Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Когда я сам себе задаю вопрос, что такое духовный рост... И, кстати сказать, чаще всего мы привыкли относиться к этому очень прагматично. Понятно, рост – человек растет, становится выше, рост в карьере, рост по службе – как-то очень прагматично воспринимается. А вот что такое духовный рост? Как его измерить? Где же такой прибор и к чему его прислонить, чтобы понять, вырос человек духовно или нет?
Может быть, его можно посчитать таким образом: сколько раз утром я сказал «здравствуйте». Если за эту неделю «здравствуйте» утром своим же соседям я сказал больше хотя бы одного раза, чем за прошлую неделю, – это духовный рост? Это, несомненно, уже большой подвиг, усилие над самим собой… Или сколько раз сказал «спасибо» сослуживцам, коллегам на работе. Тут такой же принцип: если на одно «спасибо» больше – это точно духовный рост. Или сколько людей ты просто заметил, поблагодарил, остановился, улыбнулся – это тоже духовный рост.
Духовный рост – это не тогда, когда мы становимся замкнутее, глубже, уходим куда-то внутрь себя, в какое-то свое глубокое миропонимание, а, мне кажется, наоборот, духовный рост – это когда мы изнутри выходим наружу, как на новую для себя планету, и с интересом начинаем ко всему относиться. Кстати, люди духовные – это люди, которые ко всему относились с интересом.
Я вспоминаю историю, когда посетил в первый раз Святую Гору Афон и встретился с одним старцем. Меня так впечатлило, как он подробно расспрашивал о какой-то собаке, которую ему подарили, – и какого она рода, и какие там ее особенности, и начал вспоминать какие-то другие породы собак. Думаю: это его интересует? Ну как ребенка интересует все новое, что видит человек. И тут же от собаки он поднял взгляд на меня: «О, а ты откуда приехал?» – «Из России». – «А кто ты такой? А где ты там служишь? А, на Кавказе? Это там, где вкусный шашлык или что там у вас вкусное?» Когда началось такое совершенно искреннее детское общение, я понимаю, что человеку просто все интересно. Это человек очень высокого духовного роста.
– А для воцерковленных можно измерять духовный рост в том, сколько времени он ходит в церковь, сколько духовных книг он прочитал? И правда ли, что самая искренняя, горячая молитва у тех, кто только пришел?
– У тех, кто ищет, веры всегда больше – это точно. Вот только ты что-то потерял... Я помню такую историю из своей жизни. Недавно потерял один предмет, и первое время, особенно первые полчаса, такая глубокая вера была, что вот-вот сейчас это найдется, а потом понял, что за полчаса не найдешь – нужно еще время, там уже понадобилось усилие, одной веры, что найдется, было мало. Пришлось вставать и все переворачивать вверх дном… То же самое бывает и в духовном поиске. Первые шаги человека всегда, наверное, окрыляемы каким-то новым открытием, в том числе новым переживанием. Но потом к этим шагам добавляется и понуждение, в том числе и опыт. Мы начинаем понуждать себя идти дальше, заставляем себя что-то делать.
Сказать о количестве, наверное, неуместно, когда мы говорим о человечности. Ведь хороший человек – это не тот, кто пять раз приходит в больницу и трем больным помогает, и еще у него есть пятеро детишек, которым он отправляет по какой-нибудь шоколадке в детский дом. Числами хорошего человека не измеришь, как и духовного, – это просто готовность всегда быть человеком: вот только подойди к нему, а он всегда готов быть человеком – с любой просьбой, с любым вопросом. Может, ты просто плечом его нечаянно толкнул, а он повернулся к тебе и не сделал то же самое, а по-человечески улыбнулся и, может быть, даже ничего не сказал, но как-то по-человечески отреагировал. Ты понимаешь, что ты не косяк пнул, а человека, и вот эта улыбка вызывает у тебя желание сказать: «Простите, я не специально, хорошего вам дня», и что-то еще хорошее сказать. Вот это и есть мера духовности.
А еще это мера, когда ты уже просто не можешь без этого. Как сказать, насколько я люблю маму? Настолько, насколько часто я хожу к ней домой, насколько я ей звоню, если она живет очень далеко. Но нельзя сказать, если я пять раз в день позвонил, я люблю маму больше, чем ты: ты позвонил два раза в день. Конечно, нельзя.
Моя жажда общения, мое желание этого общения и определяет мое чувство, мою любовь к маме, к отцу, к сестре, к брату, к своему другу, к своей подруге. Именно моя мера определяет, жажда. Так и здесь. Духовный человек просто жаждет общения с Богом – и он приходит в храм не потому, что так надо, а потому что по-другому он уже не может, ему без этого – никак, для него храм – место, мимо которого он просто не может пройти в воскресный день, то самое место, куда он приходит, как к Отцу в дом, для очень важного разговора. А ему есть о чем поговорить, ведь за плечами целая неделя.
– А должен человек себе ставить какие-то планки саморазвития? Может быть, так легче достигать духовного роста? Или наоборот?
– Да, такими планками становятся те, кого Церковь канонизирует и называет святыми – ставит нам примером. Вот пример святых угодников Божиих, вот пример твоего святого, имя которого ты носишь: может быть, ты не все сможешь повторить из того, что сделал этот человек, но уж что-то ты точно сможешь сделать. Обязательно.
Твой святой занимался вот этим, к примеру, – он был человеком, который активно помогал людям, оказавшимся в очень тяжелых жизненных ситуациях: он сразу на них реагировал и тут же оказывался рядом – хотя бы первым словом, первым делом что-то сделать… Это же несложно повторять в своей жизни, и не ждать времени, когда кто-то попросит тебя об этом, а говорить самому себе: «Мой святой так делал – значит, надо сейчас же к этому человеку подойти». Упал на улице, споткнулся или пожилой человек не может дорогу перейти, не уступают ему машины? Ты должен сразу кинуться помочь этому человеку: так делал твой святой – если бы он был сейчас рядом, скорее всего, он сделал бы точно так. Вот это и есть планка, к которой мы стремимся. И такие планки должны быть.
Вообще, мне кажется, совершенно правильно каждый день проживать как самый главный план своей жизни. Именно сегодня. То есть у меня в планах, конечно, есть желание поехать в отпуск со своей семьей, взять своих друзей и хорошо провести время, но самый главный план у меня на сегодня: вот придет мой сын или дочь из школы – улыбнуться, порадоваться, спросить, как день прошел, что там в школе было, жена придет с работы – вдруг прийти пораньше с работы и удивить жену, встретить ее дома, а не наоборот, ну и какой-то, может, преподнести совершенно простой подарок (хоть хлеб к ужину порезать на столе – это тоже может быть неожиданным, приятным подарком). Вот планы просто на сегодня – быть человеком. Это самая главная планка, которую никогда нельзя понижать и нельзя говорить: «Сегодня я уж как есть, а завтра буду другим». Это понижение планки, и, скорее всего, ты никогда не преодолеешь самого себя через такое бесконечное «да ладно».
– Есть перфекционисты, которые пытаются достичь совершенства и в духовном росте. Как здесь не впасть в фанатизм? И вообще, из чего рождается фанатизм?
– Фанатизм рождается от того, когда человек говорит сам себе: «Да я себе сам учитель, на что мне другие примеры? Да я и сам могу. Что мне другие слова? Я и сам все хорошо знаю. Что я, читать не могу, что ли? Вы мне рассказываете что-то из Писания или из традиций? Да я и сам могу открыть Евангелие, почитать – что там мне эти ваши толкования». Все это и рождает в человеке то, что приводит его к самому страшному явлению – гордости, которая приводит к фанатизму. Ведь самым первым фанатиком стал дьявол, который сказал: «Почему не я? Ведь я стольким всем одарен, у меня столько разных талантов – и вообще, столько силы. Почему не я?» И все это происходит, когда человек теряет своих учителей, перестает нуждаться в своих учителях. В этом смысле духовная традиция имеет очень большое значение именно как передача духовного опыта от учителя к ученику. Кстати, как в любой науке. Всегда у современного ученого спрашивают: «А вы, простите, какой школы? Кто ваш профессор, кто был ваш научный руководитель? Кто учил вас?» И тогда становится понятно, каким опытом владеет этот человек.
– Спасибо Вам большое. И конечно, Ваши напутствия.
– Дорогие братья и сестры, мы сегодня говорили о духовном росте, и я хочу пожелать каждому из вас помогать друг другу в этом росте. И самое главное – не ставить себе задач на завтра, а уже сегодня быть настоящими друзьями, верными, преданными, внимательными людьми. И пусть Господь поможет нам в этом.
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!