Неизведанное православие. Святая вода

1 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Выпуск от 1 февраля

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько же необходимо людям в их земной жизни, составляло бы такую насущную потребность, как хлеб и вода.

Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два эти необходимейшие человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и жизни духовной. Но почему именно в этом веществе – воде – христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? По мнению святых отцов, ничто так точно не изображает благодать Божию, как вода. «Вода очищает и нечистоту нашего тела, в этом отношении она весьма точно изображает благодать Духа Святого, которая очищает души наши от их греховных нечистот», – отмечает епископ Иеремия Затворник.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Большой Златоуст, г. Екатеринбург:

– Чем отличается освященная вода от неосвященной? Тем же самым, чем отличается, например, комната, освещенная светом, от неосвещенной. Одна и та же комната, только заходишь в темную, ничего не видно, можно споткнуться, удариться, потеряться. Включаешь лампочку – и становится светло, все видишь и понимаешь. Вода освященная – это вода, на которую снизошла Божия благодать и изменила ее свойства. То есть Божия сила пребывает на этой воде. Потому когда человек пьет воду обычную, он пьет ее, чтобы удовлетворить свои телесные нужды: чтобы не хотелось пить, чтобы организм получил достаточно средств к жизни. А освященная вода этой силой благодати проникает не только в наши клетки и наполняет их, но еще проникает в глубину нашей души и привносит в нашу душу Божий свет, Божию благодать.

– В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего.

Так, новорожденные младенцы через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище. Отправляется кто в путешествие, благословляется  кроплением святой водой. Перед началом учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящаются святой водой.

В Церкви все, имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водой, как и сам храм при основании и завершении его строительства.

Протоиерей Алексий Кульберг:

– Святая вода бывает разная. Бывает обычная святая вода, та, которая освящена во время обычного молебна с водоосвящением. Есть вода, которую освящают один раз в год, в праздник Крещения, праздник Богоявления, она называется богоявленская или крещенская вода. Чем она отличается от обычной освященной воды? Как в комнате, если включить лампочку, станет светло, но если взойдет солнце, то становится гораздо светлее. В комнате, которая освещена дневным светом, гораздо светлее, чем в комнате, где горит лампочка. В этом можно убедиться: если ярким солнечным днем при незашторенных окнах вы включите в комнате лампочку, то даже не почувствуете, что она включена. Потому что солнечный свет заполняет всю комнату и светит гораздо ярче, чем лампочка. Точно так же и крещенская вода в день Богоявления освящается – насыщается Божией благодатью в гораздо большей мере, чем при обычном освящении. Потому ее действие на человека, на окружающий его мир более значительно. Поэтому крещенскую воду называют не просто «святыня», а «великая святыня», или по-гречески «Великая агиасма». «Агиасма» – это «святыня». Так принято называть крещенскую воду.

– Некоторые люди  ошибочно полагают, что между богоявленской и крещенской водой есть разница. Будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. И 18, и 19 января вода освящается одним и тем же Великим чином. Этот чин освящения воды  называется великим как по сравнению с другим – меньшим, так и по особой торжественности обряда, проникнутого воспоминанием крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордан.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных. Потому оно и совершается в храмах, где крестились оглашенные.

После литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент крещения Иисуса Христа впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Христос Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Издревле также называется этот праздник Днем просвещения и Праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф. 4, 16).

Протоиерей Алексий Кульберг:

– Воду святую можно употреблять по-разному. Чтобы узнать, как это делать, надо почитать молитву на освящение воды, где говорится: «Подай, Господи, всякому, кто пьет эту воду, всякому, кто окропляется этой водой, всякому, кто ею мажется и умывается, исцеление души и тела, просвещение душевных очес – то есть глаз духовного зрения, – просвещение ума, исцеление болезней». Все это подается верующему человеку, который причащается, мажется и окропляется святой водой, а также мир, находящийся вокруг человека: жилище, работа – его среда обитания. Если окроплять все это святой водой, то она отгоняет нечистые духовные силы, и человеку в этом свете, этой благодати жить значительно легче; и легче жить правильно, быть христианином в такой духовно освященной обстановке.

– Чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой, открытой и горячей верой в Господа нашего Иисуса Христа и в силу творимой Ему молитвы, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Священное Предание, но и личный опыт верующих. Исходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется стрессовым состоянием; угашать страсти и ослаблять возникающее греховное влечение, освобождать от всякого зла, очищать от скверны.

Протоиерей Алексий Кульберг:

– Обычную святую воду употреблять можно всегда, то есть всегда можно окропить ею свое жилище, всегда можно попить: утром, днем, вечером, вне зависимости от того, кушали мы что-то или нет.

Чтобы наше отношение к крещенской воде было более внимательным, чтобы, подходя к ней, мы настраивали себя на то, что перед нами великая святыня, и чтобы настроем на принятие крещенской воды мы сосредотачивали свой ум, чтобы наше духовное напряжение возрастало, для этого установлена традиция крещенскую воду употреблять только натощак.

В традиции христианина, проснувшись утром, помолиться Богу, налить небольшое количество крещенской воды, взять кусочек просфоры и, перекрестившись, помолившись Богу, выпить воды и съесть частичку просфоры, для того чтобы освятиться от этой святыни в начале дня и этим освятить весь грядущий день. Освятить и защитить себя от действия тех духовных сил, которые воздействуют на человека, не освященного благодатью, – злых, темных духовных сил.

– Освящение воды не просто обряд. Хотя оно и входит в число семи таинств, но, как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи. Ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Протоиерей Алексий Кульберг:

– Чего точно не следует делать, это употреблять святую воду в бытовых целях, которые свойственны человеку. Кто-то пытается варить чай из крещенской воды, говоря, что будет освящать всю свою жизнь и в том числе чай. Кто-то начинает варить суп или что-то еще. Этим мы низводим святыню, заключенную в святой воде, и отношение к ней до бытового уровня: до супа и чая. Мало того, мы знаем, что после чаев и супов посуду обычно моют в раковине, вода из которой стекает в канализацию, где смешивается со всякими человеческими нечистотами. А освященная вода все-таки требует к себе особого отношения. И если кто-то выплеснет то, на чем он варил суп, в раковину, то этим вольно или невольно  оскверняет и святыню. Делать этого не стоит, поэтому в православной практике, и в мирской жизни, и в монастырях, не принято готовить обычные продукты на святой воде. Хотя когда в монастырях пекут хлеб, а уж тем более просфоры, то в закваску, тесто добавляют святую воду. Но тогда и отношение к этому хлебу, и к этой пище благоговейное, как и отношение живущих в монастыре ко всему, что их окружает.

– Бог не творит чудес там, где их хотят видеть только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Чтобы святая вода принесла пользу,  нужно заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде будем возносить и в уме, и в сердце эту молитву.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать