Новогодние предрассудки

28 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 27 декабря 2013

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель Свято-Ильинского храма в Выборге и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоирей Игорь Аксенов. Здравствуйте, батюшка.

- Добрый вечер. Господь да благословит и сохранит нас всех милостью и спасения и благоволения Своего. Я благодарен, что вы пригласили меня и дали возможность пообщаться  с верующим и, может, не очень верующим народом, но который хочет слышать о Господе. Вера от слышания. Сейчас приближается время великого праздника – Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа, положившего начало нашему летоисчислению и надвое разделив всю эпоху. На эпоху до того, как Бог стал человеком, и после того, как Он стал человеком. Это, действительно, кардинально различает нашу историю, и к этому празднику надо очень хорошо и правильно готовиться. Но, к сожалению, еще многие по недостатку знания нашей веры, воцерковленности зачастую уклоняются в язычество в это время - предрождественское и одновременно предновогоднее.

 

- Отец Игорь, позвольте я назову для наших телезрителей тему передачи . Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема - то, о чем начал говорить отец Игорь, – новогодние предрассудки. Вы можете звонить нам в студию в Санкт-Петербург и задавать вопросы, касающиеся нового года, остатка рождественского поста и встречи Рождества Христова.

- Наверное, сейчас не найти ни одного человека на просторах нашей Родины, который бы не знал, что наступающий год – «год синей кобылы», причем еще и деревянной. Каждый год у нас обозначен каким-то таким языческим символом. Ладно еще, в этом году у нас лошадь, а например, 2000-й юбилейный был годом дракона, после был год змеи.

 

- Был год, когда все ходили с рожками. Год быка? Это было ужасное зрелище.

- Огромное количество людей действительно думает о том, как встретить новый год в соответствии с зодиакальным знаком, причем китайского календаря. И много псевдодокторов, псевдопрофессоров каких-то астрологических наук совершенно серьезно говорят с экранов телевизоров о том, как встретить новый год, чтобы он был удачным.  Что любит лошадь, при этом в газетах слово лошадь пишется с заглавной буквы, будто это какой-то бог. Что нужно обязательно поставить фигурки лошади, должна быть растительная пища, потому что лошадь мясо не ест. Хорошо, не говорят овса на стол положить или чтобы все ели на новый год овсянку. Потому что если год лошади, то, по идее, новогоднюю трапезу нужно начинать и заканчивать овсянкой. Конечно, это несколько смешно, но одновременно и печально. Почему? Потому что  за этим языческим соблазном мы забываем, что каждый год у нас - это год от Рождества Христова. Что произошло главнейшее событие – Бог стал человеком. То есть мы имеем дерзновение претендовать на то, чтобы быть подобными Ему. Как пишет апостол Иоанн Богослов в своем Соборном послании, говоря о том, что мы еще не знаем, кто мы будем, но знаем что когда откроется, будем подобны Ему и увидим Его как Он есть.

А у нас, понимаете ли, год синей деревянной лошади. Детство, конечно, но для людей, которые дали обеты крещения, отреклись от сатаны, призваны к тому, чтобы утверждаться в своей вере, возрастать в знании Иисуса Христа и спасения, дарованного в Нем, это может быть довольно опасно. Во-первых, мы не должны забывать, что наряду с заповедью о любви, которую нам дал Господь, все новозаветные заповеди утверждаются, как на фундаменте, на заповедях Ветхого Завета. Просто мы о них зачастую даже не упоминаем по причине, что они итак должны подразумеваться. Никакой христианин не должен воровать, убивать, оскорблять родителей, завидовать, и тем более мы должны помнить первые четыре заповеди, которые относятся к Богопочитанию.

Первая заповедь гласит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов. Не сотвори себе кумира ни того, что на  небе вверху, ни того, что на земле, ни под водою. Не сотвори никакого изображения, не поклоняйся, не служи им». Любой священник, который по долгу своей службы освящает квартиры как своих прихожан, так и других людей знает, что практически в любом доме висят языческие символы этого года.  Либо козы, либо кобылы, либо дракона, либо кого-то еще. Когда прихожу, всегда говорю: «Снимите эти календари - это же язычество. Вы верите в Господа Иисуса Христа или в этого дракона?» Люди говорят, что не придают этому значения, э шутка. Но почему не шутить по православному? Почему бы не радоваться о Боге, о том, что светло, а вводить в нашу жизнь языческие образы? Конечно, по большей части здесь виноваты средства массовой информации. Как о том говорил Господь, горе от соблазнов, но горе тому, через кого соблазн приходит. Потому что соблазнам надобно прийти, но горе тому, через кого они приходят. И далее страшные слова сказаны: «лучше одеть ему на голову мельничный жернов и бросить в пучину морскую, чем соблазнить одного из малых сих, верующих в Меня».

