Канон. Певица Наталья Кириллова. Часть 1

5 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В новом выпуске программы "Канон" Александр Крузе встретится с певицей Натальей Кирилловой. Беседа пойдет о русском романсе и его актуальности сегодня, Наталья расскажет о своем музыкальном становлении и Божьей помощи в жизни, которую она чувствует. Также прямо в студии программы Наталья исполнит несколько известных романсов.

– Сегодняшнюю программу я хотел бы начать словами Клавдии Ивановны Шульженко: «Песню нужно не петь, песню нужно рассказывать». Сегодня у меня в гостях замечательная певица, исполнительница русских народных романсов Наталья Кириллова.

Наталья, здравствуйте!

– Здравствуйте!

Наталья Кириллова – певица, сопрано. Окончила Нижегородскую консерваторию имени Михаила Ивановича Глинки. Является лауреатом многочисленных международных конкурсов, среди которых «Романсиада», Международный конкурс вокалистов имени Надежды Обуховой, конкурс романса «Голос осенний» и многие другие. В репертуаре Натальи более 250 произведений различных музыкальных жанров и направлений. Сегодня Наталья ведет активную концертную деятельность, с гастролями она объездила десятки стран земного шара: ей рукоплескали зрители Германии, Словакии, Франции, Индонезии, Южной Кореи и многих других стран. С неизменным аншлагом проходят концерты во всех уголках нашей необъятной Родины. Услышать и узнать Наталью Кириллову поближе можно прямо сейчас, в программе «Канон».

– Наталья, Вы сегодня пришли не одна, познакомьте нас с аккомпаниатором.

Наталья Кириллова:

– Сегодня я пришла к Вам в компании замечательного композитора и пианиста Дмитрия Мальцева, потрясающего музыканта и настоящего друга.

Дмитрий Мальцев:

– Добрый день!

– Очень приятно! Наталья, я неспроста начал эту программу цитатой нашей великой певицы Клавдии Ивановны Шульженко. Я знаю, что эту фразу Вам говорила педагог перед каждым Вашим выходом на сцену.

– Не то чтобы перед каждым, но, во всяком случае, она меня этому учила. Мой замечательный педагог из консерватории Ирина Васильевна Шабордина, доцент Нижегородской консерватории имени Михаила Ивановича Глинки. Она учила меня проживать песни, как, наверное, все педагоги, которые встречались в моей жизни. Я имела счастье заниматься у по-настоящему великих музыкантов, настоящих мастеров своего дела. Все они действительно учили меня тому, что песню, особенно русскую, и русский старинный романс нужно рассказывать.

– Еще и текст обязывает: все-таки иностранцы не все его понимают.

– Особенность русских вокальных произведений, как мне кажется с точки зрения исполнителя, и состоит в том, что, во-первых, песню интересно рассказать, а не просто спеть, а слушателю и зрителю интересно ее услышать и понять. Потому что зачастую в трех куплетах простой песенки разворачивается целая жизненная драма.

– Вы давно начали заниматься музыкой?

– Наверное, правильнее было бы сказать, что я никогда не переставала ею заниматься. Дело в том, что еще в возрасте трех с половиной лет я пошла в свою первую музыкальную школу, которую окончила по классу скрипки. Дальше у меня была вторая музыкальная школа, по классу вокала, музыкальный колледж, консерватория – всю жизнь я пою, всю жизнь на сцене.

– Почему Вы все-таки решили заниматься вокалом, а не скрипкой?

– В 12 лет в моей жизни был такой момент – я была еще ребенком, но очень хорошо его помню: я выступала на очередном школьном концерте в Нижнем Новгороде и вдруг почувствовала, что скрипка не дает мне возможности высказать все, что я бы хотела. Понимаю, что звучит это очень пафосно для мыслей ребенка, но это действительно было так. Своим волевым решением я перестала ходить на скрипку, ушла из музыкальной школы в последнем классе и год думала, чем буду заниматься. Пела я всегда, потому что в нашей семье на праздники собирались все родные, минимум человек двадцать-тридцать, был большой стол, всегда была песня, многоголосье. Поэтому музыка со мной с самого детства, что называется, впиталась с молоком матери. Поэтому выбор пойти петь не был выбором, это было абсолютно естественным, моим собственным решением и желанием, хотя родители очень долго отговаривали меня от этой профессиональной деятельности

– Родители не были связаны с музыкой?

– Нет, в нашей семье я первый профессиональный музыкант.

– Первопроходец?

– Да!

– Давайте мы Вас послушаем, что-нибудь подарите нам.  

– Если позволите, мы исполним русский старинный романс, очень любимый по всему миру. Я очень много гастролирую и за рубежом, и мне всегда приятно видеть, как люди откликаются на знакомые мелодии. Это знаменитый русский романс «Калитка».

Калитка

Музыка В. И. Буюкли

Слова А. Н. Будищева

Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звезды зажгут небеса

И черемух серебряных иней

Кружевами украсит роса.

 

Отвори потихоньку калитку

И войди в тихий сад ты, как тень.

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

 

Там, где гуще сплетаются ветки,

У беседки тебя подожду

И на самом на крае беседки

С милых уст кружева отведу.

 

Отвори потихоньку калитку

И войди в тихий сад ты, как тень.

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

 

– Так здорово! В голове рисуются картины из произведений наших отечественных классиков: Гончарова, Пушкина, Толстого… Светские вечера, дамы и господа.

– Или картины Васнецова.

- Да, или картины Васнецова. XIX век – это классика, а в XX веке романс вообще расцвел: Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Алла Баянова…

– В начале XX века романс был безумно популярен по всему миру, особенно русский романс. Вы знаете, что благодаря Дягилеву Франция и Европа влюбилась в русскую культуру, в том числе и в русский старинный романс.

– Как сейчас обстоят дела с романсом, каковы взаимоотношения публики с романсом?

– Думаю, вне зависимости от времени дела с романсом всегда будут обстоять хорошо, потому что это жанр, который своим существованием на протяжении уже более полувека – а некоторым произведениям классического или салонного романса далеко за сто лет – доказал, что будет жить вне времен и событий, происходящих в нашей стране и в мире.

– Он всегда актуален.

– Да, потому что любая музыка, любое живое вокальное произведение, которое рассказывает о самом сокровенном, мне кажется, будет существовать всегда.

– Есть ли современные композиторы, работающие в этом жанре?

– На сегодняшний день есть современные композиторы, и молодые, и наши мэтры, которые пишут в том числе в жанре русского старинного романса. Но они уже звучат не как русский старинный романс, а как лирическая песня. Это, может быть, даже хорошо, потому что задача исполнителя в том, чтобы соединить на сцене воедино время прошлое и время настоящее для зрителей и слушателей. Например, сделать в контексте романсового концерта, состоящего из произведений XX века, вкрапление современной песни или же сделать наоборот – было бы органично. Я думаю, это уже зависит от таланта авторов.

– Нужен еще достойный текст, стихи.

– Слава Богу, мне везет: я встречаю исключительно талантливых людей, работаю с композиторами, поэтами, музыкантами, которые, на мой взгляд, не просто хорошие музыканты, а действительно выдающиеся артисты, потому что быть музыкантом – это одна история, а выходить на сцену – совсем другое.

– Господь Вас так ведет. Видимо, это действительно Ваш путь, раз встречаются нужные люди.

– Я уже думаю, что да. Честно скажу, что, как любой человек, несколько раз в жизни я задумывалась: правильной ли дорогой иду, правильное ли выбрала направление в жизни, в том числе профессию? Пару раз я была готова развернуться на 180 градусов от музыки и говорила себе: может быть, имеет смысл попробовать себя в чем-то еще? Как только я принимала такое решение, делала какие-то шаги – «сверху» меня разворачивали, и очень жестко: я снова оказывалась в музыкальной среде, и в какой-то момент, видимо, смирилась.

– Ваше искусство поднимает зрителя, может быть, не духовно, но душевно.

– Ну почему же не духовно?

– Может быть, Вы нам сейчас покажете, что и духовно.

– Дело в том, что музыка, песня объединяет души людей и позволяет артисту, в отличие, например, от актера драматического театра, разговаривать не просто с сидящими перед тобой зрителями, а говорить прямо с их душами о том самом сокровенном, в чем, может быть, они не признаются даже самим себе. Музыка и песня как раз позволяют раскрыть нашу собственную глубину. По себе могу абсолютно точно сказать, что артист со сцены подчас может сказать даже больше, чем в самом откровенном разговоре.

– В этом уникальность этой профессии.

– И ее сложность. Потому что на сцене ничего не спрячешь: артист стоит перед зрителем таким, какой он есть.

– Мы сейчас вспомнили наших великих исполнителей романсов. В одном из Ваших интервью Вы вспоминали исполнительницу и впоследствии автора романсов Галину Кареву и сказали, что, работая в жанре старинного романса, хочешь не хочешь, сам начнешь сочинять романсы. Вы дошли до этой стадии – пишете романсы?

– Нет, еще не доросла. Не выношу на профессиональную сцену то, что сочиняется дома. Но раскрою маленькую тайну: в возрасте 14 лет я написала песню, посвященную России (я патриот – это правда), которая некоторое время звучала с разных сцен в Нижнем Новгороде (это мой родной город). В том числе несколько лет назад девочка из моей музыкальной школы победила на Всероссийском конкурсе, исполняя эту песню. Это, конечно, немножечко наивная песенка.

– Может быть, исполните хотя бы куплет, чтобы иметь представление?

– Если можно, то акапельно. Честно скажу, никогда не выносила ее на публику. Еще бы вспомнить: Вы меня застали врасплох.

Дай, Родина, водицы

Я возвращаюсь осенью в старинный город свой,

И воздух пахнет горечью на улице пустой.

Иду по старой площади забытой мостовой,

А слезы комом горло мне от горечи скупой.

 

Дай, Родина, водицы, чтоб вдоволь мне напиться,

Хочу, чтоб пели птицы, звенели купола!

Дай, Родина, водицы, чтоб вдоволь мне напиться

До замиранья сердца и пела чтоб душа!

 

– Это написано Вами в 14 лет?

– Да.

– Браво! В том же интервью Вы сказали, что у Вас есть два любимых праздника, теперь я это чувствую: Пасха и День Победы.

– Да.

– Что значат эти дни для Вашей семьи? Как вы отмечаете эти праздники?

– Для моей семьи и меня лично это не просто праздники, а дни, когда снова хочется жить. Мне кажется, нет ни одной семьи, для которой 9 Мая не был бы священным праздником. Даже если у семьи нет возможности достойно отметить его, посетить торжественные мероприятия, в любом случае в сердце мы все благодарим наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек за их подвиг и огромнейшую жертву, которую они принесли для того, чтобы мы с Вами сегодня здесь сидели и разговаривали, радовались солнышку, дождику и вообще просто дышали и были на этой земле.

В моей семье, естественно, и бабушки, и дедушки прошли войну. Я всегда с гордостью рассказываю о своем прадедушке по папиной линии. Он был командиром танковой роты, дошел до Берлина, вернулся домой живым и целым, что очень редко для танкистов. И представьте, как вернулся! У нас есть фотография, где он стоит на откосе Волги, облокотившись на трофейный «Мерседес» (если не путаю марку), в белом костюме, шляпе, лакированных туфлях и с тростью.

– Шикарно! Такой дворянин.

– Видимо, в него я и пошла, став артисткой, кровь дала о себе знать. Поэтому 9 Мая, конечно, не просто праздник, а лейтмотив каждого русского человека. Мне кажется, этот праздник нужно отмечать вообще каждый день: 9 Мая мы вспоминаем, а празднуем, по сути, каждый день, потому что живем и дышим благодаря нашим ветеранам.

Пасха для меня как православного человека, естественно, тоже один из важнейших праздников в жизни. Сегодня глупо утверждать, что после смерти ничего нет, даже если ты человек неверующий. У каждого в жизни бывают моменты, когда ты идешь по жизни и случаются встречи, события, которые невозможно объяснить логически, каким-то рассудочным умом. В этом, как мне кажется, и есть проявление Божественной силы – нас разворачивают в правильную сторону, встречают в жизни с какими-то событиями, с нужными и важными людьми.

Честно скажу, что я очень стараюсь соблюдать посты, выполнять ежедневные молитвенные правила, но, к сожалению, моя профессия не всегда позволяет делать это в полной мере. У меня нет столько свободного времени, часто нарушается режим, потому это трудно. Я надеюсь, что меня простят. (Смеется.)

– Удивительно сходство праздников Пасхи и Дня Победы.

– Да.

– Во-первых, в 1945 году Пасха была поздняя и пришлась, кажется, на 6 мая.

– И 9 мая в 1945 году пришлось на день Георгия Победоносца, это было очень значимо.

– Да, все это было близко. Акция «Бессмертный полк» – это практически крестный ход: та же сплоченность, та же глубина, та же вера и, как Вы сказали, благодарность за эту жизнь. Получается, идеи те же. Праздники очень похожи.

– В основе этих праздников, как мне кажется, лежит общий дух гордости за свою землю, вера в жизнь, счастье от того, что мы живем, и благодарность нашим предкам. Конечно, это роднит и объединяет эти праздники.

– Вы участвовали в «Бессмертном полку»?

– Скажу честно: нет, потому что 9 мая артисты обычно работают и у них нет возможности пройти с «Бессмертным полком».

– В этом году у меня появилась возможность пройти с семьей.

– Вы счастливый человек!

– Давайте вернемся к музыке. Исполните для нас что-нибудь еще.

– Я хотела бы спеть песню современного автора, которую назвала бы современным романсом, и он именно на духовную тему. Как женщина, я, конечно, всегда обращаюсь за помощью к Богородице, для меня это очень близкий образ. Я считаю, что образ Богородицы у многих людей, в том числе и за рубежом, ассоциируется именно с образом России. Недаром у нас существует праздник Покрова. Наверное, каждой женщине, особенно сегодня, когда вокруг столько всякого, важно найти в себе ощущение какой-то первоначальной чистоты, которое несет в себе сам образ Богородицы.

Богородская трава

Музыка Л. Кононовой
Слова С. Кузнецовой

Собирала Богородица

Богородскую траву,

Горевала, что не родится

Никого уже в хлеву.

 

Ни пречистого ребёночка,

Ни домашнего скота, –

Затянула хлев, как пленочка,

Мировая пустота.

 

Для кого ж листвой повитая

Богородская трава,

В ночь купальскую добытая

От лихого колдовства.

 

Те затеи позаброшены

В шумных некогда дворах,

Ясли пылью запорошены,

Вместо сена – серый прах.

 

Собирала Богородица

Богородскую траву,

Горевала, что не родится

Никого уже в хлеву.

 

Ни пречистого ребёночка,

Ни домашнего скота, –

Затянула хлев, как пленочка,

Мировая пустота.

 (Продолжение следует)

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 марта: 21:30
  • Суббота, 09 марта: 02:05
  • Суббота, 09 марта: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать