О земном и о небесном. Покровительство

22 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

На этой неделе отмечался любимый в народе праздник: Покров Пресвятой Богородицы. Первый мой вопрос будет ему посвящен: почему он отмечается только в Русской Церкви, ведь это событие происходило в Константинополе?

– Пользуясь возможностью, хотел бы всех наших собеседников поздравить с этим праздником. Действительно, он один из любимых на Руси и особым образом связан с русами, которые в Х веке напали на Константинополь. Жители этого города собрались в храме, чтобы просить помощи Божией, понимая, что их собственные физические силы и оборонительные сооружения не имеют способности защитить их.

И свершилось чудо. Мы знаем, что явившаяся Богородица в храме во время молитвы вдохновила жителей города. Это стало знаком, который предварил окончательную победу и, самое главное, сохранил город от разорения и разграбления. Спустя некоторое время (если быть точным, через два века после этого события) праздник начал особо торжественно праздноваться на Руси.

Мне совершенно понятно, почему это произошло. Самой главной победой явилось то, что тогда наши предки – русы увидели, как Бог хранит жизнь. Что жизнь имеет такую ценность, которая восходит до самого неба. Что главным в жизни являются не материальные ценности, территории или добыча,  а самой главной ценностью является жизнь. И когда Бог Сам заступается, особым чудесным образом сохраняет человеческую жизнь, поистине – это праздник.

Полагаю, именно это и стало особым знамением для князя Андрея Боголюбского, который и учредил на Руси это празднование. И, конечно же, любовь к Божьей Матери, Которую наш народ считает своей Покровительницей. Тогда Она заступилась скорее за русов, чтобы на их руках не осталось чужой крови.

Само слово «покровительство», если посмотреть словари, трактуется как «защита», «заступничество». После Вашего рассказа понятно и очевидно, что православный человек не может без духовного покровительства.  Оно появляется сразу вместе с крещением и просто так дается человеку или нужна духовная работа?  И может ли вообще человек лишиться духовного покровительства?

– Не может, потому что покровительство, о котором мы говорим, духовное водительство – это всегдашнее желание Бога видеть нас счастливыми людьми. Покровительство неба – это не какой-то указанный путь для нас, не какая-то проторенная дорога для каждого из нас. Это постоянное свидетельство о том, что небо нас любит, что мы являемся наследниками этого неба. И, если так можно сказать, святые ангелы и святые угодники Божии, являясь нашими духовными водителями, олицетворяют этот свершившийся замысел Божий о человеке.

 Каждый из нас должен не просто верить, а опытно, через свои дела знать, что ты нужен не только тем, кто рядом с тобой, а нужен небу, которое дарит нам жизнь. Это ощущение нужности мы воплощаем благодаря нашим поступкам, делам; мы прощаем, любим, совершаем какие-то духовные усилия над собой, чтобы действительно быть счастливыми, – все это является нашей работой, соработничеством  с небом. Бог хочет видеть нас счастливыми, а мы ищем Его, и через поступки своей жизни свидетельствуем о том, нашли мы Его или еще нет.

 Бывает, люди связывают потерю духовного покровительства с материальными вещами. Девушка потеряла крестик и уверена, что лишена духовного покровительства. На самом деле это так? Стоит переживать?

– Нет, конечно. Господь никогда не оставляет человека,  даже тогда, когда нам кажется, что Он отнял от нас Свои руки. Но это лишь только для того, чтобы мы научились ходить. Многократно привожу этот пример, когда мать как будто бы отходит от своего ребенка (не потому, что она хочет его бросить, оставить или он ей совершенно надоел, наскучил; нет, конечно). Она это делает для того, чтобы он научился ходить. Для того, чтобы он шел к ней.

 И в жизни иногда человек может почувствовать такое состояние, когда говорит: «Кажется, Бог меня не слышит, Бог меня оставил». На самом деле на это внутреннее ощущение нужно отозваться единственным желанием поскорее его найти как Отца, начать двигаться вперед, выйти из того состояния, в котором сейчас находишься. Тогда ты Его найдешь. Таким образом, Господь выводит нас из этого состояния. Он дает нам благодаря нашей свободе чувствовать в себе эту силу свободы тогда, когда мы ищем Его.

Что касается описанного случая, иногда Господь, как мне думается, дает такие знаки нам для того, чтобы мы о своей духовной жизни думали так же серьезно, глубоко и обоснованно, как думаем о своей физической жизни. Ведь каждый из нас всегда, что называется, бросает взгляд в зеркало (по привычке посмотреть, как выглядишь).  Нужно бросать взгляд не только на себя со стороны, но и на свою собственную душу, бросать взгляд на свое сердце.

Такие события – это повод поговорить о своей душе, повод почувствовать ее в себе. И здорово, когда человек вдруг встрепенулся; значит, она жива, она действительно находится в трепетном состоянии общения со своим Творцом.

Подобного рода события нужно использовать для того, чтобы сначала поблагодарить Бога и затем приобрести для себя новый крестик. А лучше взять их два, чтобы одним поделиться с кем-то. Так и сказать близкому человеку: «Вот мне бы хотелось, чтобы и у тебя, и у меня были совершенно одинаковые нательные крестики. Пусть это будет еще одним знаком того, что мы вместе, а вместе с нами Бог».

А без духовного покровительства? Есть много людей, которые говорят: «Я надеюсь на себя в жизни, ничего мне больше не надо». Такая жизнь какой может быть?

– Я вспоминаю замечательный разговор Воланда в парке со своими собеседниками, которые убеждали его в том, что нужно как раз на себя надеяться, что человек творит свое собственное счастье. Тут-то он и сказал: «Собирается человек в Кисловодск, к примеру, и вдруг все меняется».

Мы прекрасно понимаем, что самонадеянность опасна еще и тем, что человек не оставляет в себе места для других людей. Человек, который надеется только на самого себя, рано или поздно столкнется с тем, что будет совершенно одинок. Не потому, что его все бросили, а потому, что он для них не оставил места, что называется. И вот уже к нему никто не подходит. Это  и есть та самонадеянность, которая забирает человека в собственном пространстве.

Все открывается вовнутрь, а иногда это сделать очень и очень тяжело, потому что внутри уже столько всего накопилось, что совершенно не протолкнуться. Но и в таком состоянии человек должен помнить, что о нем всегда промышляет Тот, Кто подарил ему жизнь. В Священном Писании интересно говорится; Господь говорит о Себе: «Вот Я стою у двери и стучу». Надо только прислушаться к этому стуку и, может быть, из последних сил отворить ее внутри себя. И Господь наведет порядок во всем.

Мы обозначили одно значение слова «покровительство», говорили о духовном покровительстве. В классической литературе это чаще положительный оттенок, но в наше время есть и другие синонимы этого слова, они некие обывательские: «крыша», «сильная рука» и так далее. Ваше отношение к этому и с чем  в современной повседневной жизни Вы чаще сталкиваетесь?

– Вспомнил Александра Сергеевича:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

Поэт говорит о том, что когда среди друзей находятся те, кто покровительствует твоим страстям, твоим слабостям, то скорее это не друг. Любое покровительство делает человека свободнее, как я говорил. А если человек благодаря какой-либо дружбе только усиливает в себе свою несвободу и зависимость, тогда такая дружба (или такое покровительство), несомненно, вредна или несносна для человека.

Единственным сильным и настоящим источником любого покровительства является любовь. Тогда такое покровительство приносит несомненную пользу. Как Бог всегда промышляет, чтобы человека спасти, вернуть на небо, так и каждый из нас, когда участвует в жизни других людей (через то, что о ком-то может доброе слово сказать, а самое главное, может помочь человеку освободиться от какой-либо зависимости) через такое покровительство, это, несомненно, доброе. Но когда, повторюсь, это через покровительство дурному, когда человек становится еще более зависимым, то за это придется отвечать перед Богом.

За тех, кого мы, если так можно сказать, опять возвращаясь к классическому языку, приручили, но не полюбили (в них ни свободы, ни образа Божия, а приручили мы их только для себя), придется отвечать.

– Я часто слышу от молодых людей, что вот сейчас без знакомств в  жизни не пробиться, не устроиться никак. Что Вы отвечаете в таких случаях?  Как в нашей жизни без покровительства? Разве возможно?

– Помню совет моего дедушки: «Хорошо делай свое дело, и обязательно, когда нужно будет, тебя заметят». Я в юности понимал эти слова совершенно ясно, и так и происходило. Помню, первый раз пришел в храм и начал просто скромно, что называется, стоять около иконы святителя Николая, которого очень любил. И однажды за руку меня взял священник и сказал: «Не хочешь ли ты ходить в воскресную школу?  Ты постоянно в храм приходишь. Приходи познакомиться со своими сверстниками, тебе будет очень интересно».

И потом в жизни многократно убеждался в том, что удивительным образом Господь всегда дает наставника, учителя, друга, такого человека, который дальше сможет вести тебя определенный период жизни; что называется, подвести к двери и помочь тебе ее открыть. А когда только надеешься на это, но при этом сам не трудишься, не идешь к этой двери, когда находишься в своем закрытом внутреннем состоянии, тогда ничего в твоей жизни не произойдет.

– Грех ли помочь родственнику или знакомому, если человек обладает определенной властью? Например, на работу устроить?

– Кого-то выгнать с этого места, чтобы на это место посадить своего человека, – вот это грех. Помогать другим людям – в этом ничего плохого нет.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, не будем никого бросать, не будем никого оставлять. Для каждого будем стараться оставлять открытой дверь своего сердца. Потому что всегда в этом  проеме будет стоять Бог. Он всегда покровительствует тем, кто открыт, правдив, честен, смел. Его присутствие в нашей жизни – это и наше присутствие: доброе, светлое, надежное в жизни других людей. Храни всех нас Господь.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы