Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте!
– Очень рад нашему знакомству!
– Спасибо! Это взаимно. Я надеюсь, что наша встреча не последняя и что мое исполнение, моя музыка и русская гармонь вам очень понравятся и останутся в ваших сердцах.
– Я думаю, безусловно.
– Спасибо!
– Давайте теперь наши телезрители поближе познакомятся с Вами. Посмотрим короткую справку о Вас и сразу продолжим.
– Хорошо.
Святослав Шершуков – гармонист-виртуоз, стипендиат Президента Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель серебряной медали «Национальное достояние России», обладатель ордена «Молодое дарование России», медали «Почетный гражданин России». Родился в Подмосковном городе Клин. В восемь лет поступил в музыкальную школу. В 2002 году поступил в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, обучение в котором совмещал с выступлениями на музыкальных фестивалях, конкурсах и концертах. В настоящее время завершил обучение в аспирантуре Московского государственного университета культуры и искусств по специальности «Теория методик обучения и воспитания» и параллельно готовится к защите магистерской диссертации в Российской академии музыки им. Гнесиных по классу «Русская гармонь» у выдающегося баяниста, народного артиста России, профессора Вячеслава Семенова. Святослав много гастролирует и как сольный исполнитель, и как артист многих коллективов – ансамбля русских народных инструментов «Финист-балалайка», музыкального коллектива Марины Девятовой и многих других. Итак, гость сегодняшней программы «Канон» – Святослав Шершуков.
– Святослав, у Вас огромное количество регалий и заслуг, а что из этого списка для Вас наиболее ценно?
– Я думаю, самый главный для меня диплом – это, конечно, первый, который дает стимул идти дальше и покорять какие-то новые вершины.
– А какая победа была первой?
– По рейтингу среди других – это минимальный диплом, потому что это был обычный общешкольный конкурс в музыкальной школе. Я окончил детскую музыкальную школу им. Петра Ильича Чайковского в Клину, где учился по классу баяна. Я получил там вторую премию. Но это было дополнительным стимулом идти вперед, получать первые премии и не опускаться ниже.
– Вы родились в Клину. Это малая родина Петра Ильича Чайковского, многие произведения он написал там.
– Да, совершенно верно! Но, к счастью для меня, пианистом я не стал. Я стал гармонистом. Любовь к гармони мне привила моя бабушка. Она показала мне инструменты в самом раннем возрасте и, тем самым, заинтересовала. Она меня заинтересовала не только внешними данными инструмента, но и игрой. Потому что все в деревнях играли, в том числе и она. Она это очень любила, пела песни под инструмент, и так получилось, что передала эстафету мне.
– А каковы вехи Вашего становления после музыкальной школы?
– После музыкальной школы я поступил в среднее специальное учебное заведение – Государственное музыкальное училище им. Гнесиных. Я обучался у замечательного педагога Юрия Ивановича Бубенцова по классу баяна. После этого я поступил в высшее учебное заведение – Московский государственный университет культуры и искусств, который я уже окончил по двум специальностям: по гармони и по баяну в классе профессора, заслуженного работника культуры Вячеслава Анатольевича Назимова.
– Я как раз прочитал, что Вы стали первым профессиональным гармонистом, окончившим впоследствии Российскую академию музыки им. Гнесиных, правильно?
– Да, совершенно верно!
– То есть после университета культуры Вы окончили еще и академию?
– Мне посчастливилось окончить Академию им. Гнесиных по классу гармони, потому что гармонь в принципе не входила в перечень специальных инструментов в таком престижнейшем вузе.
– Можно сказать, что Вы в Академии им. Гнесиных такой Гагарин?
– Да, получилось так, что данную специализацию открыли специально для меня, чтобы я ее окончил и как бы впервые для высших учебных заведений доказал, что это реально и что этот инструмент выходит на более высокий уровень. То есть что это не просто народный, как его иногда называют, «деревенский» инструмент, но на нем уже можно играть достаточно серьезные композиции.
– А в чем принципиальное отличие баяна от гармони?
– Самый главный показатель для людей – внешний вид. Гармонь немного поменьше. Это небольшой инструмент весом порядка шести килограммов. Конечно, есть и поменьше – ученические гармони, на которых обучают игре в музыкальных школах. Есть более профессиональные инструменты, которые немного тяжелее. Вот этот инструмент весит около шести килограммов. Он приехал ко мне из Италии, где был сделан специально для меня на заказ.
– Sсandalli – известная фирма.
– Это так. Фирма Scandalli предложила мне изготовить данный инструмент, поэкспериментировать. То есть в принципе можно сказать, что в каких-то вещах я действительно такой «небольшой Гагарин», который испытывает, в том числе, русскую гармонь, сделанную в Италии.
– Насколько я знаю, гармонь – это не исконно русский инструмент?
– Совершенно верно! Он пришел к нам из-за границы. Можно сказать, что одним из его родных мест является Германия. Гармони пришли оттуда, и на обычной Нижегородской ярмарке Иван Сизов купил «итальянку». Он принес ее домой, поиграл, разобрал, говоря обычным языком, посмотрел, что у нее внутри, и решил сконструировать свою гармонь – русскую гармонь. Он несколько поменял конструкцию планок и городушек, и получилась гармонь, которая впоследствии развивалась. От русской гармони родилось много других: и «саратовки», и «ливенки», и «хромки». Данный инструмент как раз называется гармонью «хромкой». В нем есть не только обычные белые диатонические клавиши, но и диезы, и бемоли.
– То есть блюз можно сыграть?
– С трудом, потому что в отличие от баяна диапазон все-таки ограничен. У нас не так много кнопочек: на данном инструменте всего лишь 27 справа и 25 слева. В стандартных обычно идет 25 кнопок. Но ввиду того, что гармонь развивается, выходит на новый уровень, добавили еще два диеза. Но ограничение опять-таки заключается в том, что они есть не во всех октавах, и это все равно немножечко усложняет игру на инструменте.
– Если взять подачу инструмента, гармонь – это она, а баян – мужской инструмент. Подача инструментов, наверное, тоже различается?
– Конечно! Баяны сейчас тоже развиваются, но по звуку гармонь, естественно, выигрывает: она более мелодичная и более интересная в плане тембра, потому что она ярче, интереснее и, мне кажется, подчеркивает глубину русской души.
– Давайте тогда послушаем!
Звучит «Орловский наигрыш», музыка Е. Дербенко, исп. С. Шершуков.
– Браво! Дорогие телезрители, напоминаю вам, что сегодня у нас в гостях гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. У вас, друзья, есть уникальная возможность потанцевать прямо перед экранами ваших телевизоров. Если бы не мой микрофон и провод, я бы, наверное, тоже сплясал.
– Действительно, гармонь заставляет людей танцевать и радоваться.
– Жизнерадостный инструмент!
– Я надеюсь, что мы с гармонью идем в ногу со временем и пытаемся донести то, что русская культура не забыта, что она должна существовать в каждом доме.
– Что касается «в ногу со временем», Вы сегодня пришли к нам с целой коллекцией инструментов. Я хотел бы обратить внимание на необычный инструмент, что это?
– Это вот такая интересная гармонь-сапожок. Это действительно сапожок: здесь есть даже голенище где-то тридцать восьмого размера. Это, конечно, ни в коем случае не обычный сапожок, это гармонь «черепашка» в виде сапога.
– А «черепашка» означает, что ее делают в Череповце?
– Совершенно верно! Действительно, гармонь «черепашка» изготавливается в Череповце. Точнее, изготавливалась. Сейчас, к сожалению, традиции утеряны, но есть мастера, которые их возрождают, которые показывают свои замечательные творения, что, я думаю, заслуживает всеобщего внимания. Потому что гармони «черепашки» – уникальны. Они уникальны не только тем, что их можно сделать в виде сапога, но и своими размерами. На них достаточно сложно играть ввиду того, что кнопочки маленькие, их не так много, но звуки у них увеселительные.
Звучит композиция на гармони «черепашке».
– Оказывается, можно не только кашу из топора сварить, но и музыку из сапога создать.
– Да, гармони «черепашки» в начале своей истории были таким увеселительным инструментом, на котором исполнялись произведения в цирке, например, чтобы развеселить народ. Это ярмарочный инструмент, который тоже заслуживает внимания. Он достаточно сложный в употреблении, потому что здесь есть небольшой ремешок для пальца, в отличие от «хромки», которую мы надеваем на плечи. Здесь просовывается палец и можно играть. Вот такой замечательный экспонат!
– Сколько всего инструментов в Вашей коллекции?
– Более тридцати инструментов.
– Серьезная уже коллекция!
– Да, я люблю собирать инструменты, и не только собирать, но и что-то на них исполнять и использовать их в своих концертах, программах, номерах для композиций, которые в основном востребованы и вызывают интерес у слушателей.
Допустим, вот еще одна гармонь «черепашка». Она – малышка, но достаточно зрелая. Это «новодел», созданный новыми мастерами. Такие гармони делают даже в Москве. Они очень интересные: на них тоже можно сыграть, хотя у них практически нет клавиш.
Звучит композиция на миниатюрной гармони «черепашке».
– Чудесно!
– Вот такая композиция, которую реально сыграть на гармони «черепашке».
– А сколько тут клавиш?
– Здесь четыре клавиши, но ноты на сжим и разжим разные. За счет этого получается восемь нот. На ней сложно играть, но это интересный инструмент. Я думаю, такие экспонаты должны существовать и не должны быть потеряны для истории.
Вот еще один замечательный экспонат. Это гармонь «ливенка». Она пришла к нам из города Ливны Орловской области. Это маленький представитель гармоники, потому что гармоник у нее действительно много, а если берешь с собой несколько больших экспонатов, то их перевозить достаточно сложно. Она славится замечательной росписью. Это все делают мастера на фабрике Ливны. А изюминкой инструмента под названием «ливенка» является узкий относительно своей высоты корпус. Стандартная гармонь раза в два выше, но она будет такой же узенькой. За счет этого делают огромный мех: порядка сорока борин, что позволяет сыграть интересные композиции. На этой гармошке я исполню небольшую композицию, которую знают не только взрослые, но и дети.
Звучит композиция на гармони «ливенке».
– Есть еще вот такой замечательный инструмент, практически «рояль в кустах». Я думаю, он самый необычный из представленных здесь – это гармонь «саратовка». Она к нам приехала из Саратова и заслужила огромную популярность не только в этом городе, но и по всей России. Славится она своим тембром и замечательными колокольчиками. Наверняка Вы их слышали, а если не слышали, я сейчас продемонстрирую. У нее есть два колокольчика. Если помните, в советское время существовали телефоны, внутри которых были колокольчики. Вот примерно такие же колокольчики и здесь. Нажимаем на кнопочку, и колокольчик звенит. Сложность игры заключается в том, что звуки на сжим и разжим разные, но зато гармонь интересная и звонкая по структуре.
Звучит композиция на гармони «саратовке»
– Сколько тонкостей, оказывается!
– У этого инструмента сложная история развития, он претерпел много изменений. Но основная специфика осталась прежней: и металлическая инкрустация, и квадратный корпус, и даже тенденция к тому, что кнопочки как на правой, так и на левой стороне остались прежними по форме и размеру.
– Здорово, что все эти инструменты не просто находятся в музейной коллекции, а звучат. Это очень важно для инструмента!
– Прямо сняли у меня с языка! Я думаю, когда инструмент играет, когда он звучит, то он живет, он продолжается, показывает свои характеристики и радует народ. Ни в коем случае не нужно забывать этот интересный инструмент.
– Давайте тогда продолжим радовать народ. Дадим слово гармони Scandalli Svyatoslav!
Звучит русская народная песня «Полянка», музыка Е. Дербенко, исп. С. Шершуков.
– «Отчего, отчего, отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста…» Святослав, а что Вас вдохновляет на творчество? Любовь?
– Я думаю, да. Ну, не только любовь, и, может, не совсем даже всеобщая любовь, но любовь семьи, поддержка семьи и, конечно, любовь к тому, что я делаю.
– А расскажите о своей семье.
– У меня замечательная семья, которая во всем меня поддерживает. От мала до велика.
– Это очень важно, потому что у главы семьи есть шея.
– Да! Жена меня поддерживает во всех моих начинаниях, помогает, советует. Ни один концерт не обходится без ее огромнейшего участия. Я думаю, что даже мое участие в мероприятиях, концертах и в Вашей программе меньше, чем вклад супруги в мою деятельность. У нас есть ребенок, который тоже участвует во всех наших «праздниках гармони» – дочка танцует, поет, интересуется инструментами, даже нажимает на кнопочки уже. Конечно, ей сложно пока дойти до каких-то высот, но с этого и начинается любовь к инструментам. Даже можно сказать, что ребенок участвует в выборе минусовок. Я исполняю произведения под аранжировки, так как это более современный, более интересный, более яркий вариант.
– Мы обязательно это покажем.
– Так вот, ребенок играет огромную роль в выборе композиций. То есть мы приходим домой, включаем какой-то трек, и если дочке не нравится – она не танцует, не подпевает, не делает какие-то телодвижения, – то трек не пойдет «на ура», и мы сразу его отсеиваем. А если ребенок танцует, показывает своим поведением, что ему нравится музыка, я полностью могу быть уверенным, что на концертах все пройдет «на ура».
– Дети, как правило, – это лакмусовая бумажка.
– Да, потому что в залах собирается не только старшее поколение, но и дети. Но мы работаем не только в залах, но и на улице. Я работаю не один, у меня есть замечательные ребята из шоу-балета «Фестиваль», с которыми я показываю свои номера. Получаются яркие представления, причем не только народной тематики. Мы играем и эстрадные композиции, есть и военная тема. Все это можно будет увидеть на наших представлениях. А детям это тоже интересно услышать, посмотреть, возможно, даже потрогать.
– Вы разрешаете?
– Да. Периодически мы играем номера для детей, иногда совсем маленьких, порядка четырех лет. Мы проводим программы в детских садах, которые называются «Вместе с мамой». Там мы играем на инструментах: иногда с вокалисткой, а иногда основной составляющей концерта являются инструментальные номера. А в конце мероприятия каждый ребенок может подойти, пощупать инструмент, понажимать на кнопочки. Конечно, это иногда сложно для некоторых детей, но очень увлекательно. Я думаю, им это интересно: пока на уровне игры, но все равно интерес и любовь к игре прививаются.
– Но потом, у Вас и миссия такая: Вы же пропагандируете русскую культуру, то есть нужно обязательно ее показать.
– Да, я хочу, чтобы ее ни в коем случае не забыли, хочу показать, что она может жить даже в наше время и что на этих инструментах можно играть практически всё. И они заводят народ. Опять-таки вернемся к тому, что во время игры многие срываются, встают и начинают танцевать. Это интересно, и это показательный пример того, что гармонь заставляет любить русскую культуру и нести ее в народ.
– Святослав, давайте мы продолжим наш диалог в следующем выпуске программы «Канон».
– С удовольствием!
– А нашей телеаудитории мы предлагаем посмотреть фрагмент выступления Святослава Шершукова.
Звучит «Кубанская залихватская», исп. С. Шершуков и шоу-балет «Фестиваль».
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Таисия Зыкова
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!