Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В продолжении беседы Александра Крузе с иеромонахом Фотием речь пойдет о необходимости введения цензуры на отечественной эстраде. Разговор коснется вопроса о том, нужно ли разделять личность и ее творчество. Также отец Фотий поделится рассказами о чудесах, явленных в его жизни.
– Сегодня мы продолжим беседу с насельником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонахом Фотием (Мочаловым).
Иеромонах Фотий, насельник и регент Свято-Пафнутьева монастыря г. Боровска Калужской области, в миру Виталий Мочалов, родился в 1985 году в Нижнем Новгороде. С детства ходил в музыкальную школу, занимался игрой на фортепиано и вокалом. Пел на клиросе в церковном хоре. В 16 лет, после окончания всего одного курса музыкального училища, учебу пришлось прервать, так как юноша вместе с семьей переехал в Германию, в город Кайзерслаутерн. Там он открыл для себя еще один музыкальный инструмент – орган. Игра на католических и протестантских службах приносила деньги на карманные расходы. Спустя три года Виталий решил посвятить себя монашескому служению, в связи с чем вернулся в Россию. Принял иноческий постриг в 2010 году, в 2013-м был рукоположен в сан иерея, иеромонаха. В 2015 году принял участие в известном телевизионном проекте «Голос». Дойдя до финала, большинством телезрительских голосов объявлен победителем конкурса.
(В исполнении о.Фотия звучит песня Alejante.)
– Помимо духовной музыки Вы стали исполнять и светскую, и, конечно, сейчас Вас можно с уверенностью назвать известным артистом. На Ваш взгляд, нужно ли вводить цензуру в искусстве, подобно той, что была, например, в советское время?
– Достаточно включить любой музыкальный канал – что там крутят? Коммерческие клипы, где в основном танцуют полуобнаженные девицы; основной их контент – чувственные изображения, возбуждающие блудные инстинкты, и именно это нужно как-то уменьшить. Если это музыкальный канал, то на нем должна быть музыка разных жанров, не только хип-хоп или Ар-энд-Би, нужно нести еще и какую-то культуру. Я не говорю о том, чтобы звучала только опера или инструментальная классика, но необходимо все-таки разнообразить формат – например, ставить что-то из советского времени или романсы. Пусть они будут обработаны для современного слушателя, но все-таки будет уже представлено много разных жанров.
– В этом смысле проект «Голос» – как раз именно то, о чем Вы говорите, он как раз и расширяет рамки.
– Да-да, и причем только у нас в России. Очень много стран купили этот проект по франшизе, но если посмотреть их варианты, то там превалируют молодежные, современные жанры. А наши как раз в многожанровом формате.
– В Вашем репертуаре есть и песни Элтона Джона, и Imagine Джона Леннона. Стоит ли отделять личность художника от его творчества? Ведь тот же Леннон, например, был далек от религии и даже в одном из интервью сказал, что «Битлз» популярней Иисуса Христа.
– Знаете, я получал много разной критики. Например, критиковали даже за слова песни Imagine: «Представь, что нет религии, нет разделений...» Но это же философские слова, это не значит, что данная песня призывает к объединению всех религий или, наоборот, к аннулированию религии. Там другая мысль проводится. Еще меня упрекали за то, что в «Голосе» я пою песню «Монолог» на стихи Цветаевой, которая тоже была далека от религии.
– Но из Ваших уст ее слова зазвучали совсем по-другому…
– Да, по-другому. Они приобрели новый смысл, новые оттенки: «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви». Я стараюсь не соединять личность того, кто стоит за текстами, или того, кто исполнял песню, с самим произведением. Есть некие личностные моменты, но это совершенно не должно иметь большого значения. В основном люди не отождествляют песню с тем, кто ее исполнял, потому что все кавер-версии звучат по-новому и они каким-то образом уже соединяются со мной.
– А на какой музыке Вы воспитывались, какую любите слушать?
– Когда учился в музыкальном училище, слушал очень много классики. Я и сейчас ее слушаю. Люблю разные эстрадные жанры; люблю джаз, только не бессмысленную импровизацию, а тональный, хороший джаз. Люблю электронную музыку, что-нибудь из ретро 60-х, американского и нашего.
(В исполнении о.Фотия звучит романс «Сколь краток век наш, прочь скользящий».)
– Думаю, пойдя на проект «Голос», Вы рассчитывали, что к Вам повернется Александр Борисович Градский. А повернулся Григорий Лепс. Как Вы относитесь к его творчеству, и раскрылся ли он для Вас по-другому, нежели видит его зритель с экрана?
– Я абсолютно уверен в том, что наше знакомство с Григорием Викторовичем было именно промыслительным с точки зрения Божьего провидения. Во-первых, я увидел, что он прямо-таки «мой» человек, я увидел в нем черты характера, созвучные мне. У нас общие предпочтения в музыке, хотя, конечно, он больше певец шансонного плана, но он умеет чувствовать и романсовые произведения. Поэтому он мне давал и классику, и что-то из Бочелли – он умеет ценить и такое искусство.
(В исполнении о.Фотия звучит неаполитанская песня «Mama».)
– Вашу победу на проекте «Голос» иначе как чудом не назовешь. Я хотел бы Вас попросить рассказать, случались ли в Вашей жизни еще какие-то чудеса.
– Я благодарен Богу за все интересные события и обстоятельства, которые всегда складывались в моей жизни. Может быть, у каждого человека что-то происходит, если он старается жить с Богом, но в моей жизни это как-то особенно проявилось. Это касается даже моих мечтаний: например, я мечтал играть на органе, и Господь дал такую возможность. Я считаю это чудом! Ведь для этого нужно было сначала в Германию переехать. И Германия –еще одно из таких моих внутренних стремлений: мне хотелось посмотреть другую страну, пообщаться с иностранцами… Но чтобы со мной случались прямо вот совсем чудеса-чудеса, сверхъестественные события – такого не было.
– Но бывают же такие маленькие события, когда ты позже понимаешь, что это было послано Богом.
– На самом деле это происходит сплошь и рядом. Если приглядеться, проанализировать хотя бы свой день, то уже видишь: вот автобус появился, как только ты подошел к остановке; вот тебе написали люди, о которых ты только что вспомнил, а вы до этого пять лет не виделись... Были у меня сны иногда, очень красивые. Я не сторонник верить в сны и не призываю к этому людей. Но бывают такие сны, которые кардинально отличаются от всех прочих, повседневных: ты чувствуешь, что это настоящий знак, посыл от Бога. Я не буду детально рассказывать, но пару раз я видел лик Спасителя во сне, Он мне что-то говорил, к чему-то призывал, и я дорожу такими моментами. Просто так не может такое присниться, и те слова, которые Он мне говорил, тоже не могут быть выдуманы или как-то сфантазированы моим сознанием.
– В заключение нашей беседы я хотел бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов всем нашим телезрителям.
– Хочу, чтобы каждый из вас стремился что-то созидать в своей жизни, потому что Господь всем нам даровал такую возможность, каждому в своей мере и каждому в своей области. Все мы в чем-то творцы, мы стараемся подражать Богу в творческой деятельности, и каждый из нас может приносить пользу всему человечеству и своим близким. Нужно созидать самих себя и учиться чему-то новому, постоянно работать над своим сердцем, чтобы в нем не было никаких вредных движений – вредных душе и нашим близким. Мы должны стараться соблюдать в чистоте свою душу и сердце.
– Батюшка, я от всего сердца благодарю Вас за сегодняшнюю встречу. Сегодня я лично для себя сделал главный вывод: современное поколение иначе воспринимает мир, чему поспособствовал и прогресс, и в связи с этим более быстрый ритм жизни. Чтобы как-то привлечь молодежь к высоким нравственным ценностям, к вере, нужно быть актуальным и следовать в ногу со временем. И Ваше появление в медиапространстве – пример моим словам. Спасибо Вам. От себя лично и от программы «Канон» хочу подарить Вам икону Смоленской Божией Матери для помощи в путешествиях. Совсем скоро у Вас начинается тур, мы желаем Вам удачи, сил в Вашем нелегком миссионерском труде, и храни Вас Господь!
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Татьяна Башилова
Продолжение встречи с автором песен, певицей, поэтессой, матушкой Людмилой Кононовой. Исполнительница продолжит радовать зрителей своими песнями. Кроме того, матушка расскажет об участии в популярных телепроектах и своей многодетной семье, а также поделится творческими планами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!