Мы очень легко забываем о той высоте,  к которой мы призваны. Мы призваны к богосыновству, в полном смысле этого слова. А хотим себя соотнести с какими-то рыбами, овнами, еще с кем-то. Так образ кого мы носим в себе? Образ козы, обезьяны или все же образ Божий? Это очень существенно. Я уж не говорю о том, что нужно быть довольно недалеким человеком и просто-напросто не удосужиться рассудить, чтобы придавать значение этим знакам зодиака. Потому что какое может иметь на человека влияние то, под каким созвездием и каким расположением солнца и планет он родился, и как это это определяет судьбу?

Во-первых, наука на сегодняшний день прямо говорит, что от 30 до 60 черт характера наследуется от родителей. Мы ведь видим, что похожи на них не только цветом волос и глаз, но и определенными чертами характера.

Во-вторых, среда и воспитание оказывают влияние на нас. Почему сам момент рождения считается таким важным для судьбы человека? Тогда надо говорить о зачатии, а не о рождение, которое случается обычно за девять месяцев до рождения. Ведь уже тогда закладывается тот фундамент человека, который будет потом склонять его в ту или другую сторону. Но при этом человек остается свободным и по отношению к своей наследственности  и по отношению к влиянию среды, потому что наша личность - это не часть природы. Мы свободны по отношению к природе, потому что образ  Божий в нас есть.

Однако, людям кажется проще думать так, не удосужившись разобраться в своей вере, даже в том, что такое астрология и что такое знаки зодиака. Все так празднуют, и мы будем так же: повесим календари с этими изображениями. Ладно, сейчас синяя кобыла, а дракон, змея? Ведь если обратиться к Священному Писанию, это символы сатаны. Сатана прямо называется большим красным драконом, который обольщает всю вселенную, и называется змеем-искусителем. Как можно нести эти символы в дом и вешать на стенах вместо святых икон, вместо святых изображений, изображений Креста. Говорят: «а у нас и иконы есть». Так вы определитесь, в кого вы веруете. Невозможно одновременно верить в Бога и пребывать в таких языческих предрассудках. Бог - это не механизм, это Личность. Он смотрит, как любящий отец, на каждого из нас и соответственно действует по отношению к нам. Не только раздает нам на пряники, но и воспитуя, и возводя от худшего к лучшему. Поэтому и заповедь такая была дана. Первая заповедь очень существенная - не сотвори себе никакого кумира, никакого изображения. Многие именуют себя христианами и совсем не хотят потрудиться узнать свою веру. Это, конечно, очень плохо. Опять же есть прямая заповедь – шесть дней делай дела твои, а день седьмой посвяти Господу Богу Твоему. Эта заповедь дана для нашего блага. Для того, чтобы мы подняли свой ум, свой духовный взор к Небу и подумали, для чего мы это делаем? Мы можем быть увлечены тем, чтобы поднять уровень продаж в сетевом магазине, где мы работаем. Мы все силы души отдаем этому, мы увлечены, нам кажется, я понял, как это сделать. Другие не догадываются, а я знаю. Но ведь жизнь человеческая не бесконечна. Придет то время, когда уровень продаж никак не скажется на твоем благополучии - твоем посмертии. Поэтому и дан этот  день седьмой для того, что ты мог подумать, зачем ты это делаешь? Для чего ты живешь? Какой смысл в твоей жизни?

 

Вопрос телезрителя: Я часто хожу в храм, причащаюсь каждую неделю, но дома к этому холодно относятся. Уже заранее решается, что ставить на стол в год лошади. Я думал не препятствовать этому, не акцентировать или все же сказать?

- Конечно, печально, когда семья разделена, но мы видим, насколько Слово Господне точно. Он сказал: думаете, пришел я дать мир? Нет, разделение, пятеро в одном доме начнут разделяться: двое против трех и трое против двух. Истина по своему качеству не терпит никакого изменения, ее можно только принять, нельзя ничего не добавить к ней, ни убавить от нее. Потому что это только помешает быть ей Истиной. Ее можно принять. Если человек не хочет ее принять, он может говорить: «да я верующий, но одновременно хочу так жить. И вообще, у меня вера в душе и не вторгайтесь в мою жизнь». Мир в семье – дело очень хорошее, и очень важно его соблюдать, но все-таки Господь не зря сказал, что кто любит жену, родителей и даже детей более Меня, тот не достоин Меня. Речь идет о том, что все мы бытийствуем Богом. Всякая тварь, как пишет апостол, Им движется и существует. И если человек в течение жизни не обрел Бога, не пришел с Ним в единство, то единство, в которое Господь призывает очень категоричными словами, когда говорит о наивысшей заповеди – возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душою, всем разумением, всей крепостью твоею - если человек не пришел в такое состояние, как он будет иметь жизнь вечную?

Вечная жизнь - не штампик в заграничном паспорте, что тебя пускают в Царство Божие. Жизнь вечная в том, что бы мы ипостазировали жизнь самого Бога, то есть стали жить Его жизнью. А Он нам не нужен как таковой. Как же мы тогда можем достигнуть вечной жизни, если нам Бог не нужен? Поэтому очень важно найти Бога, принять Его, открыть себя для Него, дать Богу место в своей жизни. И для этого очень важно правильное понимание Бога, потому что мы верим в тот образ Бога, который в нас складывается. И многие могут говорить: ну знаете, у меня Бог в душе, я что-то представляю, что-то есть. Достаточно, не лезьте дальше. Так это «что-то» - это что, твои фантазии? Что этот образ из себя представляет? Может, ты под Богом понимаешь совсем не Бога, а сатану? Или, может быть, твой образ даже близко не соответствует Богу? Ведь вера в ложь не приводит к истине и тем более не приводит к единению с Богом. Поэтому, конечно, без того, чтобы в семье произошли какие-то серьезные потрясения трудно. Но надо не уставать  свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Боге и о Христе Иисусе, таком, каков Он есть. Не искажая слово Божие, а объясняя его, и тогда все будет зависеть от ваших родственников - принять Бога, такого, какой Он есть или нет. Если человек искренне заблуждается, Богу легче привести его к истине, нежели чем если человек знает, Кто такой Бог, но не хочет его принять. Хотя и в этом случае Господь может показать человеку его заблуждения и насколько правильнее будет принять Бога таким, какой он есть. Поэтому в любом случае знание о Боге всегда полезно.

 

- Вы говорили о моменте зачатия человека, что оно настолько же важно, как и рождение, почему же тогда у нас в Церкви приоритет ставится больше на Рождестве Христовом, нежели на Благовещении, которое было за девять месяцев до Рождества?

- Я бы не сказал, что Благовещение менее значимый праздник. Если говорить о двунадесятых праздниках, деление условно. Потому что само по себе дело спасения Бога единое и неделимое. Это мы - для напоминания себе и научения тех, кто входит в Церковь, заново разделяем единое дело Божие на какие-то этапы, каждый из которых имеет определенное название. В данном случае это Благовещение, а перед этим – Введение во храм Пресвятой Богородицы, Ее Рождество, а потом уже Рождество Спасителя. Так же и в любой семье, когда мы еще не видим зачатого ребенка, особенно, когда у мамы животик еще не появился, как тут праздновать. Но при этом у нас в Церкви есть праздники – Зачатие Божией Матери, Зачатие Иоанна Крестителя, которые отмечены в календаре красным цветом, и мы радуемся в этот день, что начала быть Та, через Которую Бог стал человеком. В Которой нетварное бытие Бога соединилось с нашей тварностью. Начала быть Та, Кого святой Григорий Палама называет видимой границей между миром нетварного бытия Бога и нашим тварным миром. Зачастую мы не знаем сам день зачатия ребенка, спустя какое-то время узнаем, что началась новая жизнь. Когда ребенок родился, мы его видим, тут и попраздновать можно. Я же хотел обратить внимание, что когда мы сейчас готовимся к Рождеству Христову с этим шумом, гамом и бесконечными подарками, таким коммерческим буйством, которое испытывает весь мир накануне Рождества, напомнить с каким смирением Господь пришел в этот мир. Он ведь родился не в богатом доме, вообще не было места, где Ему родиться. Он родился в пещере для скота, в антисанитарных условиях, положили Богомладенца не в кроватку, а в кормушку для скота. Это сейчас мы украшаем ее, лакируем. Более того, у нас какой ни праздник, даже тучи разгонят, что бы солнышко сияло, а Господь пришел в ненастный дождливый зимний день. Творцу, Вседержителю всего разве сложно было сделать день своего Рождества по плоти ясным, солнечным и явиться иначе? Конечно, возможно. Однако именно так Господь приходит, соответственно, и в нас должны быть соответствующие чувствования. Поэтому и для нас было бы полезнее, чтобы  мы перед Рождеством не бегали в толчее, тратя деньги на зачастую не очень и нужные подарки, сколько обратили бы внимание на нуждающихся. Навестили бы своих родителей, сделали им приятное. Обратили внимание на тех, кто находится у тебя в подчинении, если ты начальствующий, им как-нибудь сделали бы праздник. Все-таки праздник Рождества – это праздник, который всегда имеет особую тональность кенасиса. Господь явил удивительное умаление себя пред лицом наших земных ценностей. Никакой человек бы не решился прийти так в мир, не решился стать тварью. Это же удивительное снисхождение, удивительное умаление себя. Лучше подумать об этом, и с этой точки зрения готовить себя к Рождеству Христову, а не проводя время в ненужной суете.

 

Вопрос телезрителя: Как относиться родителю, если детей в школе на уроке просят изобразить Иисуса Христа  или кого-то из святых. Может ли православный ребенок браться за такие изображения?

- Конечно, может. Более того, я считаю, что некоторые детские конкурсы, которые проводит Церковь, зачастую не достигают своей цели. Например, когда дается очень широкое поле для детского творчества – красота этого мира, красота родного края и прочее. Когда я провожу такие городские конкурсы перед Рождеством Христовой и Пасхой Господней, то всегда указываю в условиях, что жюри будет рассматривать работы прежде всего на соответствие евангельскому содержанию событий, чтобы ребенок погрузился в размышление об этом событии. Указываю главы Евангелия, которые надо прочитать, или чтобы родители прочли эти главы детям из детской Библии. Чтобы дети свой внутренний духовный мир наполнили евангельскими образами. Чтобы они размышляли о том, как Господь пришел в этот мир, насколько это соответствует их возрасту и способности понимания. Соответственно, если они изобразят Божию Матерь с Младенцем или вертеп с яслями, то это прекрасно, они понимают,  прочитали Евангелие, хотя пока увидели внешнюю сторону события. Станут старше, увидят и внутреннее содержание, посмотрят на иконы и увидят, что на некоторых ясли изображаются как каменный жертвенник. Господь пришел принести Себя в жертву. То есть Он только родился, а уже определен в жертву за грех людской. И эти размышления очень полезны для детской души. Так же и на праздник Пасхи Господней, чтобы дети рисовали не куличи, а воскресшего Христа, как они себе Его представляют после прочтения глав Евангелия, в зависимости от того, насколько они могут воспринять эти образы. Нет ничего плохого, если дети будут размышлять о евангельских событиях. Более того, на конкурсах мы не оцениваем работы, на которых изображены елочки и зайчики, даже если они очень качественно выполнены: они не соответствуют содержанию конкурса. Конкурс ведь посвящена празднику Рождества Христова, а не новогоднему празднику. Конечно, хотелось бы, чтобы наши детские конкурсы побуждали детей обратиться к слову евангельскому. Чтобы дети читали Евангелие. У нас огромная проблема в том,  что наш народ в подавляющем большинстве говорит, что он православный, но не знает Писания. Не знает даже ветхозаветных заповедей, не знает, в он Кого уверовал. Прямо по слову апостола Павла, который пишет: «к стыду вашему скажу, вы не знаете в кого уверовали». Соответственно, если ты не знаешь в Кого веришь, как ты можешь соотнести свою жизнь со своей верой? Поэтому у нас и получаются такие вопиющие безобразия от людей, которые отождествляют себя с православной верой.

 

            - Скажите, пожалуйста, как же нам правильно расставить акценты в последние дни пред Рождеством Христовым? 

- Прежде всего мы должны обратиться к слову Священного Писания, почитать эти места у Евангелистов. Сейчас огромное количество книг, где приводятся проповеди людей образованных, просвещенных Духом Святым, почитать их размышления, их слова о Рождестве Христовом, чтобы мы поняли, что Бог соделал для нас. Знаете, некоторые так любят своих собачек, что готовы рядом с собой их за стол сажать, завещание им оставляют. Простите, а вы для того, чтобы ваша собачка вечно жила, сами станете собачкой? Заметьте, у нас тварное бытие и у собачки тварное. Может, пример и грубоватый, но Бог, ведь Его бытие бесконечно, ничем неограниченно. Сам факт того, что Бог стал человеком, доказывает безмерную любовь Бога к своему творению, такую любовь, которую никто из нас не имеет. Очень полезно поразмышлять на эту тему, узнать об этом. Евангелие нужно читать каждый день. Христианин, который не читает Евангелие, никогда не узнает своей веры, а если он прочитал однажды, то очень быстро забудет. Поток информации сейчас такой большой, что даже то, что люди прочитали полгода назад, зачастую забывают из-за обилия информации. Читать Слово Божие надо и Послания апостолов пусть понемногу, но каждый день. Тогда наша душа будет напоена словом Божиим и ум будет утвержден в Нем. И тогда мы будем знать, как нам себя вести в сложных ситуациях, как оставаться христианами. В эти дни очень важно посетить храм Божий, исповедаться, причаститься. Церковь готовится к празднику сорокадневным постом, а пост - это всегда некоторое духовное обновление. Через наше воздержание мы прежде всего показываем, что нам без Бога жизнь не жизнь. Если у нас в душе нет Бога, мы несчастливы, у нас нет полноты жизни. И мы даже готовы отказаться от пищи и от определенных радостей, только чтобы Бог снова был с нами. Потому что без Него наша душа не может успокоиться, пока не обретет Бога.

 

- Вопрос телезрителя: Я бы хотела задать вопрос по поводу Рождественского сочельника. У нас обычно прибегают дети, приносят кутью, обычно просят деньги. Как относиться к этому?

- Все зависит от той меры детской шалости, игры, которая здесь допускается. Безусловно, само по себе колядование имеет очень давнюю добрую традицию. И дети в той мере, которая им присуща, тоже погружаются в атмосферу христианского праздника Рождества. Колядки - это прежде всего, когда дети знают песни о Христе. Если они уже их знают, уже поют, очень хорошо.  Если они вышли с рождественской звездой, а еще вынесли детские хоругви, прекрасно. Но если это превращается в зверинец… Конечно, умные родители должны этим процессом управлять и направить его в правильное христианское русло, то есть поставить границы. В этом и заключается задача старших, чтобы в детской игре дать правильное направление и обозначить границы. Так же и здесь. Колядки – прекрасный воспитательный момент и очень умилительный для взрослых, и если они дадут какое-то угощение, то ничего зазорного тут нет. Но если то превращается в какой-нибудь маскарад, когда дети могут и рогатое что-нибудь одеть, то родителям надо подсказать, что этого не следовало бы делать, все-таки вы изображаете волхвов и древних пастухов. Тех, которые первыми узнали о Рождестве и идут возвестить об этом всему миру. Так вы, пожалуйста, ведите себя соответствующим образом. Опять все зависит от меры. Нет ничего доброго и полезного, что нельзя было бы исказить во что-то негодное, поэтому здесь задача родителей и пастырей дать доброе направление, границы и меру.

 

- Отец Игорь, наступает новый год, и всем кажется очевидным, что новый год нужно отмечать. Откуда появилась эта уверенность, что смена календаря или новый круг летоисчисления обязательно должен быть отмечен?

- Нам вообще свойственно искать и ждать счастья, что завтра будет лучше, чем сегодня. Действительно, завтра будет лучше, но когда? Когда будет это новое счастье? Иоанн Богослов его описывает: «увидел новое небо и новую землю и ничего старого уже нету». Сказано, что отрет Господь каждую слезу, не будет плача, болезней, что увидел он новый Град Небесный Иерусалим. Поэтому нам это присуще. Другой вопрос, что мир паразитирует на этом и нам пытаются дать надежду на счастье в этом веке, что вот еще немного - и мы сделаем рай здесь, сами, еще немного – и победим болезни, не будет бедности. То есть еще чуть-чуть - и мы достигнем блага земного. А кто избавит нас от страстей? Какие лекарства это смогут сделать? Ведь страсти мучают. А кто может дать всем счастливую любовь? Кто может всем гарантировать, что его не предадут, что не будет хищничества, обмана? Куда это все денется? Это же все внутри нас и никакими таблетками и манипуляциями от этого не избавишься. Только доброй волей и духовной работой, можно их искоренить и достичь состояния внутренней полноты и счастья, когда внешние обстоятельства будут уже не так существенны. А так для человека естественно -  ждать нового счастья, которого мы обычно и желаем друг другу в Новый год.

 

Вопрос телезрителя: у нас в семье невестка приобрела в качестве оберега некий веник и прикрепила на него иконку. Батюшка говорит, что это кощунство, надо снять, а она не дает. Как мне быть?

- Как я понимаю, вы живете вместе со своей невесткой. Квартирный вопрос зачастую портит нашу жизнь, лучше, чтобы «человек оставил отца и мать свою и прилепился к жене своей»  и жили отдельно и строили отдельно свою жизнь. Тогда не было бы такой досады, но в любом случае Вам никто не запрещает свидетельствовать о том, что в Вашем понимании правильно. Почему все вокруг должны быть сразу и верующие, и думающие, как Вы? По православному учению, человеку от Бога дана свободная воля. Человек может свободно определяться перед лицом добра и зла. Мы не можем заставить человека быть добрым или хорошим, мы можем только показать красоту христианской жизни. Вот и Вам, видимо, нужно смирением, определенным поведением, свидетельством об истине, евангельском слове постоянно давать образ праведной жизни, а Ваша невестка если захочет его принять, примет, если нет - каждый из нас несет свой крест. И еще Господь сказал, что враги человеку домашние его. Мы должны понимать, какие враги. Не в том смысле, что мы должны враждовать, а в том, что они творят нам досады, и если от внешних мы можем укрыться в своем доме, то от домашних куда мы можем укрыться, если у нас зачастую и комнаты своей нет? Да, это крест. И здесь надо без ропота, с благодарными словами Богу нести его. Во время скорби очень важно не ожесточиться, не озлобиться, не войти в ропот на Бога, а всегда, в любой ситуации Бога благодарить. Ведь век будущий – век славы и представьте, войдете вы в сообщество святых. Потому что век будущий – это век славы. Представьте, что Вы войдете в сообщество святых? Чем вы похвалитесь? А если вы скажете, что я безропотно несла свой крест по жизни. Тот, кто достойно несет по жизни свой крест, тот созидает для себя  будущую жизнь, кладет твердое ее основание своим крестоношением, и обязательно, в свое время, получит от Господа и славу.

 

- Хотелось бы снова вернуться к проблеме празднования наступающего Нового года и спросить: в Церкви огромное количество праздников, и большая часть их выпадает на посты, но почему ни один праздник не вызывает такого смущения как сочетание поста с Новым годом? В чем проблема?

Проблема календарная всем известна, потому что, если бы мир жил по юлианскому календарю, то и новый год был бы после Рождества, и не было бы никакой проблемы. Но мир живет по григорианскому календарю. Хорошо это или плохо? Существует определенная икона времени, которая заключается в последовательности евангельских событий. В частности, Господь был распят накануне иудейской пасхи, но воскрес после нее, тем самым прообразовав новую Пасху, отменив ветхозаветную. Если мы будем жить по григорианскому календарю, то мы будем очень часто праздновать нашу Пасху прежней иудейской, то есть нарушается последовательность событий. С другой стороны, не из-за календаря же нам производить споры и раскол в церкви. Для многих вопрос календарный – несущественный, а для многих этот вопрос будет поводом произвести смуту вплоть до разделения. Поэтому Церковь, снисходя к немощи тех, кто уже привязан к вещественным началам этого мира, которые наблюдают за временами года и делают все эти различия. Пускай делают, мы потерпим. Тем более, что на сегодняшний день это неудобство оборачивается для нас очень большим плюсом. Пока мы постимся, мы бодрствуем над своей душой, мы более трезвы в духовном смысле слова, и поэтому соблазны новогодних безумств для нас не так опасны.

Представьте себе, что мы отпраздновали Рождество Христово, начали отъедаться, выпили, посетили друзей - и тут еще и Новый год. Может, это было бы не очень полезно, и промыслом Божиим все так устроилось, что все это новогоднее шумное безумство проходит во время воздержания для всей Церкви. Безусловно, это не значит, что мы не должны дать детям возможность попраздновать и порадоваться. Молодым свойственно ожидать, что новый год принесет им что-то лучшее,   можно дать возможность детям в разумных пределах радоваться наступлению нового года. Новый год издавна празднуется у многих народов,  у нас он праздновался в сентябре, 14 сентября празднуется Новолетие, начало церковного индикта, когда начинается новый богослужебный круг. Казалось, как неразумно праздновать осенью. Нужно весной, ведь это начало нового цикла. Почему же осенью? Здесь очень глубокая логика, которая утверждена в первых строчках Священного Писания. Первым, что сотворил Бог, был свет.  День - это как некая матрица для всех последующих этапов творения. Прежде чем свет появился, был тьма, и свет творился. Поэтому и празднование нового года осенью подразумевает, что мир тварен. И прежде чем будут весна и лето мир творим. В этом заложена идея тварности этого мира. Но вот у нас новый год перенесен на январь - это время сатурналий, древнеримских праздников. Христиане именно праздником Рождества Христова хотели заменить это языческое празднество и во многом это удалось. Сейчас многие языческие явления снова оживают, находят место в нашей жизни, мы зачастую не властны изменить жизнь. Нужно вести себя правильно по отношению к этим соблазнам, не увлекаться ими чрезмерно и уметь отделить важное от второстепенного. Чтобы всю силу своей веры не обратить на борьбу за внешние моменты нашей жизни, забыв о главном, а главное – это борьба за свою душу. Борьба со своими страстями, борьба со своим ветхим человеком, чтобы мы стали лучше – не лгали, не воровали, не завидовали, не судили других людей, любили не только тех, кто нас любит и о  нас заботиться, но и о тех, кто нам худо творят, молились о них, благословляли их. Вот главное направление наших усилий, тогда потихонечку и мир изменится, если мы изменимся. Так оно и произошло, когда христианство пришло в этот мир и завоевало в нем место через красоту жизни первохристиан. Так и нам должно приводить мир к истине через то, как мы пребываем в истине, свидетельствуем о ней нашими поступками, словами и делами.

 

- Хочется узнать, как сместить в себе этот приоритет и вспомнить, что в основе праздника лежит богословие, а не мертвая традиция и ритуалы.

- Очень правильно будет накануне Рождества сесть всей семьей и почитать отрывки из Священного Писания, которые повествуют об этом событии. Мы так кричим о том, что православные, но зачастую жизнь наша не очень-то свидетельствует о том, что мы православные. Например, у иудеев есть прекрасный обычай - они в субботу собираются всей семьей, читают Писание, дети рассказывают о своих переживаниях, мыслях, делятся с родителями. Почему у нас, когда родители приходят домой, тут же упираются взглядом в телевизор? Все общение происходит с телевизором, а не детьми. Почему бы не сесть и не поговорить с детьми о духовной жизни? Почему не подобрать им толкования святых мужей, связанных с Рождеством Христовым, таким образом приготовив их? Было бы прекрасно и на новый год поблагодарить Бога за прошедший год, за то, что Он сохранил всех в здравии и помолиться, чтобы Господь благословил и будущий год, дал семье благо, прежде всего, сохранил от тяжкого греха и не забыл бы о земных нуждах. Тогда все это будет наполнено Богом, а все что с Богом и в Боге - все чисто, все свято. Поэтому я желаю, дорогие телезрители, чтобы все предстоящие праздники были со Христом Иисусом, Отцом и Духом Святым,  чтобы вы были в Церкви и всегда пребывали в благодати божественной.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

   

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать