, является взаимная любовь друг к другу, но ответственная любовь, честные отношения. Но есть и причины (об этом тоже нужно сказать), которые могут стать препятствием к этому браку. Именно поэтому в таких случаях, когда молодые люди готовятся вступить в брак, им хорошо было бы поговорить со священником. Потому что ответы на вопросы священника могут стать очень правильными и своевременными, чтобы затем не оказалось, что препятствия, которые были, стали в дальнейшем серьезным испытанием для семейной пары.

– Таинство Соборования вызывает, мне кажется, больше всего вопросов. Кому оно все-таки необходимо и как к нему надо подготовиться?

– Само наименование этого таинства  говорит о том, что оно совершается несколькими священниками, соборно. Это таинство совместной молитвы о человеке, который подвержен какой-либо болезни: или физической, или душевной.

Это таинство соборной молитвы о том, чтобы Господь помог человеку избавиться от этого заболевания, преодолеть его. Это может быть какой-либо физический недуг, а также какая-то немощь, страсть, которая мучает человека. К примеру, вместе собрались, помолились о том, чтобы человек изменил свой навык и избавился от какой-то дурной привычки.

– Такой вопрос, может, несколько банальный. Сейчас разрешено и снимать, и фотографировать людей. Каемся, мы это делаем постоянно на съемках. Но все-таки не нарушает ли таинство такая его трансляция?

– Я Вам скажу из своего личного опыта: Вы уж простите, это очень сильно мешает. Кто-то скажет: хочется что-то оставить на память, чтобы потом показать, рассказать. Сегодня, кстати, во многих храмах есть даже  уроки, которые мы проводим для профессиональных фотографов, когда  говорим, в какие моменты, где и как можно фотографу работать. И есть моменты, которые должны быть связаны не с тем, чтобы успеть сделать хороший кадр, а с тем, чтобы сосредоточиться на самом главном. Ведь в храм пришли не для съемок, а для молитвы, и это всегда нужно помнить. Господь говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется». Все же надо стараться делать так, чтобы он не становился фотосалоном.

– Владыка, большое спасибо за такую интересную программу. Время Вашего заключительного слова.

– Всегда радуюсь нашему общению и возможности быть полезным. Дорогие братья и сестры, таинство – это то, что известно тебе и Богу. И дай Бог, чтобы каждый раз, когда мы приступаем к таинству дружбы, любви, к таинствам, которые совершаются в церкви, они обнаруживали нашу исправленную жизнь, искренние, открытые, смелые, качественные, говоря современным языком, чувства. И чтобы в этом открытии таинственного и Бог открывал нам всегда и неизменно Свою любовь. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать