Молодежь в церкви

9 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Лука (Степанов), клирик Рязанской митрополии. Передача из Москвы. Эфир 8 октября 

Тема сегодняшней передачи - «Церковь и молодежь». Я знаю, отец Лука, что вы пришли к вере, будучи молодым человеком. Какие стимулы были к этому?

- Я избрал для себя творческую профессию, получив высшее образование, поработал по специальности. И пожив христианином, принял намерение уйти в монастырь. Я поступил в московское подворье Афонского монастыря. Трудно сказать, как складываются пути Господни. Малопродуктивно бывает богословие для человека, который не пришел еще к раскаянию. Для того, кто пока не признал наличие нравственного закона над собой, кто не признал своей поврежденности и несостоятельности, кто не встал на путь покаяния. Если он пришел, признал и принял, то он находит Господа быстро. Я принял крещение в 22 года. Я встретил священника, который вместе с благодатью крещения перевернул все мои понятия о добре и зле. Правильнее сказать, утвердил понятия. Поскольку сегодня тема о молодежи, скажу: когда я принял мысль, что естественна, прекрасна, благородна только моногамия, то есть намерение вложиться в здоровую и цельную семью, а все остальные представления постыдны и унизительны, тогда я понял, что меня от церкви ничто не отделяет и я решил креститься.

- Может у вас были примеры какие-то?

- Да не осудят меня ревнители всяческого западного прикосновения к православию, познакомился я с практическим христианством в Польше. Я в школьные годы ездил в составе делегатом ЦК ВЛКСМ на всепольский конкурс чтецов русской и советской прозы и поэзии. Это было одно из агитационных мероприятий после событий в Польше (партия «Солидарность», митинги в 1980-е годы). Было такое патриотическое движение, которое утверждало единство братских стран. Там ко мне внимание проявил юноша, который хотел поступить в теологический институт в Кракове. Мы познакомились, а после окончания ГИТИСа и службы в армии он меня как-то нашел. Он пригласил меня в Польшу, поездить по доминиканским молодежным лагерям. Во французском лагере общались только на французском языке. В русском лагере общались только на русском языке. Они готовятся быть миссионерами в наших странах. Меня поразило между ними душевная чуткость, внимательность. Были бесконечные дискуссии. Когда у меня в гостях был режиссер Андрей Звягинцев, мы дискутировали с ним. Он сказал: «я с почтительностью отношусь к личности Иисуса Христа, но это никаким образом конфессионально не отражается. Я могу почитать какую-то известную историческую личность, но это не выражается никак в конфессиональной форме». Разумеется, я тогда лелеял на груди порочные страсти и наклонности, ужимаемые иногда понятиями совести, у некрещеного человека. Эти сомнения были от безнравственного происхождения. Впечатления от этих поездок были сильными. Следующей составляющей моего прихода в веру была русская классика. Когда читаешь произведения Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Лескова, Чехова и Толстого, понимаешь, что есть какая-то тайна необъяснимая. Например, мотивация положительных героев. Князь Мышкин, Алеша Карамазов, что ими движет? Или Татьяна Ларина: «я вас люблю, чего же боле, но я другому отдана и буду век ему верна». Маша в «Дубровском» говорит: «почему вы приехали так поздно? Я уже венчана». Мотивация непонятна, а точнее за этим стоит какая-то тайна, которую я захотел приблизить к собственному сердцу, и это произошло после крещения.

- А эти писатели, Чехов и Толстой, были христианами?

- В ГИТИСе я познакомился с мировой классикой. Их писатели с легкостью относились, даже высмеивали Ватикан, нравы латинства. Федерико Феллини, Ингмар Бергман относились если не отрицательно, то и не положительно к представителям клира. А то и откровенный фарс, и гротеск у Феллини. Все-таки отражается такая тоска человеческой души, лишенной благодати. Друзья Феллини говорят ему: «Покажи хоть луч света. Почему все так безнадежно?» А он показывал два луча света на цирковой арене. Или как у Бернардо Бертолуччи, великая империя крушится. Наступает 20 век. Бывший император, прошедший все лагеря, теперь уже сломленный старик показывает китайскому пионеру место, где он сидел. Он достает шкатулочку, открывает крышку (оттуда достает сверчка). Шкатулка была подарена ему каким-то солдатом, когда императору было три года. Чувствуются лучи благодати. Как у режиссера Феллини в финале фильма «Ночи Кабирии». Как героиня пыталась новую жизнь начать. Так и наши русские писатели, являли эту тоску без благодати. После чтения их произведений надо сделать выбор: либо все напрасно, ничего не стоит, и наслаждаться, либо принять крест, ведущий к воскресению.

- Я хочу спросить вашего совета. Я несу послушание как монах и преподаю Закон Божий воспитанникам спец. училища и ребятам из детдома? Посоветуйте, как лучше наставлять в христианской истине?

- Я приведу тут совет своего наставника, который главным и таким благодатным методом по воспитанию считает развитие творческих способностей воспитанника. Я не столько высказываю доктрины учебные и реализую учебные планы, сколько уделяю внимание детям и усердно развиваю те творческие способности, которые ведут к «облагодатствованному» состоянию. Если они имеют предметом внимания человеческую душу, мир Божий. Должны быть разнообразные странички. Мальчикам нужно больше двигаться, показывать и учить, как зажигают свечи, какими маршрутами двигаются свеченосцы, и т.д. Можно добавить резьбу по дереву, иногда единоборства бывают нелишними. Самое опасное – «засушить» воспитанников, и превратить для них вероучительные истины в некое наказание. Полезными будут поездки, паломничества, походы. Надо разнообразить. Мы много занимались воскресными школами, начиная с периода моего приходского, в храме Всех Святых в Красном Селе и афонском подворье в Москве и Вышенском монастыре. У нас были мальчишечьи, девчоночьи коллективы. Всегда задачей было максимально разнообразить, чтоб это было увлекательно и гораздо интереснее, чем в миру. Для взрослых я сторонник более систематического образования. Хорошо почитывать святоотеческие книги, слушать различные проповеди духовных лиц, но очень важно возвращение догматического сознания нашего народа, как говорил протоиерей Иоанн Мейендорф. Для молодежи же должно быть максимально увлекательно. А вы как человек церковный, в каждую затею внесете церковный дух.

- Какие проблемы в образовании сейчас стоят, и какие пути их решения существуют?

- Проблема все та же. В систему государственного образования категорически не впускается духовно-нравственное просвещение. Поэтому народ пока находится в обреченном состоянии. Великими усилиями лицензирована и потихоньку развивается теология, несмотря на сопротивление очень высокопоставленных людей. Слава Богу, что первый человек государства поддержал, буквально в последний месяц, а там была угроза - при распределении специальностей теологию запихнуть за религиоведение, этику и философию и обременить ее, таким образом, в их стандарт совершенно иного происхождения. Но наша чуткая православная общественность под руководством Святейшего патриарха Кирилла, митрополита Иллариона и под руководством Свято-Тихоновского Православного университета отвоевала нахождение теологии в отдельной группе со своими образовательными стандартами. Пятый класс (с небольшими и выборными предметами) с директорами школы соглашаются на историю различных религий или на светскую этику, стоящую на позициях атеизма. И вот наши дети в один специально выделенный для знакомства с родной духовной культурой год обменивают на что-то другое. Это проблема! Все прояснится не раньше, чем наше государство займет четкие идеологические позиции. Пока страна не избрала определенные нормы, что мы православная страна, имеющая нравственные ориентиры. Страна, которая в политике, экономике и культуре, СМИ и в образовании преследует такую аксиологию, исповедует такую систему ценностей, которая передана нам нашими отцами, которые восприняли ее, в свою очередь, от Византии, от апостольского учения, от Господа Иисуса Христа, от Откровения Божьего. Если идеология будет избрана, то и система образования не будет робко допускать-не допускать, и введет теологию в список ВАКовских дисциплин. Замечательные начинания - кафедра теологии в МИФИ, в каждом ВУЗе должна быть вероучительная межфакультетская кафедра, которая помогала бы не только освоить необходимые объемы иностранных языков, техническую оснащенность, но и элементарную духовную культуру, которая присуща православию. Сейчас это дело сильно буксует и отвоевывает себе неимоверными усилиями пядь за пядью.

- А вам не кажется, что это может встретить сопротивление простых людей и нежелание это принимать от простых людей? Покажется это навязыванием…

- Тут надо делать все поступательно. Важнейшая составляющая – это достойное педагогическое сообщество. Начинать надо с развития теологии. Теология в состоянии воспитывать учителей вероучительных дисциплин, или интегрировать вероучительные истины в наши гуманитарные предметы: историю, литературу. Это направление требует большой подготовки педагогов. Хорошо, что есть люди, которые всеми силами стремятся себя усовершенствовать в деле преподавания и сами носят церковный и даже монастырский дух. Пока мы не воспитаем этот мощный отряд, объявить ввод вероучительных предметов по всей одиннадцатилетке или во всех ВУЗах будет преждевременно. Мы ратуем за возрождение основательного теологического образования во всей полноте и мощи, под государственным финансированием. Главным профилем будет не подготовка священнослужителей. Бывает, что после окончания теологического факультета, молодые люди, пройдя подготовку в семинарии, рукополагаются, но самым важным будет подготовка наставников в государственных ВУЗах. Пока делаются первые шаги.

- Молодые люди по своему характеру максималисты. Апостол Иаков говорит: «братья, имейте веру в Господа Иисуса Христа, не взирая на лица. (Иак. 2, 1) Если любишь ближнего, хорошо поступаешь. А если делаешь лицеприятие, то грех совершаешь». Не отвращается ли молодежь, когда видит обратное? - Священник иногда оказывает внимание благодетелям, без которых невозможно восстановить храм или продолжить свою образовательную программу. Оказывают особое внимание, бывает, известным личностям, актерам, политикам, поскольку на них смотрят тысячи, иногда миллионы людей. И их шаг в сторону церкви бывает добрым примером для многих их поклонников или созерцателей. Но батюшкам, особенно монахам, не свойственно лебезить перед людьми. Мы избрали для себя несколько «крестов». Очевидно, что наша система ценностей там, в области заоблачной. Если мы бываем приветливы, то не потому чтобы что-то выпросить лично себе. Почитайте хроники… Таким то купцом был построен собор, таким то дворянином вместе с императором отписаны, оставлены в наследство или пожертвованы средства на монастырь. Это важное церковное служение – благотворительность. Если за настоятельским столом бывают не только паломники, архиерей, почтенные священники, но и благодетели, почему вас это смущает? Ведь это редкие люди. Богатые люди коллекционируют свои деньги. Когда мне говорят: «у меня среди знакомых столько богатых людей. Я вас с ними познакомлю, они вам помогут», я отвечаю: «даже не трудитесь ни капельки». К богатым даже не идите. Скорее наши бедные прихожане готовы последнее отдать, чем те, кто жизнь свою посвятил стяжанию богатства. Исключение составляют только те уникальные люди, к сердцу которых прикоснулась благодать. Одной рукой они собирают, экономя рубль в бизнесе, тщательно оптимизируя расходы, а другой рукой раздают одному, второму, третьему батюшкам. Это своего рода благодать. Апостол Павел говорит о богатстве, которое собрала коринфская церковь, чтобы отнести в Иерусалим бедным христианам: «Если достаточно соберете, так что и мне не стыдно нести, то я сам понесу вашу благодать в Иерусалим. Изобилие богатства отражает ваше усердие о Господе». Бывает, что отступление от веры популярных людей влечет много дурных последствий среди их поклонников. А привлечение и укрепление в вере популярных людей ведет к пастырской пользе!

- Молодежь, как правило, свободолюбива, и воспринимает церковь как источник каких-то ограничений, несвободы, запретов.

- Приходится заставлять молодежь сделать выводы Гертруды, матери Гамлета. Когда сын обличил Гертруду в кровосмесительной преступной связи и осквернении ложа датских королей, она ответила: «Гамлет, ты повернул мои глаза зрачками в душу, и что я вижу там?» Свобода от своих страстей – как настоящая свобода! Нужно молодежи показать высоту человеческого призвания быть Царем над страстями, быть независимы ни от каких стихий! Это дело проповеди, расположения к покаянию. Человек пока не расположится к отделению в себе добра от зла, он будет бесполезен, как бы ты его не развлекал и не воодушевлял. А если молодой человек смягчит свое сердце под влиянием христоподражательного священника, укорит себя за ошибки молодости, оплачет свои грехи, то он уже твой для Христа. И твое дело – быть для него опорой. Не надо только повторять ошибку запада, где клир, духовенство представляется решительно отделенным от сообщества мирян и своим безбрачным состоянием, и особым Причащением Тела и Крови Христа, и другими формами. Молодежь видит в нас братство, крепкое и уверенное, которое идет за своим духовником. Поэтому я вижу эту «золотую цепь преемства» благодатного апостольского пастырства. Апостольское пастырство держится в каждом поколении, но не ограничивается одним поколением. Условие схождения с подиума для неподдельной сердечной близости располагает к себе молодежь. Прояви ко мне тогда, когда я был молодым, священник меньше внимания, будь он сам не так образован, как я, так остроумен и светел, так невинен – я бы не поверил ему. Надо дар свыше раздавать тому, кто готов принять, а не пришибить ненароком и легко этим даром. Священнику надо развивать творческие способности своих воспитанников, и проращивать то, что живо в душах молодежи, а не просто их сверху нагружать тем, что они не в состоянии еще понести. Это требует усердия и подробностей.

- Когда вы говорили про польских христиан, вы произнесли «практическое христианство». Зачастую молодежью христианство воспринимается, как что-то далекое отвлеченное, с их жизнью никак не связанное. В чем состоит практическое христианство?

- Это внимание к ближним людям. Прежде него должна быть молитва, она делает христианина практиком, а не теоретиком. Любой из наших телезрителей может стать христианином по жизни. Если он говорит: «Господи прости, Господи помоги, Господи помилуй», если он сознает свою малость, свою зависимость, свое просительное состояние пред Богом. Молитвенное расположение сердец я бы считал практикой. Хранится райское расположение сердца при молитвенном памятовании о Господе в течение всей жизни. Жить ради ближних людей – это вторая составляющая христианской практики.

- А можете поподробнее рассказать о молитве, о посте, о богослужении для молодых телезрителей?

- Я отправляю все ищущих назидания в молитве к моему любимому святому – святителю Феофану Затворнику Вышенскому. Его наставления – современны и безупречны, без всякого изъяна. Молитва – это не вовсе и только вычитывание акафистов, канонов, последований. Святитель говорит: Молитва – это возношение ума и сердца к Богу. Богословие с вероучительными истинами это тоже пред Богом хождение. Это - память о Боге, дух самоукорения. Мы должны памятовать о Боге как ангелы. Только мы, как существа падшие, должны возносить жертву самоукорения. Ты должен расположение открытого сердца своего представить всевидящему и все слышащему Христу. Настольные книги всякому христианину – письма и системные и учебные творения Феофана Затворника Вышенского. Сейчас идет подготовка к 200-летнему юбилею святителя Феофана Затворника. На подготовку полного собрания его сочинений направлена работа издательского отдела московского патриархата. Думали, что издадим 35 томов его, а теперь видим, что и 40 томов не хватит. Столько неопубликованных сочинений скопилось! За 10 000 рублей скупил рукописи Феофана Затворника Пантелеимонов монастырь.

- Проводит ли церковь меры против разврата, который транслируется по телевидению?

В Библии написано, что после семидневного хождения древних израильтян вокруг иерихонских стен стены рухнули. А в Москве можно такое совершить? - Вокруг Останкино пройти? Мысль интересная! Если будет благословение Предстоятеля и разрешение правительства Москвы, то может быть. Священники не смотрят телевизор, за исключением просмотра ТК СОЮЗ и православных каналов. Говорят, что скоро будет государственный телеканал, который начнет вещать в духе истины. А пока мы знаем, что СМИ – это предмет купли и продажи, производящий большие прибыли. Кроме первых людей государства, остальным людям СМИ что-то сложно диктовать! Поскольку покупается и продается то, что дешево в нравственном смысле стоит, то мы видим засилье мистических каналов (мерзейшее чернокнижье и враждебный оккультизм) и глупые и нелепые реалити-шоу. Только сейчас «повеяло весной», ТВ встрепенулось. 5 лет назад мы с одним фондом предприняли атаку на телевидение. Мы получили благословение патриарха Алексия II, заручились поддержкой известных священников, получили средства, но мы не смогли и шагу сделать. Речь шла о православных передачах на московских телеканалах. Мы не смогли ничего продвинуть – такая жесткая там стена! Сейчас и теология «проклевывается», и ТК СОЮЗ вещает. Нам интересна та незащищенная аудитория, которая бомбардируется тоннами грязи. Но там очень бдительная охрана. Требуются либо огромные деньги, либо существенная смена политической власти. Нужно создать хотя бы один канал, который свободно входит во все дома, в большинство домов наших соотечественников и вещает слово жизни, которое содержит церковь. Очень сложно! Принимаем на исповеди тысячи и тысячи людей, которые каются в том, что одно дрянное посмотрели, другое дрянное посмотрели, там допустили детей. Принимаем тех, кто пострадал от телевидения.

- Как привлечь внимание молодых к церкви, если они мало к ней стремятся?

- Материнская молитва творит чудеса. Надо молиться. Нелицемерное покаяние родителей, сердечное участие в Таинствах церкви, венчание родителей споспешествуем вам. Одна из игумений мне сказала: «Пока не повенчаются родители, послушницы не могут преодолеть какую-то внутреннюю брань!». Причиной было отсутствие духовного образования (мы считали эту сферу неглавной). Возвращение к церковной семейственности, венчание родителей возвращают благодать, которая накрывает и детей. Потом надо быть для ребенка другом. Родитель не должен быть отдаленным лицом, он должен доверять ребенку. Итак, первое – это покаянная молитва. Второе – собственное творческое развитие, чтобы оставаться интересным собеседником и другом для своих детей. Третья задача – познакомить своего сына или свою дочь с нескучным батюшкой, который будет для них творческой личностью. Много батюшек, которые очень нескучные. Лучше за чашечкой чаем побеседовать с батюшкой, чем в строгой обстановке с ним встретиться.

- Храни вас Бог, друзья! Божьей помощи в ваших трудах!

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать