Канон. Встреча с актером и музыкантом Денисом Бересневым. Часть 2

3 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении беседы Александра Крузе с актером, телеведущим и музыкантом Денисом Бересневым речь пойдет о музыке Дениса и его музыкальном коллективе "Фауст". Помимо этого, гость программы расскажет о своей театральной деятельности и работе в кино.

– Сегодня мы продолжим беседовать с актером, телеведущим и автором песен Денисом Бересневым.

Современные композиторы очень часто выбирают тернистый путь коммерческой музыки. Твой путь, наоборот, глубокий, духовный. С чего начался твой путь сочинителя?

– Путь сочинителя начался со школьной группы, которая называлась и называется «Фауст». Название было придумано еще в 10-м классе. Еще Гете придумал это название. В юности кажется: чем звучнее, забористее и сложнее, тем лучше. Поэтому у нас и было название «Фауст». Оно до сих пор сохранилось, и мы до сих пор играем. Потом я уже узнал, что «фауст», оказывается, по-немецки означает «кулак». Сейчас у нас пять человек – и мы как уверенная пятерня.

Мы играем до сих пор, а началось это давно – лет пятнадцать назад. Мы то собирались, то распадались, у нас менялся состав, но так или иначе мы живы до сих пор, играем, даем концерты.

– Пишешь в основном ты?

– Некоторые песни пишут ребята – мои друзья, но в основном пишу я. Музыку, аранжировку мы делаем вместе, а само зерно песни приношу я – стихотворение и мелодию.

Для меня было открытием, что те мысли, открытия, метания, впечатления, которые варятся у меня внутри, могут оказаться строчками песни. Если я что-то прочитал, меня что-то волнует, беспокоит, я сажусь с гитарой, начинаю просто что-то «пиликать» – и вдруг появляется что-то, похожее на песню. Для меня, правда, это было удивительно, да и до сих пор удивительно.

– Это чудо.

– Да, получается, это чудо. Каждый раз, написав новую песню, думаю: «Ну все, больше я, наверное, ничего не напишу». Но проходит время: новые впечатления, встречи... «Беседы с батюшкой», кстати, тоже являются стимулом и имеют значение для песен.  И как-то отовсюду появляются разные впечатления, слова, и все это варится где-то на неведомой кухне внутри меня – и получаются песни.

– Почерк со временем меняется?

– Меняется. Но есть песня, написанная одной из первых, которая до сих пор актуальна для меня; и я пою ее до сих пор. Эта песня похожа на то, что я пишу сейчас, хотя написана мной в возрасте 15 лет. Прошло много лет, но я ее пою, и она очень органична для меня. Единственная разница, что сейчас у меня ниже голос.

Спрятались от жизни в омут городов,

Позабыли то, что это лишь игра.

Пролетает время зря, и вот уже пора

На небеса, на небеса, на небеса.

 

Кроме расписаний, есть еще весна,

Кроме насаждений, есть еще цветы.

Кроме отношений, есть еще любовь, и ты

Смотри же на небеса, на небеса, на небеса.

– Твой духовный вектор был заложен с пятнадцати лет…

– Потом очень многое менялось, и песни были другие и разные. Но со временем, с возрастом, может быть, стали волновать не сиюминутные вопросы, а более устремленные в перспективу.

– Где-то можно послушать выступления вашего коллектива?

– Да, мы играем почти каждый месяц. Сейчас у нас будет презентация диска. Мы понемногу писали песни, но не планировали включать их в альбом. И так получилось, что накопилось много песен, мы их упорядочили – и появился диск, который  хотим представить вниманию наших слушателей.

– У вас есть продюсеры?

– Это горький опыт, о котором я могу долго рассказывать. Раньше у меня было представление, что группе обязательно нужен продюсер. Я думал так по какому-то западному шаблону. Директор и администратор, наверное, нужны, но продюсер, который диктует свою волю, беда для группы. Потому что начинается шлифовка под определенный формат, и самобытность пропадает, мысль пропадает – смысл творчества пропадает.

– Получается продукт.

– «Продукт» – то слово, которое меня раньше просто пугало, когда у меня были разговоры с продюсерами, произносившими: «Ну, это хороший продукт». Так цинично о том, что я писал: «это продукт, не более того», – конечно, это пугает. И на какое-то время я поверил, что так и должно быть, что это я такой наивный «чукотский» мальчик, который приехал со своими песнями в Москву, а здесь все иначе – другие законы, и нужно играть по ним. Но Бог миловал, я не ввязался в долгие отношения с продюсерами, и даже на первоначальных этапах сердце подсказывало мне: «Это не то, Денис, не то». Потому что птица в клетке не поет. Пусть лучше у нас не будет стадионов, поклонниц, фан-клубов, но свою, пусть маленькую, тихую песню мы будем петь.

– Давай послушаем еще одну твою тихую песню.

– Хорошо.

Дышишь дырявым озоном, кормишь офшорные зоны.

Зона комфорта – пожизненный срок.

Это тюрьма в самом деле – пятницу ждать на неделе.

В повести этой печаль между строк.

 

Нужно решить, нужно решиться, ну же!

Нужно решить, кто ты и чем ты горишь,

Кто ты такой, звездам каким ты служишь,

Слово какое жизнью своей говоришь.

 

Выбрался чартерным рейсом, вроде немного согрелся.

Снова заботы, стрельба в молоко.   

Нужно расставить границы: ты же не самоубийца.

Нужно решиться – и станет легко.

 

Нужно решить, нужно решиться, ну же!

Нужно решить, кто ты, чем ты горишь,

Кто ты такой, звездам каким ты служишь,

Слово какое жизнью своей говоришь.

–  Денис, видимо, ты действительно очень романтическая натура.

– Видимо, да.

– И, как я говорил, ты многогранен. Сейчас одна из основных сфер твоей деятельности – работа в театре «Сфера». Такая игра слов.

– Да, именно, моя сфера – театр «Сфера».

– Расскажи об этой работе.

– У нас необычный театр, наша самобытность заложена в самом названии.

– Напоминает шекспировский театр «Глобус».

– У нас не «Глобус» Шекспира, а театр «Сфера», который основала народная артистка Екатерина Ильинична Еланская. К сожалению, ее уже нет с нами, руководство театром она передала своему сыну Александру Викторовичу Коршунову. В институте я учился у его отца Виктора Ивановича Коршунова. Это целая актерская династия.

Уникальность «Сферы» в том, что в ней своя атмосфера. Это очень атмосферный театр. У нас необычная площадка: зрители сидят по кругу, актеры играют в центре. Так было задумано, это не случайность. Екатерина Ильинична Еланская пробивала эту идею. Ее мечта – театр, который бы разбивал воображаемую четвертую стену между зрителями и актерами. Театр, который бы объединял всех в одной атмосфере человеческого общения. Чтобы зрители не просто присутствовали, но подключались к происходящему и эмоционально, и своей мыслью.

Все наши спектакли направлены на то, чтобы вовлечь зрителя в происходящее, и в итоге – что получается, наверное, в самых удачных спектаклях – добиться единения всех зрителей между собой и зрителей с актерами; ощущения, что мы одно целое и заряжены какой-то прекрасной мыслью или прекрасным настроением. «Чувства добрые» мы стараемся пробуждать, поэтому репертуар...

– Наверное, не все подойдет. Например, чеховская «Чайка» вряд ли?

– Чехов у нас идет, только не «Чайка», а «Вишневый сад». Конечно, «Вишневый сад» начинает существовать по своим законам, когда его переносят на такую площадку. Тем не менее у нас идут и Чехов, и Островский, и Гончаров, и Андрей Платонов.

Кроме классики, у нас много произведений и современных авторов. Например, не так давно появился спектакль «Обращение вслух» по роману Понизовского. Это автор, который ныне здравствует и пишет. Этот спектакль был поставлен известным режиссером Мариной Брусникиной на нашей площадке не случайно, потому что наша площадка располагает к такому «обращению вслух» – открытому человеческому общению.

Так что приглашаю всех на наши спектакли в театр «Сфера». Уверен, что подобного театра нет в Москве, а может быть, и в России. Это уникальное явление.

– Вообще в театр надо ходить, и надо призывать к этому.

– Ходить в театр надо, но, думаю, надо относиться к этому избирательно. Когда я учился в театральном институте, то очень много ходил в театр. Но из всех спектаклей – а я посмотрел их много – я отметил для себя и положил в творческую копилку совсем немного спектаклей, которые можно просто перечесть по пальцам. Нужно ходить туда, куда полезно ходить и творчески, и человечески.

– Но ведь не всегда знаешь, куда идти…

– Надо прозондировать почву. Я считаю, что не на все надо ходить. Негативный опыт хотя и опыт, но он оставляет негативный отпечаток. Раньше я был всеядным, сейчас нет.

– Давай вернемся к музыке. Подари нам еще песню. Чем сегодня дышит сердце поэта?

– Именно сегодня, потому что эта песня была написана совсем недавно.

Снова тебе пою, словно водой пою,

Чистой водой душу пою твою.

Снова тепло сердец, и незаметно здесь

Тьма отступает и отодвигается света конец.

 

Прилетай, пусть тебя не увижу,

Ты над песнею, ангел, кружись.

Незаметно становится ближе

Человечная вечная жизнь.

 

Ваше сиятельство, ваше сиятельство,

Нужно сиять вопреки обстоятельствам.

Ваше высочество, ваше величество,

Что нам ютуб и просмотров количество?

 

Если дождь, то благая примета,

Если ветер, то вверх паруса.

Ваша светлость, не прячьтесь от света,

Оглянитесь – вокруг небеса.


Прилетай, пусть тебя не увижу,

Ты над песнею, ангел, кружись.

Незаметно становится ближе

Человечная вечная жизнь.

– Денис, неудивительно, что такая песня родилась внутри коллектива телеканала «Союз». Ее можно даже сделать негласным гимном нашего канала.

– Песня на самом деле родилась в этой студии. Один из батюшек как-то сказал, что слово «человек» имеет два корня: «чело» и «век» – вечность. Именно человек, настроенный на жизнь в вечности, может называться полноценным человеком. Меня поразила такая простота. Я всегда говорил «человек, человек, человек», но не понимал, что под этим подразумевается. И это стало зерном для этой песни: я думал о сказанном, и так родилась эта песня: чело-век, чело-вечность, чело-вечная...

– Мы поговорили о твоей театральной деятельности, давай теперь поговорим о киноролях. Известным тебя сделала роль в фильме «Кремлевские курсанты». Думаю, не одно девичье сердце было разбито. К сожалению, я лично не видел, потому что, когда фильм вышел на экраны, я как раз служил в армии. Но я видел несколько фрагментов фильма и думаю, что его основной задачей было воспитание патриотических чувств.

– Все-таки да. И я видел конкретные результаты этого фильма. Ко мне на улице подходили люди, и однажды подошла целая семья: мама, отец и сын, который решил поступить в суворовское училище.

– Благодаря фильму?

– Да. Они были так рады, что увидели меня, благодарили, сказали, что это повлияло на выбор сына, который решил связать свою жизнь с военной профессией. Причем они сказали, что, конечно, все не так, как показывали в кино, намного сложнее, жестче, но тем не менее сын не жалеет.

– В наше время много говорят о патриотизме, таком кричащем патриотизме. А как ты считаешь, что такое патриотизм? Сейчас стало, скажем так, модно быть патриотом. Что вообще включает в себя это понятие?

– Как раз в этой студии я увидел много примеров людей, которые являются патриотами. Имею в виду своих собеседников – батюшек, у которых действительно есть чему поучиться.

Самое главное, как мне кажется, то, что патриотизм не демонстративен. Когда он становится кричащим, это уже не патриотизм, а что-то другое: либо политика, либо тщеславие.

Патриотизм – это, наверное, честно делать свое дело и особо об этом не заявлять.

– А понятия вера и патриотизм идут вместе? Или человек может быть неверующим, но патриотом?

– Мне кажется, человек неверующий может быть патриотом. Но вера, как мне кажется, свойство, органично присущее «чело-веку» , тому, кто раскрывает свою истинную природу ­– чело в вечности. Я знаю формально неверущих людей, живущих как христиане, но они таковыми себя не называют. Хотя по поступкам они самоотверженны, благородны. Конечно, у них, может быть, нет четкого духовного пути, но в своей основе, по своим задаткам они истинные христиане и верующие люди.

– К сожалению, у нас остается мало времени. Могу только сказать нашим телезрителям, чтобы они обязательно ходили в театр, смотрели программу «Беседы с батюшкой».

У нас в программе существует традиция: в заключение беседы гости говорят теплые пожелания и наставления нашим телезрителям.

– Хочу обратиться ко всем зрителям телеканала «Союз», поблагодарить за ваше внимание, за ваши звонки, ваше участие в жизни канала. Поблагодарить зрителей театра «Сфера», которые, может быть, смотрят эту передачу. Потому что без зрителей, без окружающих нас людей просто нет смысла ни петь, ни вести передачу, ни играть в театре. Все только для вас, дорогие зрители.

– Большое спасибо, Денис! Наши телезрители подготовили для тебя небольшой подарок. Этот образ Пресвятой Богородицы «Умиление» я бы хотел подарить тебе от лица нашего канала, наших телезрителей. Пусть Она оберегает твой домашний очаг, помогает тебе в твоей жизни. Хочу пожелать тебе крепкого здоровья, продолжать свой творческий путь, путь неиссякаемого энтузиазма и романтизма; и храни тебя Господь!

Ведущий Александр Крузе
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 21:30
  • Суббота, 04 мая: 02:05
  • Суббота, 04 мая: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать