Молитва "Отче наш"

5 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Димитрий Дмитриев, клирик Храма Богоявления на Гутуевском острове. Передача из Санкт-Петербурга.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой, ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Богоявления Господня на Гутуевском острове, иерей Димитрий Дмитриев. Здравствуйте, батюшка.

 - Здравствуйте, Михаил.

 - Прошу вас, по традиции, благословить наших телезрителей.

 - Господь да благословит вас своей благодатью и человеколюбием!

 -  Аминь. Спаси Господи, батюшка.

 - Дорогие друзья,  наша сегодняшняя тема - молитва «Отче наш». Также мы будем отвечать на другие разнообразные ваши вопросы. Звоните к нам в студию в Санкт-Петербург по телефону (812) 677-62-44 и задавайте ваши вопросы

 - Батюшка, Господь говорит что это  - образец молитвы,  в которой содержится всё. Как вы считаете, нужна ли она в толковании?

 - Михаил, вы задаете очень серьезный вопрос. Действительно, Господь нам дал эту молитву как образец. Этой молитвой мы должны молиться непрестанно, по возможности как можно чаще. О ней нам известно из Евангелия от Матфея (6 глава) и из Евангелия от Луки (11 глава). Казалось бы – всего несколько слов, несколько стихов Евангельских. И вместе с тем мы видим из истории христианской церкви - как православной, так и инославных различных конфессий. Непременно, когда дело касается объяснения молитвы и всего, что с  ней связано, так или иначе, практически у очень многих Отцов мы встретим комментарии на молитву «Отче наш», Казалось бы, такой (конечно, к Священному Писанию нельзя употребить такие слова!) «избитый» текст,  но, тем не менее,  такой известный текст постоянно подвергался толкованиям.  Несмотря на то, что все эти слова известны, раз за  разом, из поколения в поколение, несмотря на какие-то культурно - исторические ситуации, несмотря на политические обстоятельства, Святые Отцы и учителя церковные, церковные писатели  в разные времена все время находили новые и новые возможности у молитвы и постоянно ее толковали. Поэтому на ваш вопрос, думаю, можно ответить, что  действительно, глядя на историю церкви, мы видим,  что уместно толкование молитвы «Отче наш».

 - Батюшка, есть выражение – «знать как Отче наш». То есть, предполагается  общая известность этой молитвы,  но употребление ее и ее прочтение в какой степени должно менять  жизнь человека, как вы считаете?

 - Когда мы молимся, в любом случае молитва  - это обращение ума и сердца к Богу. Соответственно это  определение отвечает само за себя: чем чаще мы молимся Богу, тем  чаще мы к Нему обращаемся. Несмотря на  наши какие-то жизненные обстоятельства, мы должны как можно чаще обращаться   к Богу. Почему мы это не делаем – вопрос к нам. Несмотря на наши какие-то жизненные проблемы и нашу занятость – выражаясь евангельским языком, те «плевелы» житейские, которые нас все время куда-то затаскивают, мы должны все это разгребать, обращаясь  к Богу с молитвой. Возможности молитвы есть разные. Есть возможность постоянного молитвенного правила, есть возможность Серафимовского правила, которое включает молитву «Отче наш».

Обращаясь  к Богу  с молитвой,  мы действительно что-то  реально меняем  в своей жизни. Почему – потому что мы о Нем, во-первых, вспоминаем и выходим из  этого нашего забвения из нашего обывательского состояния, из нашего умерщвления. Мы вспоминаем о Нем и действительно, независимо от обстоятельств, если мы молимся - очень часто бывает (не только мой пример, но и многочисленные примеры прихожан, которых я знаю, и многочисленные исторические примеры показывают), что люди, обращаясь к Богу, реально меняют положение дел. Они допускают благодаря этой молитве Господа в свою жизнь, обращаясь к Нему всем сердцем. Они понимают, что это - самое главное. Почему мы обращаемся к Богу – потому что мы  не автономны,  мы не сами появились на этот свет. Соответственно, мы понимаем свою неавтономность, и как в той же самой молитве молимся: «Да будет воля Твоя», а не наша. И обращаясь к Богу с молитвой, мы понимаем, что с собственной гордыней нужно тоже бороться  Молитва в этом очень помогает. И напоминаем себе, что необходимо не зарываться, но и не тушеваться с другой стороны, мы тогда вспоминаем о Господе и обращаемся к Нему, и это меняет нашу жизнь.

 - Спаси Господи, батюшка. У нас первый звонок от  рабы Божией Лидии: всегда ли во время утренней и вечерней молитвы можно делать  земные поклоны?

- Вопрос очень общий. Все зависит от каждого конкретного состояния. Есть такие моменты, согласно церковному уставу, когда Церковь говорит, что с земными поклонами нужно подождать. С другой стороны, есть индивидуальные случаи, когда у человека в связи с его проблемами со здоровьем ему сложно делать земные поклоны. Соответственно, на это можно сделать поправку. Нужно знать каждый конкретный случай, в зависимости от этого и дается рекомендация, люди должны это решать со своим  духовником – как и когда вы будете делать эти поклоны. Все, что касается внутренней духовной жизни для каждого индивидуума в Церкви, все очень индивидуально. Что приемлемо для одного человека, для другого -  общие рекомендации. Ответа  «вообще» быть здесь не может в принципе.

Если дать совсем общий ответ – то стараться делать земные поклоны, как это предписывает устав,  как предписывает Церковь и согласовывать свою практику со своим духовным наставником, со своим духовным руководителем, и по возможности корректировать, в зависимости от состояния здоровья и различных внешних обстоятельств.

 - Спаси Господи, батюшка. Господь в Евангелии, когда приводит эту молитву, с одной стороны дает образец, а с другой стороны, говорит: не будьте многословны, как язычники, которые в многословии своем желают быть услышанными. Почему тогда у нас в Православии, кроме «Отче наш», существует еще и огромное множество других молитв?

 - Дело в том, что Откровение, которое нам дал Господь, как видно из истории,  постоянно развивается  и расширяется в качественном отношении. Соответственно в нем есть такой момент литургического творчества - когда тот или иной подвижник, церковный писатель, Отец Церкви, может создавать определенные  памятники гимнографического творчества, в том числе и молитвы тоже. Это считается нормальным в нашей православной церковной традиции. Это продолжение никак не влияет на тот образец, который нам дан. Мы же действительно понимаем, что молитва «Отче наш» -  это  тот эталон, по которому мы молимся, и к которому должны стремиться.

Конечно, церковная история знает разные  изгибы ментального мышления и разные периоды. Известно, например, если по литургике посмотрим, что сначала те краткие молитвы, которые существовали в служебниках,  начиная с 17-го века, почему-то уже начинают  увеличиваться с геометрической прогрессией. Некоторые видят в этом некое инославное влияние католическое, но это отдельная большая тема. Но молитва «Отче наш» действительно остается образцом.

Вместе с тем, если посмотреть на большинство наших молитв,  то в принципе, если они не раннего происхождения,  то они краткие, небольшие.  Как сам Господь сказал: «молитесь так». Вопрос - «почему?». Здесь можно только предположить, потому что это некая загадка для нас, мы не знаем ее решения. Но можно предположить, что поскольку Христос знал, что Его ученики и апостолы, и остальные христиане, которые последуют за Ним, будут находиться  в условиях гонений, то те молитвенные прошения, которые они будут возносить, должны проходить в определенном коротком промежутке времени, в который надо будет успеть  хотя бы как - то помолиться.

А потом уже, когда  Церковь времен императора Константина и Миланского эдикта стала  государственно терпимой, а при императоре Феодосии  христианство уже стало фактически государственной религией, то тогда уже христианство оказалось в более комфортных условиях. Здесь уже мы видим различные витиеватые примеры византийского гимнографического творчества, которые перешли в нашу традицию, были дополнены,  где-то исправлены, а где-то восприняты, как есть.  

Вернусь  к тому, с чего начал. Откровение Господне в варианте Священного Писания дано нам раз и навсегда, но в варианте Священного предания оно может расширяться, и молитвенное обращение - это как раз тоже часть этого откровения. Хотя, что интересно -  было известно, что к молитве «Отче наш» уже обращались не только наши святые и церковные деятели, но в том числе и музыканты, и различные композиторы  - Чайковский, Рахманинов. И даже такие личности, которые в традиционном Православии считаются, мягко говоря, маргинальными – Иван Грозный, который, несмотря на все свои безумства и действия жестокие,  находил время для молитвы, молился, и даже составлял какие-то службы. Поскольку это была общая часть культуры, и он себя мнил и понимал, как часть этой православной культуры, он жил в ней, и, несмотря на свои жестокие злодеяния, совершил потом такое творчество. Как к этому относиться – другой большой вопрос. Почему  даже такие люди обращаются к молитве – это на самом деле удивительный показатель. Несмотря на то, что делалось, он пытается выходить из этого состояния. Конечно, по поводу суда – мы этого не знаем, это не наше дело, не наша забота, но, тем не менее, обращение к гимнографическому творчеству таких людей – это определенный показатель. Молитва требуется для всех сердец таких людей. Даже находясь в такой тьме, они находят время на размышления.

Для нас это тоже сигнал – если уж такие люди находили время для молитвы, почему же  мы над ней не размышляем?

 – Спаси Господи, батюшка! Молитва «Отче наш» входит в предначительные молитвы и совершается всеми нами, православными, перед утренним и вечерним правилом, на богослужении – перед Часами. Как вы считаете, за счет того, что она такая частая, не «замыливается» ли ее значение?

 -  Больной вопрос ставите, Михаил. С какой стороны посмотреть. Мое личное мнение – к сожалению, у нас получается, что молитва «Отче наш» проходит каким-то фоном, к концу службы. Это вопрос уже дисциплины прихожан - уже все начинают ходить, галдеть, когда хор поет «Отче наш». Сами прихожане  поют не всегда и не везде, но мне все-таки кажется, что здесь должно быть как в древней Церкви – чтобы «Отче наш» пел весь народ.

В крупных храмах мы такое видим – диакон обращается, и все вместе поют «Отче наш» -  он регентирует, и это очень хорошо. Это означает что все вместе и одним духом. Хотелось бы и продолжать эту традицию. Несмотря на те постановления Святейшего Патриарха, которые говорят о том, что крещаемые должны знать эту молитву, крестные и восприемники, которые подходят к Святому Крещению и поручаются к Крещению приносимых  младенцев, зачастую при подготовке и на встречах я вижу, что «Отче наш» они не знают. Не то чтобы «Символ Веры»,  но и «Отче наш» поют  с ошибками. Хорошо бы, если по возможности зона охвата катехизации была на всех приходах, и с приходящими восприемниками батюшки проводили эту работу.

Так хорошо себя чувствуешь, когда обращаешься (из личного литургического опыта)  назад к крестным и  говоришь: теперь все вместе поем «Отче наш». И все вместе поем «Отче наш» – это так хорошо, когда люди вместе поют такую самую главную и важную молитву! И такое важное Таинство – Таинство вхождения в  Церковь, не превращается в какую - то частную требу, какой-то бытовой магизм.  Люди знают, что они хотят, они знают, в кого они верят и во что они верят, и ради чего они все это делают. Общая молитва как раз и сближает. Отец Сергий Булгаков в свое время сказал о том, что в Православии есть такая характерная черта – то, что не актуализировано в обряде, то уходит в забвение. Хотелось бы, чтобы молитва «Отче наш» была более представлена, чтобы ее пели все вместе. Это  очень сильно сплачивает и общину, и  приход.

 - Спаси Господи, батюшка! Вопрос от раба  Божия Антония из Ейска. В акафисте Предтеча назван последним пророком, а пророчество его, кроме пророчества Мессии который уже пришел, больше нигде не удалось прочесть. Где  это можно прочесть? Еще вопрос – казалось бы, после его усечения все его ученики должны были стать учениками Иисуса Христа. Были ли такие факты и известны ли они?

 - Что касается второго вопроса – известно же, что ученики приходили к Господу нашему от Иоанна Крестителя. По первому вопросу – есть в Священном Писании про Иоанна Крестителя  даётся не очень большая информация. Но вместе с тем, есть различные сказания, и даже, что касается Спасителя и Иоанна Крестителя, в первые века существовали даже такие списки, которые назывались устными сказаниями - «аграфе». В них, считается, вошло то, что не вошло в Священное Писание – то, что сказал Иисус Христос, то, что было связано с Иоанном Крестителем,  то, что было с Божией Матерью, и некоторые апокрифы в том числе.

Апокриф в переводе означает «скрытый». Почему такие произведения называют апокрифами -  потому что в авторстве мы не уверены. Тем не менее, в ходу такие  документы и сказания были, и некоторые из них Церковь приняла, а некоторые отвергла. В частности, когда мы говорим про праздник Рождества Божьей Матери и Успения Божией Матери, то очень много нам известно как раз не из Писания, а из апокрифов, ей посвященных. Это Церковью было принято.

Что касается Иоанна Крестителя  - здесь меньше информации. Но даже то, что есть, на самом деле показывает то значение, которое Иоанн Креститель занимал в такой  межзаветный период, фактически между Ветхим и Новым Заветом. Иоанн Креститель и Божия Матерь – это две фигуры, которые Ветхий Завет мог дать Богу – это все лучшее, что мог дать Ветхий Завет перед началом Откровения. Несмотря на скудность сведений, которые до нас доходят, мы  все равно чувствуем  величие этих фигур – и Божией Матери, и Иоанна Крестителя. Они настолько важны и настолько необходимы, что для нашей эпохи тоже имеют значение. Фактически самый главный призыв Иоанна Крестителя – «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» Царствие небесное,  о котором мы просим в молитве «Отче наш» -это тоже в то время был такой революционный шаг, потому что в то время господствовала такая фарисейская традиция, которая ориентировала людей на формальное выполнение законов и предписаний, и это были новые правила.  

Иоанн Креститель говорит: покайтесь, обратитесь (с еврейского слово «покаяние» означает «обращение»). Обратитесь назад, к Отцам, туда, к Моисею,  к пророкам. Это было очень важным началом приготовления, что Господь наш Иисус Христос пришел не в некое безвоздушное пространство, а в конкретную эпоху, к конкретным людям, к конкретному народу. Иоанн Предтеча как раз и подготовил эту почву. Поэтому значение Иоанна Крестителя беспрецедентно.

- Батюшка, мне кажется, что здесь существует некая неясность в терминологии. Для многих слово «пророчество» или «пророк» является синонимом предсказателя. Хотя в Ветхом Завете далеко не все пророки были предсказателями, они были обличителями той ситуации, которая господствовала на момент их жизни.

 - Да, действительно, такие ситуации были.  И в период разделения царств -  особенно израильского, иудейского, Илия и Исайя предсказывают, и  Амос, и Михей. Но другие пророки - не все предсказатели. Они жестко обличали ту сложную и зачастую компромиссную ситуацию, когда   верхушка тех царств забывала о Законе и обращалась в идолопоклонство, в политеизм. Это, конечно, сбивало с толку.

Со временем  значение слов действительно меняет свое значение, простите за тавтологию. Даже если посмотрим на наш русский язык. Память языка на самом деле долго сохраняется. Мы зачастую говорим: «какая прелесть!», встречая кого-нибудь очень красивого. Но если посмотреть на славянский язык, то слово «прелесть» означает состояние духовного заблуждения: «ты в прелести». Совершенно другое значение у слова. Или, например, слово «юродивый». Многие зачастую путают. Если посмотреть на евангельское значение, например, в притче -  «юродивая дева». Это не те юродивые в нашем понимании – Василий Блаженный или Ксения Блаженная.  Тут подразумевается особый чин агиографии нашей и агиологии наших святых. В евангельском же смысле «юродивые» значит просто глупые. Глупые женщины, которые потратили все свое масло и сожгли его, не дождавшись жениха, как Господь в притче символизирует  второе пришествие. Одни и те же слова зачастую меняются.

 Можно привести много примеров. Известный пример – в обывательском сознании почему-то воспринимается Апокалипсис, как конец мира,  и все бегут, бросая все.

Недавно был очередной «конец света» и люди побросали все свои дела, продали дома и уехали -  то ли в Мексику, то ли в Бразилию встречать Апокалипсис. Но ни Апокалипсиса, ни конца света не произошло.

А ведь для первых христиан Апокалипсис имел совершенно другое значение: «откровение»,  дословно – приоткровение. Приоткрытие того, что будет действительно приход Спасителя. Понятно, что и антихрист будет, но все ждали с нетерпением времени второго пришествия. А сейчас все бегают и прячутся -  кто то землю роет, кто  запасается едой. Запасаться едой смысла нет – все равно все умрут. Мы же доверяем Господу нашему, и соответственно, доверяем Церкви, доверяем книге Откровений Иоанна Богослова. И мы понимаем, что Господь наш есть Любовь и  Он  нас всех спасет -  конечно, если мы будем жить по заповедям Его. Видите, даже такое значение потеряло свое значение. Церковь, кстати, пошла в какой-то степени навстречу, то есть, чтобы  не смущать людей, книга Апокалипсиса не читается в восточном богослужении в нашей православной традиции. Потому что многие люди там видят те значения, которых там нет. Им могут показаться антихристы кругом, эти три шестерки  эти несчастные, про которых говорено было миллион раз, всякие призраки суеверия. Многие люди соблазняются, не читают Священное Писание в соответствии с традицией православной, а придумывают всякую ерунду.

Или недавний пример перестройки, когда появились всякие разговоры о «горькой траве – полыни»,  она погорела – значит, конец света и массовая истерия, «меченый» – это значит Горбачев, его и называли «Миша меченый». В соответствии со своим временем это воспринимают, но Горбачев-то антихристом не стал, как мы видим, и Россия продолжает свою жизнь. Господь знает, что будет. Поэтому не надо стремиться к такой апокалиптике нездоровой. Мы видим, что слова -  к сожалению или к счастью  (что делать, такой уж язык), что память языковая меняется зачастую, и здесь со словом «пророк» произошла такая ситуация.

 - Спаси Господи, батюшка! Вопрос – почему мало говорят про порчу и сглаз?

 -  Про порчу и сглаз – традиционные вопросы. Потому что церковное вероучение и в истории Церкви есть очень много важных тем, которые касаются нашей жизни и которые для нас очень и очень важны. Благодаря и вашему участию, благодаря нашим зрителям, мы пытаемся найти в наших встречах некий позитив, и некий вектор  к чему-то хорошему. Если мы обратимся к небу, то если говорим о порче, сглазе и подобного рода вариантах, то все-таки обращаемся к колдовству или его разновидностям.

Поверьте, об этом очень много говорят и помимо передачи. Мне, как священнику, приходится много  с этим сталкиваться и постоянно прихожанам объяснять. Когда вам кажется, что с вами происходят подобного рода действия – обычно такие вопросы задают  люди, которые сами или мало или плохо воцерковлены,  или начитавшиеся какой-то маргинальной литературы христианской и мало живущие настоящей евхаристической жизнью. Мало исповедуются, мало причащаются, или же это вариант номинального православного христианина, не живут в общине фактически. Если не живешь в общине, если нет такой соборности, то кажется  - вокруг враги, колдуны, противники, сглаз, порча и так далее. В Православии мы не отрицаем, что такое есть. Но мы верим и говорим  о том, что если человек воцерковлен, если он живет жизнью в Таинствах, то на него подобное не действует. А опытные духовники советуют тем людям, которые невоцерковлены - воцерковиться поскорее, походить на исповедь, на Причастие.

Есть и такой вариант – читать каноны и акафисты мученикам Киприану и Устине, как защите. Вместе с тем должна быть некая ступень – не панацея, не оберег, а ступень для дальнейшего воцерковления, для дальнейшего прихода в храм. Тем, кто интересуется, советую почитать небольшую, но очень емкую брошюру, написанную ярким публицистическим стилем - диакона Андрея Кураева «Почему христиане не боятся порчи». Название говорит само за себя. Повторюсь – если люди живут церковной жизнью настоящей, то на них это не действует.

 - Батюшка, мы, наверное, можем сказать, что у православных людей есть два авторитета. Первый авторитет – это Священное Писание  и основанное на нем богословие, а второй авторитет – это официальная настоящая наука. Ни официальная наука, ни богословие со Священным Писанием о порчах не говорят ничего,  и вообще не признают это, как явление. Соответственно, не стоит обращать на это внимание.

 - Стараться не обращать, конечно. Но зачастую в приходской практике обращаться поневоле приходится. Бывают, как я говорю, «перегибы на местах», когда  люди приходят и им кругом кажутся демоны. Люди или мало, или плохо воцерковлены. Но потом часто замечал при продолжении общения – что они приходят и во второй, и в третий раз, и постепенно порчи и сглазы уходят на «нет». Уже и «третий глаз» нигде не мигает и не кажется, и не портится ничего.

Но почему есть такая опасность – потому что люди, которые так живут, не чувствуют себя в общине. Мы же друг за друга молимся. Люди собираются в воскресной школе, читают Слово Божие, обсуждают его, изучают его с толкованиями, и сами стараются его читать. Когда люди общаются в реальном приходе,  то все понимают, что друг за друга можно молиться, и ты уже не чувствуешь глубокого христианского неофитского первоначального одиночества - когда приходишь в храм и  встречаешь не очень хороший прием. Этот человек обижается, расстраивается, он остается  один.  Но такого быть не должно. Еще в древности один из церковных писателей,  апологет Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н, который писал на латыни, сказал: «Один христианин не христианин».  Христианин становится собственно христианином только в общине. И когда ты входишь в общину и видишь, что все за тебя молятся, то подобные страхи  уже пропадают, и становишься полноценным членом церковного прихода, Слава Богу.

 - Спаси Господи,  батюшка! Отец Димитрий, в молитве «Отче наш» есть слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь». В условиях современной цивилизации, когда хлеб редко является первой нуждой, а просто - в мясе, каких-то изысках, может стоит как-то изменить ход молитвы, и просить о более современных  вещах, или все-таки хлеб остается хлебом?

  - Есть вещи неизменные. В свое время Серафим Саровский, преподобный нашей Церкви, величина святости нашей,  на полном серьезе предлагал в Священном Синоде добавить в «Символ  Веры» следующие слова –  не «от Марии  Девы», но  «от Марии Приснодевы». То есть, просил внести в «Символ Веры» некие изменения. И  несмотря даже на его авторитет, все осталось так, как есть. Все равно он молился, как молился, и молился Приснодеве, и сам себя называл служкой Божией Матери. Но вместе с тем есть  такой древний образец, который идет изначально.

В чем многообразие возможностей этой молитвы? Когда мы обращаемся  со словами к Господу «Отче наш» и про хлеб просим – это может быть, действительно, и хлеб, и под хлебом можем подразумевать что-то иное. Но вместе с тем наше обращение свидетельствует,  что мы обратились к Господу,  и самая главная современная проблема, как мне кажется - не  какие-то страшные  заграничные еретики, которые захватят нас с востока или запада, а секулярное такое состояние, когда человеку доступны все блага,  когда исходит то время, когда момент подвига исчезает. Ты молишься в комфортных условиях и в своем молитвенном обращении и не знаешь, что просить-то. В таком состоянии нужно быть просить Господа быть благодарным за то, что он дает пока возможность такого состояния. Мы же видим, как разные политические события  происходят – сначала вроде бы хорошо, а потом  уже война. И надо Господа благодарить за то, что он дает. Это благодарственное прошение к Богу – обратиться к нему с благодарностью за все хорошее, что есть - его тоже можно подразумевать под хлебом. В понятии о хлебе мы можем подразумевать многообразие  возможностей. Конечно, нужно стараться просить о насущном. Ведь очень часто мы просим о всякой ерунде, о всякой чуши. И когда потом анализируешь свое духовное состояние и размышляешь (такое упражнение очень полезно), о чем просил, и вспоминаешь: как я мог такую чушь просить!  И Слава  Тебе, Господи, что у меня это на самом деле не сбылось.

В молитве нужно стараться обращаться  действительно за очень важным, за насущным. И если вам это действительно надо, то Господь вспомнит об этом. Ну, а если не надо,  и Слава Богу, что не надо…

 - Спаси Господи, батюшка! Вопрос от Татьяны  из Санкт-Петербурга. У меня три года назад была очень сложная жизненная ситуация, обратилась к Иисусовой молитве – не могла жить без неё, молитва шла сама. Прошло три года, она у меня постоянно звучит. Не кощунство ли это и не грех – когда Иисусова молитва читается без внимания?

 -  Что мы подразумеваем под Иисусовой молитвой? Молитвенная практика, когда ты говоришь: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного», и ты постоянно ее произносишь. На самом деле все индивидуально, но с самого начала начинать с Иисусовой молитвы я бы не стал. Потому что часто бывает, что люди мало воцерковленные  и даже невоцерковленные сразу хотят какой-то мистики, сразу хотят особую Афонскую молитву, Афонскую практику. Зачастую они не умеют читать даже обычное молитвенное правило, которое дается Церковью. Дается Церковью ведь не просто так. Сначала научись с «обязательной» программы, а потому уж «произвольная». Вместе с тем  сначала  нужно постараться исполнить то, что Церковью предписано, а потом уже брать на себя такие духовные подвиги.

Иисусова молитва ведь не всем ещё и благословляется на чтение. С одной из прихожанок храма Богоявления был случай, когда она без благословления стала эту молитву совершать. Потом ее из этого состояния пришлось очень долго выводить, так как она стала эту молитву повторять, повторять и  в какой-то момент поняла, что не готова к такому молитвенному подвигу. И с ней были определённые проблемы. Здесь действительно, как говорят люди, практикующие  эту молитву, которые долго в Церкви находятся, у которых проходит определенный период внутреннего очищения, период определенного аскетического возрастания – они готовы к  этому, и они замечают, что молитва идет помимо их сознания. Слова «непрестанно молитесь» апостола Павла как раз здесь и начинают действовать – непрестанно, помимо сознания. Но это – люди, которые долго к этому готовились и которые прошли тяжелый и непростые физические послушания по  благословению своего духовного наставника, прожили определенный период в Церкви, прочувствовали его, находясь на этом пути, и затем, по благословению священника, они получают такое послушание. Если это спонтанно – на мой взгляд, это рано, и я бы рекомендовал вернуться, Если  Господь дал вам такое возрастание в конкретной ситуации, то может быть, надо быть послушной Церкви и следует избрать в какой-то период обычное молитвенное правило. А затем попытаться, пожив в Церкви, в общине, пожив церковной жизнью, жизнью настоящих Таинств – тогда, может, и возобновить Иисусову молитву по разрешению своего духовника, под его ответственность. А если «наобум Лазаря» молиться -  это может быть и опасным. Не все готовы к такому молитвенному подвигу.

 - Хочется вспомнить митрополита Антония Сурожского, который одной из своих прихожанок, которая постоянно молилась Иисусовой молитвой и жаловалась, что не чувствует Бога в своей душе, сказал: «Помолчи». Если бы она помолчала внутренне, она бы почувствовала Бога.

 - Да, это яркий случай из его практики пастырской.  Она была женщиной пожилой и суетливой по поводу того, что по дому много не сделала. Она села и услышала стук часов, почувствовала пустоту. Но пустоту, которая стала принимать некую густоту внутреннюю, и она стала понимать, что чувствует присутствие Божие. Но для этого она должна была сама замолчать в какой-то момент. Здесь то, что посоветовал  ей митрополит Антоний, в другом случае будет, наверно, рано, все индивидуально.

 - Вопрос от рабы  Божией Ольги. Воцерковленная подруга  её подруги сказала,  что для  достижения цели «Отче наш» нужно читать 100 раз. Как  к этому относиться? Второй вопрос: Иисусова молитва равна «Отче наш», бытует такое мнение. Поясните.

 - По первому вопросу: а почему именно 100  раз,  почему  не 140, не 200, не 500?  Не знаю такого момента. Тем более, в этом вопросе  я вижу достижение каких-то земных целей, магизм. Сто раз, Боженька, и я тебя заставлю, что бы у меня все было! Я чувствую какое-то народное влияние, когда молитвы в народе понимались, как заговор. Был заговор на оружие с «Отче наш», заговор на убийство с «Отче наш». Народ наш православный очень много всего придумывал из-за двоеверия.

В чем отличие молитвы - мы просим, обращаемся. Сошлюсь на нашего известного исследователя Ветхого Завета, православного священника Евгения  Горячева, который изучал Писание на еврейском языке и  обратил внимание, что обращение «Отче наш» – это «папочка» - обращение к родному отцу. Обращение, просьба, но никак не магический призыв или требование - Ты исполнишь мою волю. Это уже заговор, особое духовное заблуждение, страшное заблуждение. Это гордыня. Я Тебе сказал много раз, а Ты сделаешь, как  я требую. Но так нельзя.

И мы в своем христианском сознании должны  изживать подобного рода практики. Не долдонить по тысяче раз, а  вспомнить совет Феофана Затворника: если ты отвлекся на время молитвы - вернись к тому месту и попробуй прочитать вот так молитвенное правило. Вы потратите не сорок минут,  это будет гораздо больше по времени. И от этого гораздо больше духовной пользы, чем вы будете как язычники, заниматься реанимацией подобного рода подставления – долдонить и талдычить.

 - Спасибо Господи, батюшка! И о равнозначности молитв «Отче наш» и Иисусовой молитвы.

 - Друзья мои, всё-таки «Отче наш» - это евангельский текст, а Священное Писание должно  быть для нас всегда во главе угла. Иисусова молитва – это уже более поздняя практика. Практика, которая отводит к монахам-исихастам, молчальникам, существовавшим в Византии во время Григория Паламы – в средневековье. Тот молитвенный опыт, которые они оставили, для нас важен, и мы, разумеется, его и рекомендуем некоторым людям, которые находятся в определенной стадии воцерковления. Тогда это можно рекомендовать. Но не всем и не сразу.

А «Отче наш» рекомендуется всем и сразу. Это как все, что связано с ранней Церковью – простота, доступность. Это слова Самого Господа, которые к нам обращены. Иисусова молитва  - удел  тех, кто уже врос в церковную традицию, как мне кажется, кто давно находится в Церкви, и кто имеет тесный контакт и со своим духовным наставником. Почему так бывает зачастую – люди и Иисусову молитву толком не знают,  «Отче наш» не знают, и «Верую» не знают, и вместе с тем сразу хотят, как сказал Андрей Кураев, «мистики без аскетики». Сразу туда - в высшие реалии. Но невозможно так. Надо сначала, потихонечку, как все что связано с жизнью христианской постепенное возрастание. Резкие рывки бывают, но это удел не всех и далеко не всех, и до этого состояния надо вырасти. А у нас многие хотят сразу.

Мы уже упоминали митрополита Антония. У него был случай, о котором он рассказал на камеру, не стесняясь. Когда он был маленьким, у него был талант слышать мысли других людей. Он молился: Господи, если не от Тебя этот дар, то отними его от меня. И Господь отнял  этот дар у него, потому что это было фактически во вред. А у нас сейчас такой расцвет новорелигиозности – снимают порчи, сглазы, венцы, безбрачия, различные привороты и развороты. Открываешь любой разворот, а там про приворот. Все сразу такие духовно просвещенные -  и восходящие потоки, и нисходящие потоки энергетические, и в астрал все выходят, как к себе дома в туалет ходят.

Господи, да что же это  такое? Это люди, которые не пошли по пути медленного возрастания, ученической стадии, а сразу начинают себя мнить такими духовными гигантами, которые способны учить других. А учить других  - это великое искусство и великая ответственность. Поэтому и апостол говорит: «много у вас наставников, но не много отцов». Одни – пророки, другие -  учителя и т.д. Все в разном качестве, у всех свои дары.

 - Спаси Господи, батюшка! У нас осталось  буквально пять минут, и вы хотели рассказать о некоем мероприятии, которое состоится в  Санкт-Петербурге  в ближайшее время.

 - Да, очень важное  мероприятие для всех нас. 12 сентября будет Крестный ход, который пройдет от Казанского собора до Александро-Невской Лавры  в день памяти великого благоверного князя Александра Невского. Я говорю об этом  по двум причинам. Во-первых, потому что на это мероприятие требуется помощь добровольцев.  У нас есть молодежный епархиальный отдел, в котором существует группа добровольцев. Желающим людям можно с ними связаться.

Дорогие друзья, нам действительно очень требуется ваша помощь в организации – чтобы все было достойно и все как надо, без каких-то недочетов. Для этого нужны ответственные люди, готовые взять на себя такую ответственность и помочь в организации этого мероприятия. Телефона у этой службы нет, для связи нужно выйти на сайт молодежного епархиального отдела  и найти  там группу «добровольцы». В эту группу вступить, связаться с ними через Интернет и дальше уже помогать в осуществлении подобного очень важного мероприятия. Важного потому, что если мы позиционируем себя православной страной, то те люди, которые называют себя православными, даже номинально, должны это доказывать. И если уж они не участвуют в жизни Таинств, если они не хотят заниматься духовно-нравственным возрастанием, то они немало могут сделать – прийти на Крестный ход и достойно, вместе со священниками, сопровождающими, показать что есть православные-то у нас в стране.

А то декларации одни, а в жизни бывает не очень хорошо, в жизни в храм калачом не заманишь. А выбрать время и просидеть не возле телевизора, не  «В Контакте» просидеть, а выбрать  для себя время молитвенного подвига и пройти Крестным ходом. Мы зачастую упрекаем мусульман – вот приехали, мол. А посмотришь – у них Ураза-байрам был в Москве недавно – все схвачено. Очень много людей, и никто никого не заставляет, все приходят. Почему же у нас  должны собственных православных  «гнать» на Крестный ход? Друзья, это дело наше общее, соборное, поэтому нужно постараться выбрать время и на него прийти. Почему всех призываю  -  сам на этом Крестном ходе буду, и если кто не успел, не дозвонился, можно все вопросы задать там же.

 - Батюшка, можно также людей пригласить  и в молодежный отдел, который находится в  епархиальном управлении в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры.

 - Да, насколько мне известно, он работает до 17.00, поэтому можно к ним обратиться.

   - Спаси Господи, батюшка! Вот и заканчивается наша программа. Прошу вас на прощание снова благословить наших телезрителей.

 - С Богом друзья мои, благословляю вас на все благие дела!

  - Спаси Господи, батюшка! Дорогие друзья, я напомню вам, что с нами сегодня был клирик храма Богоявления Господня на Гутуевском острове Санкт-Петербурга, иерей Димитрий Дмитриев. Ведущий - Михаил Кудрявцев. Всего вам доброго,  до новых встреч в эфире.

 

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать