Исцеления в Евангелии и в истории Церкви

30 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 30 мая 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Димитрий Сизоненко.

Добрый вечер, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Добрый вечер. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа будет со всеми вами.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи "Исцеления в Евангелии и в истории Церкви".

Почему именно эта тема показалась Вам интересной?

 

- Мне кажется, эта тема является центральной в Евангелии. Само имя Иисус этимологически означает "Господь спасает", а если еще точнее "Господь исцеляет". Спасение и исцеление - абсолютные синонимы, поэтому чудеса исцеления, совершаемые Господом, являются главными, и эта миссия доверена апостолам, Церкви, и по сей день Церковь совершает молитву об исцелении, а значит, спасении.

 

- В русском языке разница между словами исцеление и спасение уже значительная. Каким образом можно уменьшить эту пропасть?

 

- Вероятно, просветительской работой. Например, лечение и исцеление означает одно и то же или нет? В самом слове исцеление заложена мысль, что человек восстанавливается во всей своей целостности, как будто он был поражен недугом, грехом. Исцеление - то, что происходит и на уровне физического тела, и души, и духа. Это, действительно, полное восстановление человека, это больше, чем лечение как медицинская практика.

Мне кажется, мы "стесняемся" слова "исцеление", поскольку нам кажется, что это слишком высокая планка. Исцеления происходят не каждый день, и люди не всегда дерзают просить об этом, тем более рассказывать об этом другим. Мы утаиваем эту сторону духовной жизни, которая, однако, является ее неотъемлемой частью.

 

- Мне кажется слово "спасение" подразумевает человека погибающего, а исцеление как будто такого аспекта не подразумевает. Как Вы считаете?

 

- В Евангелии несколько раз говорится о том, что Господь пришел спасти и взыскать погибшие, таким образом слово "спасение" сочетается с образом погибшего. В частности, это происходит в истории об исцелении Закхея. Это был человек богатый, начальник мытарей, происходит его покаяние и одновременно исцеление, потому что Закхей был болен сребролюбием. Вопрос не только в том, что Господь простил ему грехи, но поскольку Закхей готов расстаться со всем своим имуществом, мы понимаем, что произошло его освобождение и исцеление его души: он больше независим от денег. Для того чтобы быть в гармонии с собой и миром, ему больше не нужны ни власть, ни деньги.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: На каком месте из Священного Писания основывается поклонение мощам?

 

- Думаю, что в Писании об этом ничего не говорится. Думаю, что необходимо переформулировать сам вопрос. В жизни Церкви не существует поклонения мощам. Мощи Божиих угодников почитаются. Почитание и поклонение - это разные вещи. Поклоняемся мы только Богу.

Если какие-то мощи сопровождаются чудесами исцелений, то это, скорее, связано с молитвой. Мы можем просить святых молиться о нас, прибегая к их мощам, понимая, что остается некая связь между бренными останками и духом человека, и поэтому мы просим о помощи, о молитве этих святых, почитая их мощи. Это никак не противоречит библейскому откровению. Почитание святых мощей, как и уважительное отношение к предкам и усопшим встречается во многих традиционных религиях.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня было тяжелое душевное заболевание, но я уже пять лет, как не хожу в больницу, а регулярно исповедуюсь, причащаюсь, соборуюсь и чувствую себя хорошо. Можно ли сказать, что произошло исцеление?

 

- Считать себя исцеленным может только человек, достигший святости. Если Вы считаете себя святой, то да... Но это, скорее всего, то, что считается прелестью, иллюзией, заблуждением, поэтому не надо считать себя исцелившейся. Надо продолжать ходить в храм, но быть чутким к состоянию своего духовного здоровья.  Есть вопросы, касающиеся духовной жизни, а есть вопросы, связанные с душевной жизнью, и здесь нужна помощь квалифицированного врача, точно так же, когда у Вас грипп, надо и принимать лекарства, и молиться. Одно не отменяет важность другого. В случае болезни надо сходить сначала к специалисту, а затем прийти к священнику.

 

- Существует устойчивое словосочетание "поклоняться святыням". Означает ли это, что находясь у святыни, мы поклоняемся самому Богу?

 

- Именно так и нужно понимать. Поклонение мы всегда оказываем истинному Богу. Святыня - некая материальная часть мира или географическая точка, где совершилось Божие действие. Для нас это напоминание о том, что бы можем воздавать хвалу и поклонение Богу. Святыня не должна стать идолом, а идолопоклонство - очень страшный грех и великое заблуждение. Любые чудеса, которые совершаются с нами, только напоминание и помощь, чтобы мы укрепились в почитании и поклонении истинного Бога.

 

- Обязательно ли связаны между собой болезнь и исцеление?

 

- Все зависит от того, что мы подразумеваем под словом "болезни".  Все мы в большей или меньшей степени нуждаемся в исцелении, потому что существуют такие болезни, о которых врачи не знают. Мы ранены самой жизнью с момента рождения или момента зачатия. Мы травмированы грехом, и все нуждаемся в исцелении. Силы зла причиняют нам вред на каждом шагу, и поэтому мы постоянно нуждаемся в спасительной, исцеляющей помощи Божией.

 

- Мне передали вопрос нашей телезрительницы, у которой большие проблемы со слухом, но она хочет ходить на богослужения и не знает, как ей быть?

 

- Если слуховой аппарат ей не помогает, то, может быть, стоит освоить язык глухонемых. В Петербурге есть несколько храмов, где богослужение совершается с сурдопереводом. Смотреть богослужение по телевизору не заменяет присутствия в храме. Может быть, даже если ничего не слышишь, надо приходить в храм, это не мешает участвовать в молитве всей Церкви, не мешает принимать Святые Дары.

Все мы в той или иной степени глухие. Даже если имеешь абсолютный слух, находясь на богослужении, слышишь не все.

 

- Апостол Павел пишет "дано мне жало в плоть", при том, что он апостол, обладающий благодатью, которой многие не обладали. У него остается некая немощь, которая не исцеляется.

 

- Сам апостол Павел говорит, что Господь дает ему благодать, и этого достаточно, потому что сила Божия в немощи совершается. Святые – это не сияющие манекены в витринах. Святые -  те, кто умеют молитвой преобразить свои немощи и недуги в источник силы. История апостола Павла совершенно уникальна, и является примером для всех верующих.

В другом месте Павел говорит о себе, что он изверг, то есть выкидыш, его вытянули из утробы матери, и он должен был погибнуть. Но далее он говорит, что Божией благодатью он есть тот, кто есть. Это момент надежды и утешения всем нам, что хотя у всех нас немощи и раны, но Божией благодатью мы есть те, кто мы есть. Действительно, Божия сила совершается именно в моменты нашей немощи.

 

- Вопрос телезрительницы: Мой муж - верующий человек, но болен неврологическим заболеванием и курит. Как можно ему помочь?

 

- Это зависит от диагноза. Если проблема с курением, существуют разные возможности. В нашем храме есть братство трезвости, куда приходят люди не только с алкоголизмом, но с любым видом зависимости. Священник, который работает с ними, по образованию врач, работает с формой зароков. Эти люди регулярно встречаются с врачом. Раз в месяц проводится Литургия, где они исповедуются, приносят зарок и возобновляют обеты бросить тот или иной предмет пристрастия, затем причащаются, и это помогает им освободиться. Я бы посоветовал прийти в такое братство трезвости, чтобы победить свою зависимость.

 

- Но часто встречается ситуация,  когда душевный или телесный недуг человека очевиден для многих, но сам он не хочет быть исцеленным и, получается, спасенным. Можно как-то повлиять на такого человека?

 

- Я не очень верю, что на человека можно повлиять. О нем можно молиться или показывать пример, самому стремясь исполнять заповеди Божии. Как говорил преподобный Серафим: "стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".

В таких ситуациях, когда человек не хочет сам, мне вспоминается арабская поговорка о том, что можно привести скакуна к источнику воды, но заставить пить невозможно. Так же и человек, если не жаждет спасения, невозможно заставить его пить из источника воды живой. Но если рядом оказывается сородич, который с жаждой и наслаждением пьет из этого источника, тогда он тоже начнет пить. Поэтому если мы живем полноценной духовной жизнью, я уверен, что и наши ближние будут стремиться к этому.

 

- Мы постоянно молимся о здравии, и болеть никто не хочет.

 

- Здоровье - вечная тема и, может быть, высочайшая ценность. Неслучайно, поздравляя друг друга, люди, прежде всего, желают друг другу здоровья.

Поэтому все, что связано со здоровьем, становится для Церкви миссией: чтобы через физическое исцеление человек мог понять, что мы нуждаемся не только в исцелении тела, но, прежде всего, нашей души и нашего духа. Тогда только это исцеление, а все остальное - выздоровление. Если человек становится здоров физически, это здоровье, которое может пошатнуться в любой момент. Восстановить здоровье может любой врач, но исцеление совершается только в Церкви через Духа Святаго по молитвам Церкви. Исцеляет только Бог.

 

- Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Существует большое количество разнообразных молитв, чем вызвано это разнообразие? Разве недостаточно одной молитвы "Господи, помилуй"?

 

- Разнообразие вызвано тем, что люди хотят разнообразия. Людям, духовно зрелым и близким к исцелению, достаточно одной молитвы "Господи, помилуй". Это удивительная молитва. Но для большинства, приходящих в храм, это что-то монотонное и однообразное. Но это самая сильная молитва, потому что ей молился сам Господь. Начало 50-го псалма "Помилуй мя, Боже" - это и есть "Господи, помилуй". Это самая действенная молитва. Однако это не значит, что более длинные молитвы с яркими выражениями менее эффективны.

 

- Исцеление - это спасение, но в Евангелии мы видим массу примеров в более распространенном понимании, например: исцеление слепорожденного, хромого. Как это связано со спасением души?

 

- Все исцеления в Евангелии не просто физические выздоровления. За каждым из них стоит более глубокое откровение.

Исцеление слепорожденного является важным откровением о том, что Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы. Эта тема проходит через все Евангелие от Иоанна. Жизнь вечная - знать Бога, и чудо исцеления слепорожденного - небольшая иллюстрация для того, чтобы мы могли глубже понять эту тайну. Чтобы произошло полное исцеление, потребовалась вторая встреча, когда бывший слепорожденный исповедовал Иисуса как Сына Божия. В каждом таком исцелении есть то, что глубже и сильнее, чем то, что мы видим на поверхности.

 

- Вопрос телезрителя: Мой родственник с детства страдает психическим заболеванием, сейчас ему за сорок. Если Господь говорит, что без Его ведома волос не упадет с головы человека, то не получается ли, что эта болезнь - крест, данный ему от Бога. В таком случае не будет ли стремление исцелиться отказом от этой ноши?

 

- Когда открывают новые способы лечения, лекарства, разве это не от Господа? Разве это не Он таким образом заботится о нас? Разве врачи и лекарства как способы облегчить страдания человека не соответствуют воле Божией?

Думаю, что люди, которые страдают психическими заболеваниями, но отказываются принимать прописанные лекарства по каким-то благочестивым соображениям, все же ошибаются. Думаю, нет такой Божией воли на то,  чтобы человек страдал, а его ближний, который мог бы облегчить их, отошел в сторону, сказав: раз тебе это выпало, страдай дальше. Я уверен, что все, что способствует выздоровлению человека, облегчению его физической и душевной боли, но при этом не наносит вреда его душе, духу и телу - от Бога.

 

- Но ведь страдания человека имеют смысл и приносят пользу? Значит ли, что люди исцеляются через страдания?

 

- Эта тема болезненна, и я не хотел бы стать одним из друзей Иова Многострадального, которые видя страдания другого человека, начинают философствовать и даже говорят какие-то правильные вещи. Господь действует совершенно иначе: Он сам стал таким Иовом, принял крестные муки и до конца разделил боль любого из нас, кто страдает.

Поэтому не хотелось бы философствовать на эту тему, но можно сказать, что страдание является признаком того, что происходит какое-то внутреннее исцеление, Господь трудится над тобой. Как боль свидетельствует о том, что организм борется с болезнью, так и исцеление сопровождается болевыми ощущениями. Поэтому к страданию надо относиться с большим уважением и состраданием, как поступил бы на Вашем месте Сам Господь.

 

- Для меня в свое время было внутренним потрясением, когда я осознал, что несчастье тоже является грехом, поскольку Бог всех нас замыслил счастливыми. Оглядываясь на историю Церкви, мы видим, что и в Средние века, и в Византии не всегда все было хорошо. Как человечество столько веков жило в страхе и несчастье, без понимания того, что Бог, в первую очередь, призывает к счастью и к любви?

 

- Маленькая ремарка: в Писании не употребляется слово "счастье", но есть слово "радость". Это не счастье в нынешнем его американском понимании, как благосостояние и как счастливые лица людей, улыбающихся с реклам.

Священное Писание более реалистично и говорит о радости. Этимология слова счастье говорит о том, что у нас есть наша часть, и означает, что мы должны довольствоваться тем, что у нас есть.

Человек сотворен для радости, которая рождается от полноты общения с Богом. Думаю, что во все века: и в Византии, и в Средние века, и в советское время всегда были люди, которые жили в полноте общения с Богом и евангельской радости и блаженстве.

Нам кажется, что история империя - это история великих императоров, генералов, финансистов, но на самом деле история человечества - это история святых. Они гораздо больше говорят и о своем времени, и о вечности, чем великие императоры.

 

- Мне вспоминается случай, описанный Силуаном Афонским, когда за обедом он очень сильно подавился костью рыбы и начал усиленно молиться Целителю Пантелеймону. В какой-то момент к нему пришло некое откровение, как он должен физиологически себя повести, чтобы кость вышла. Как произошло это исцеление? По действию благодати или святого?

 

- Это надо спросить у преподобного Силуана Афонского. Когда со мной происходят подобные ситуации, я думаю, что это и моя молитва, и молитва святых и всей Церкви, по которым Господь посылает Свою благодать. Нет ничего более естественного и прекрасного. Молитва - это не только, когда мы просим, но это двустороннее движение: мы обращаемся за помощью к Господу, и Он открывает нам, как надо поступить.

 

- Звонок телезрителя из г. Буденновск: К православию я пришел, попав в реабилитационный центр в Ставрополе для лечения от наркомании. Выйдя из центра и вернувшись домой, занялся лечение многочисленных болезней - последствий наркомании. Месяц назад я причастился. Так вышло, что сдавал кровь до причастия, и были обнаружены гепатиты и прочие болезни, но через два дня после причастия в крови ничего не было обнаружено. Врачи говорят, что этого не может быть, надо пересдавать, сам я не принимал никаких лекарств, не лечился, только причастился.

 

- Это очень правдивая история, подобные рассказы я слышу часто, потому что через Евхаристию, через причащение Святых Христовых Таин мы получаем силу, откровение, что Господь, приведший нас из небытия в бытие, тем более может побороть любой вирус, исправить телесный недуг.

 

- Такое чудесное телесное исцеление налагает ответственность на исцеленного человека?

 

- Об этом сказано в Евангелии, в рассказе об исцелении расслабленного в купальне Вифезда. Когда Господь встречает его после исцеления в храме, Он говорит ему: иди и не греши больше.

Это, как некий знак, который говорит, что тебе дано некое сокровище, которое надо не только сохранить и преумножить. Ты можешь свидетельствовать о делах, которые сотворил тебе Господь, но главное  - не возвращаться к той погибели, из которой тебя вытянул Господь.

 

- Вопрос телезрителя: В начале беседы батюшка сказал, что, для того чтобы близкий человек исцелился от душевной болезни, надо самому стать святым. Мой сын уже десять лет в секте, но могу ли я сам стать святым? Как быть в этой ситуации?

- Можно ли повлиять на благодать Божию и на свободу человека?

 

- Это зависит от человека, не имеет смысла пытаться влиять на Бога. Любая молитва может быть исполнена, поэтому на молитве нужно быть очень честным и искренним, не просить у Бога того, чего в действительности ты не хочешь.

Не надо влиять на Бога, надо влиять на самого себя. Господь посылает какие-то обстоятельства жизни, чтобы спросить, готов ли ты сам измениться, покаяться? Покаяние - как обновление, восстановление.

Я не говорил о том, чтобы стать святым, но стать духовно жаждущим. Об этом говорится в Евангелии: блаженны алчущие и жаждущие правды. Когда мы будем такими, тогда и у наших окружающих появляются жажда, интерес, доверие.

Конечно, на вопрос о сыне, который оказался в секте, я бы предпочел говорить приватно в храме. Я достаточно часто сталкиваюсь с такими вещами, мы могли бы помолиться вместе. Родители тоже должны понять, какова доля их не вины, но скорее беды, которая способствовала тому, что их дети уходят в наркоманию, алкоголизм, секту.

 

- Вопрос телезрительницы из Калужской области: Двадцать пять лет тому назад со мной совершилось чудо телесного исцеления, и мне был сон, где явился Бог и ангелы, сказав: несите ее к живой воде. До этого я была неверующей, не ходила в храм, но полностью поправилась и пришла к вере, к храму. Как к этому относиться?

 

- Думаю, что этот тот случай, о котором мы уже говорили: исцеление расслабленного у купальни Вифезда, ведь он сам Господа не просила. В Евангелии есть не один случай исцеления, когда люди не просят, Господь лишь проходит рядом, и они исцеляются.

Это откровение о том, что Бог видит нашу боль и приходит спасти нас, даже когда мы этого не просим. Если Господь вошел в Вашу жизнь еще до того, как Вы стали верующей, можно расценивать это, как призвание Вас к вере, помогали другим людям, но самое главное - старались не грешить и жить в этом божественном сиянии.

 

- Возможно ли настоящее исцеление без личной встречи со Христом, без прикосновение к Нему?

 

- Это очень длинный разговор. Конечно, без встречи со Христом исцеление невозможно. Другой вопрос, как эта встреча происходит. Она может произойти через встречу с другими христианами. Есть удивительные истории личной встречи со Христом, когда христиане поступили с тобой так, как поступил бы Сам Христос, и это была встреча с Самим Богом. Такая встреча приводит к покаянию и преображению человека.

Личная встреча со Христом может произойти в Церкви, может в молитве. Самое действенное - это, конечно, участие в таинствах Церкви, в Евхаристии, и сегодня мы слышали свидетельство.

 

- Митрополит Антоний Сурожский приводит замечательный пример встречи со Христом, когда он решил наконец "разобраться" с Евангелием.

 

- Это совершенно удивительный пример.

Почему мы стесняемся говорить на тему исцеления? Даже, когда мы читаем у апостола Павла о "жале в плоть", мы не знаем точно, что с ним было. Считается нескромным, нецеломудренным разбираться в чужих болезнях.

Владыка Антоний тоже человек, у которого было свое "жало в плоть". Чудо в том, что то, что было в нем болью и раной, стало источником исцеления и для него, и для всех, кто любит и почитает его.

 

- Как быть с той жаждой чудес, которая всегда живет в человеке? Недавно я услышал такое выражение современной проблемы Церкви: Церкви навязывают роль решения проблем. Как Вы считаете?

 

- Церковь для того и существует в мире. Господь вознесся на Небо, но остался здесь на земле, и Его телом, Его плотью стала Церковь. Церковь для того, чтобы спасать и исцелять этот мир, исправлять то, что было искажено грехом.

Церковь для решения проблем. Важно, чтобы проблема была поставлена правильно, чтобы Церковь ее слышала и давала адекватные ответы. Но это лишь малая вершина айсберга, в глубине Сам Христос. Церковь должна нести в мир Христа, и тогда все проблемы будут открываться в правильном свете, и мы будем знать, как их решить.

 

- Вопрос также состоял в проблеме перекладывания ответственности на священника, на святых, на Бога, когда человек ждет, чтобы его проблемы решились каким-то автоматическим образом.

 

- Как священник, я счастлив, когда люди приходят ко мне с какими-то проблемами. На исповеди ты видишь, как действует сила Божия. Если человек приходит искренне со своей болью и проблемой, не зная, как поступить, на самом деле, ты слышишь ответ, который уже есть в глубине его сердца. Если человек искренен, и мы вместе прибываем в молитве, этот ответ озвучивается сам собой.

Церковь и для того, чтобы люди могли поделиться своими проблемами, и обрести правильное решение своих вопросов.

 

- Стоит ли усердно молиться об избавлении какого-то конкретного недуга, если он мешает человеку?

 

- Да, стоит. Но только стоит больше молиться о настоящем исцелении.

В Вашем вопросе о решении проблем есть парадокс. Часто решение проблем оборачивается созданием новых проблем. Естественно, в этом Церковь участвовать не должна. Если мы молимся об исцелении физического недуга, то для того чтобы человек исцелился целиком. О полном исцелении тела, души и духа.

 

- Нам передали вопрос телезрительницы, которая является начальствующей, ее проблема в том, что некоторые сотрудники поступают с ней достаточно жестоко и некрасиво, и у нее возникает вопрос, как оставаться настоящей христианкой и начальствующей, как реагировать на провокацию?

 

- Ответ прозвучал в вопросе: быть настоящей христианкой и означает быть адекватной начальницей. Иногда я тоже выступаю в роли начальника и понимаю, что для того чтобы быть начальником, надо иметь колоссальное смирение, чтобы видеть ситуацию не искаженной. Власть, как наркотик, она искажает восприятие мира. Подчиненные могут льстить, тем самым посылая неверные сигналы. Ты вступаешь в отношения, где все может быть искажено. Надо иметь большой запас смирения и здравомыслия, чтобы видеть ситуацию такой, как она есть, и поступать адекватно. Для начала я бы советовал молиться, чтобы Господь даровал мудрость и смирение.

 

- Можем ли мы брать примеры исцелений, например, из художественной литературы или нашей истории?

 

- Конечно, даже вымышленные истории могут запустить в нас механизм исцеления. Господь может действовать даже через произведения искусства, но главное совершается в глубине нашего сердца.

 

- Вопрос телезрительницы из Твери: Скажите, пожалуйста, почему рак считают дьявольской болезнью?

 

- Здесь слово "дьявол" - метафора, она не имеет никакого отношения к духовной реальности. Греческое слово "диаболос" означает некое смешение, когда все перепутано. Все равно я бы не употреблял это слово, поскольку оно имеет сильные связи с духовной стороной.

Я не медик, и могу говорить лишь о том, что знаю из популярной литературы. Онкология - очень сложное заболевание, когда организм начинает бороться с тем, что он должен защищать. Иммунная система уничтожает здоровые клетки, а больные клетки распространятся. Иногда в популярной литературе онкологию сравнивают с какой-то шизофренией: иммунная система сошла с ума и начинает вести себя неадекватно.

Поэтому здоровая духовная жизнь может и на физическом уровне исправить эту проблему. В этом смысле лучший способ исцеления - это духовная жизнь, потому что эта болезнь  происходит где-то в глубинах организма.

Не надо воспринимать эту болезнь, как некое обличение или наказание. Например, владыка Антоний Сурожский скончался в страшной агонии, в их семье это было почти наследственное заболевание, и он, наверное, знал, что его ждет и готовился к этому. Может быть, отчасти поэтому его наследие настолько убедительно, несет в себе такую глубину и силу Христову, потому что он готовился пройти через врата испытаний.

Поэтому онкология одновременно спасительное заболевание. Господь может совершить чудо, и оно послужит к укреплению в вере многих людей.

 

- Люди, занимающиеся миссией в хосписах, часто говорят, что не столько они, будучи здоровыми, несут миссию, сколько наоборот.

У нас осталась буквально пара минут, но хочется задать евангельский вопрос: как исцелиться? Духовная жизнь - очень широкое выражение.

 

- Если совсем кратко, то духовная жизнь - это очень просто. Как говорит апостол Павел: уже не я живу, но живет во мне Христос. Духовная жизнь - это, когда мы понимаем, что все, что мы совершаем, мы делаем не по своим физическим силам, но в нас действует Дух.

Все, к чему мы стремимся, пронизано силой этого Божественного присутствия. Духовная жизнь, молитва - все это действия Святого Духа в нас самих. Не мы молимся, но Дух взывает в глубине нас к Богу Отцу через Христа. Здесь мы соприкасаемся с такой силой, которая способна произвести любые чудеса. Господь - это Господь невозможного.

 

- Спаси Господи, батюшка. Прошу Вас благословить телезрителей на прощание.

 

- Дорогие телезрители, пребывайте со Христом в силе Святого Духа. Поздравляю вас с Праздником Вознесения и приближающимся Праздником Пятидесятницы. Подготовьтесь к этому дню, чтобы принять Духа, и чтобы Дух воскресшего Христа всегда пребывал с нами. Аминь.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать