Христос посреди нас

9 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 9 января 2014 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. С Рождеством Христовым! В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Да благословит всех нас Всемогущий Господь наш Иисус Христос.

 

- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – приветствие, которое звучит в алтаре: «Христос посреди нас».

В эти светлые рождественские дни хочется спросить: Господь родился, и Он теперь посреди нас. Что это значит?

 

- Для нас это значит, что Господь невидимым духовным образом, но реально присутствует и в этом мире, и в пакибытии. То, что Господь пришел в образе беззащитного младенца, – очень важный момент. В практически беспредельный хаос зла, которое царило и царит на земле, он пришел как младенец, а не в короне, не под знаменами великих армий, не с новой хартией о человеческом праве. Мы знаем, что потом Господь вырастал, канонические Евангелия немного повествуют о детстве и молодости. После того, как Господь воскрес и послал нам Духа Утешителя, Он и пребывает посреди нас. Но все это начинается с Богоявления и Рождества Его в образе этого беззащитного младенца.

 

- Лично для меня празднование Рождества Христова всегда вызывало такой вопрос: поскольку мы знаем, что этому младенцу придется ради нас, грешных, перенести такие страдания и умереть на Кресте, почему мы тогда торжествуем?

 

- Это очень интересный вопрос, почему мы торжествуем. Каждый из нас приходит в этот мир на страдания, в книге Иова, самом древнем и философском ветхозаветном произведении, есть слова: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться к небу». Человек там не празднуется, а оплакивается, потому что он приходит на страдание, а радуются его кончине.

Последний раз, когда в Риме умер папа римский, то показывали, как на площади ликовали люди. Потому что это христианское отношение: человек отошел ко Господу, и его земной путь, связанный со страданиями, искушениями и некой отлученностью от Бога, закончился.

Мы празднуем рождение человека на земле, прежде всего, потому, что это дар Бога, которым открывается очень многое. Когда мы празднуем Рождество Христово, мы празднуем и рождение человека, который обрел дар жизни, потому что во Христе две природы – и человеческая, и Божия. Мы как христиане радуемся и тому, что Бог воплотился ради нас, грешных. Понимаем, что будут страдания, но не можем не радоваться, поскольку через это Рождение и мы обретаем новое духовное рождение.

Во-первых, Anno Domini – Лето Божие. В советское время мы привыкли писать о летоисчислении «до нашей эры», «после нашей эры». Мы живем в новолетие – после Рождества Христова. Началось новое время, пришел Новый завет, это мы празднуем, с одной стороны.

С другой стороны, Рождество Христово напоминает нам о собственном нашем рождении. Как о рождении телесном, когда мы обрели дар этой жизни, и имеем возможность служить Богу. Так и о рождении духовном, как сказал великий христианский богослов, «для того чтобы человек стал богом, Бог стал человеком». Это непостижимо.

Рождество Христово – исторический водораздел, который существует между Ветхим и Новым заветами. Это очевидно для христиан, но это должно быть очевидно даже для тех, кто не имеет отношения к христианству. Во-первых, новое летоисчисление, во-вторых, новое понимание цели человеческой жизни. В некотором смысле новое, но хорошо забытое старое.

 

- В Ветхом завете есть упоминания о тех праведниках, которые ходили перед Господом, высшая степень праведности. «Христос посреди нас» - личное общение с Богом поменялось в Новом завете по сравнению с Ветхим?

 

- Несомненно, поменялось, потому что в христианской вере присутствует учение о сошествии Святого Духа. Об этом в Евангелии упоминается дважды. Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать.

Всем хорошо известно о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, именно его мы отмечаем как рождение нашей Церкви и явление Пресвятой Троицы. Это третья ипостась того же самого Бога, тот самый Утешитель, Которого обещал послать Спаситель. В первый раз о Святом Духе упоминается, когда Спаситель является ученикам в первый раз по Своем воскресении, войдя к ним дверями затворенными. Он дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого», в тогда не было говорения на языках, явных чудес.

Учение о Святом Духе предполагает, что мы теперь не одни, мы не сироты, а пребываем в полноте общения с Богом, в некоторой степени мы уже с Богом. Посреди евхаристического канона, в самом сердце Божественной литургии, звучат слова «Христос посреди нас», это фраза, которую говорят священники, оборачиваясь друг к другу. Ответ на нее: «И есть, и будет». Эта фраза становится актуальной, потому что Он здесь, посреди нас, мы в Нем, и Он в нас. Господь говорит: «Как Я в Отце, и Отец во Мне, так и Я в вас, и вы во Мне». Это тайна, непостижимо для человека, но это факт. И в этом отличие Ветхого и Нового завета. Речь идет о полноте общения с Богом, той полноте, которой человек преобразовывается, которой он, по выражению богословов, обоживается. Суть этого в том, что человек, христианин находится под воздействием Святого Духа, и невидимым образом, через обстоятельства, откровения происходит его преображение. В Ветхом завете подобного не было.

Кем были апостолы до сошествия на них Святого Духа? Они ученики Господа, ходят за ним, но порой даже не слышат Его. Когда же происходит предательство и на их глазах разворачивается вся эта трагедия, они в состоянии изумления, в состоянии душевного хаоса, и они разбегаются. Но после внутреннего дуновения Духа Святого еще за закрытыми дверьми, а затем в день Пятидесятницы, они вдруг преображаются и начинают открыто говорить о своих убеждениях, а ведь они рискуют жизнями. Что же так резко их изменило? Это сошествие Утешителя, благодаря Которому в их жизнях что-то стало невидимо меняться. Происходит то, что продолжается по сей  день.

В истории человечества не было ни секунды с того момента, как Христос родился, воскрес, с того момента, как сошел Святой Дух, чтобы духовная жизнь и развитие Церкви останавливались. Не было ни одной доли секунды в жизни всего мира, чтобы те изменения, которые стали происходить, прекратились. До сих пор все это существует, все это развивается.

 

- Если возвратится ко второй ипостаси Святой Троицы, к Богу Слову. Потому что, когда мы говорим о Христе, мы говорим о Слове. Эта тема ускользает, когда мы говорим о молитве, причастии. Тема внутренних, сокровенных отношений человека со Христом. Общение, которое позволяет чувствовать Бога как своего друга, соратника, учителя, отца. Как выразить норму этих отношений.

 

- Можно использовать евангельские сюжеты и слова Спасителя: «Вы уже не рабы, а мои друзья». Спаситель неоднократно говорит об этом, обращаясь к апостолам, а через них ко всем нам. Во время Тайной Вечери Господь делает много того, чтобы это стало очевидным: умывает ноги ученикам, через это дает нам понять, что нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя.

Но истинное ощущение Господа как единственного и самого верного друга может произойти лишь благодаря тому божественному откровению, которое имеет личный характер в жизни каждого человека. Никакие специальные внешние приуготовления не могут способствовать этому. Только живая встреча. Не мы, сам Господь находит нас. Мы можем искать истину, но по этой истине Господь открывает себя сам.

В этом и смысл Рождества. Человечество в образе Девы Марии отвечает согласием на призыв Божий. Господь стоит и стучит при дверях, но Он не врывается в нашу жизнь. Он посылает каждому человеку знаки. Есть хорошее выражение – «Позволь истине найти себя». Надо открыть дверь своего сердца Богу, дать найти себя. Тогда через это индивидуальное божественное откровение, ты осознаешь, что есть Господь Бог как твой друг, оставаясь при  этом другом.

 

- Есть другая восточная поговорка «Спящего не буди, голодного накорми». Как объяснить тот голод по Господу, который просыпается в человеке после его встречи с Ним?

- Этот голод открывается благодаря тому, что Господь приходит к человеку. Все это очень индивидуально, потому сложно объяснить. Божественное откровение происходит в очень личных, понятных только данному конкретному человеку, параметрах. Кому-то нужны определенные яркие чудеса, кому-то интуитивные переживания, кому-то встреча и общение с определенными людьми. Господь посылает нам людей, которые вдруг появляются в нужное время в нужном месте и говорят именно о том, что важно сейчас тебе, потом они даже забывают о том, что говорили и почему они говорили об этом. Но для Вас это было важно, для Вас это был ответ.

Благодаря божественному откровению человек понимает, почему Господь - единственный и верный друг. Осознание той любви и верности, которые исходят от этого друга, позволяют понять, почему Он действительно Господь. Мы знаем, что такое материнская любовь, и что это тот дар, который дан человеку как отдаленный образ божественной любви. Поэтому мама – это единственный и самый неповторимый друг, однако панибратства быть не может, она остается мамой, это святое слово – мать.  Представьте Бога в такой перспективе, но только умножьте на  миллион, потому что это несоизмеримо – это ощущение заботы, ощущение любви и верности. Когда отвернутся все, Господь не отвернется от человека, как Он сказал: не оставлю вас сиротами, пошлю Утешителя, ради этого Я встал среди вас, зная ваши скорби и страдания. Если рассуждать обо всех мировых религиях, то христианство – самое уникальное, если говорить с точки зрения обывателя.

 

- Следующий вопрос об узнаваемости, Вы говорите, что бывает так, что встречаешь человека, который дает ответы на вопросы, которые волнуют. Но ведь бывает так, что Господа не узнавали, даже его ученики, например, те двое, что шли в Эммаус. Особенность воскресшего Спасителя в том, что Он часто был неузнаваем.

 

- Это очень сложный момент, Вы затронули непростую тему, на нее даже не так много толкований. Большинство экзегетов побаиваются затрагивать эту тему. Начиная с Марии Магдалины, которая приняла Его за садовника. Она узнает Его лишь, когда Он называет ее по имени, то есть в этом было что-то индивидуальное. Конечно, мы можем долго полемизировать на эту тему, но остается тот факт, что после воскресения Спасителя не всегда узнавали те, кто знал Его при жизни. Почему так? Может быть, это тоже информация к размышлению для нас, христиан. Лично я плохой экзегет, чтобы все это истолковывать. Может быть, это имеет отношение к тому, что Христос открывается очень индивидуально. Тот факт, что в Евангелии есть такие сюжеты, не согласующиеся между собой, как раз опровергает мнение многих атеистов, что его некогда написали, как некую сказку. Многие события в Евангелии идут как бы против логики, потому естественно предположить, что это описание событий, которые имели место быть, и которым до сих пор нет объяснений.

Апостолу Павлу нужна была такая встреча, как она произошла, он должен был ослепнуть, услышать голос, который не слышали его спутники, и услышать именно эти слова - «Трудно тебе идти против рожна». Что обозначает эта фраза, ведь эти выражения использовались в определенном контексте в древнегреческих философских сочинениях, с которыми, безусловно, был знаком апостол Павел.

Повторюсь, что с тех пор, как Христос пришел в мир, этот процесс ни на секунду не останавливался, Дух действовал в Церкви всегда, Церковь стояла и устоит, и «врата ада не одолеют ее», и блики падают на весь мир. Другое дело, что в мире, искаженном первородным грехом,  искажается и святость Христова, и мораль христианская переворачивается: вроде бы все правильно, но какие плачевные результаты.

Например, два понятия фарисейство и пуританизм. Ведь фарисейство в свое время – благочестивая религиозная практика. В основе пуританизм лежит слово «чистота». Но что в итоге? Фарисейство и пуританизм находятся на одной шкале выхолощенности и лицемерия, а ведь какие благие намерения в основе.

Это говорит о том, что слово без Христа мертво, об этом говорит апостол Павел: «буква умерщвляет». Жизнь человека без реального переживания Христа, без божественного откровения не обладает силой, более того, иногда становится смертоносной.

 

- К вопросу о «букве убивающей»: среди православных есть страх перед живым общением с Богом, прикованность к молитвослову, когда человек может молиться лишь теми словами, что в нем написаны, но неспособен к индивидуальному диалогу с Господом.

 

- Не вижу ничего плохого в том, что человек использует молитвослов и прикован к нему, это наше богатое христианское наследие, и все эти молитвы проникнуты очень сильной верой поколений христиан, живших до нас, они нам в назидание.

В молитве все тоже очень индивидуально, главное то, как настроен человек внутренне. Если человек любит молитвенное правило, то дай Бог. Или я неправильно понял Ваш вопрос?

 

- Речь не о том, что плохо молиться по молитвослову. Святоотеческие молитвы всегда будут нам образцом. Речь о том, что у человека страх оторваться от написанных букв и обратиться к Богу, как папе…

 

- Я уверен, что у православных христиан в полном смысле слова такого страха нет. Если человек далек от Христа, такой страх может быть, а если он действительно православный человек, переживающий божественное откровение, для него такого вопроса нет.

 

- Вопрос телезрительницы о Гефсиманском молении, когда Христос молится перед своими страданиями и говорит «Да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Кому молится Христос, если Он сам Бог?

 

- Интересный вопрос, естественно, Он молится Отцу Небесному, это связано с понятием Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, три ипостаси одного Бога. «Непостижима тайна сия», человеческим разумением постичь Пресвятую Троицу невозможно – здесь я перефразировал постановление Вселенского Собора.

Неслучайно греками и было введено слово «ипостась», не персона, но и не одно… это сложный богословский вопрос, который долго пытались осознать, дать точную формулировку и чтобы дальше не впадать в искушения, дано было определение, что есть вещи, непостижимые человеческому разуму. Как можно постичь безграничность Божию? Попробуем понять хотя бы бесконечность Вселенной, мы это знаем, но не можем.

Есть вещи реально ощутимые, но человеческим разумом непостижимые, поэтому мы и говорим о вере. Поэтому Господь говорит: пока не уподобитесь детям, не войдете в Царство Божие. Пока как дети, не доверитесь полностью мне, не сможете быть в полноте общения со Мной. Когда же пребудете в этой полноте, найдутся и ответы на многие непознаваемые вещи. Думаю, что ответ на то, что такое Пресвятая Троица, индивидуально для многих христиан присутствует, но это не самое главное, самое главное – пребывать в Господе. Надеюсь, что я хоть как-то ответил на Ваш вопрос.

 

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться в эти Святые дни без поста?» Пояснение ведущего: речь идет о часто встречающейся практике поститься перед Причастием три дня, порой семь.

 

- Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается по документам Межсоборного присутствия, пока формальные результаты не достигнуты, поэтому скажу Вас свою субъективную точку зрения. Вам надо определиться, что такое для Вас пост, как Вы его понимаете: отказ ли это от еды и питья либо определенная духовная жертва Богу, связанная с Вашим внутренним переживанием веры.  Апостол Павел говорил, что тот, кто принимает Тело и Кровь Христовы, не размышляя о них, принимает себе в осуждение. Что он имел в виду под этим: пост или то, что человек, у которого нечиста совесть.

 

- Святитель Василий Великий говорит: знаю, Господи, что недостойно причащаюсь, так как не рассуждаю Тела и Крови Твоей.

 

- Может быть, я не совсем полно ответил на заданный вопрос, но, как говорил древнеримский философ и поэт Вергилий «и следов, что я здесь наметил, достаточно для того, чтобы вы своим чутким умом довершили все остальное».

 

- Отец Александр, мое субъективное мнение, что вопросы о том, как часто причащаться, как подходить к причастию сводятся к какому-то механизму, живой Христос исчезает из этих вопросов…

 

- Вы знаете, я неоднократно с этим встречался. Этим летом я ездил отдыхать и, как всякий христианин, ходил в храм, причащался, в других епархиях мне не всегда удобно причащаться, как клирик, в алтаре. И вот в этом году у меня был такой опыт в одном из храмов Русской Православной Церкви на Украине. Несмотря на то, что было очень жарко, ощущение единства молитвы было велико. Передо мной стояла группа людей, на которую я смотрел с восхищением, поскольку они истово молились, думая о том, как мне недостает такой вот веры. Когда подошел момент причастия, и начался некий хаос, как это обычно бывает. Мы с матушкой негромко говорили, чтобы определиться, куда надо пройти. И вот один из тех истово молившихся обернулся и сквозь зубы проговорил:

  - Самый важный момент – причастие!

Я понял, он недоволен тем, что мы разговариваем, и извинился. Потом, кажется, все должно было продолжаться позитивно, но он опять повернулся и спросил с вызовом:

- А Вы вообще исповедовались?

И я почувствовал от этого набожного человека волну антагонизма по отношению ко мне. То есть, он не знает, кто я, откуда. Что меня поразило: он истово молился, падал на колени, но с каким сердцем он шел к причастию. Это было настолько разочаровывающе, печально и пугающе для меня. Понимаю, что это искушение, потом я клирик Русской Православной Церкви, а если зайдет более слабая душа и увидит такую вот христианскую любовь?

Это касается вопроса приготовления к причастию. Вроде он отстаивает свою святыню, а я шепчусь со своей женой, оскорбляю его религиозные чувства. Но готов ли он к причастию? на Христа ли он смотрит или озирается вокруг? я не пытаюсь судить его, размышляю на актуальную для всех нас тему.

 

- Вопрос телезрительницы из Белгорода: «Скажите, пожалуйста, мы живем в новой эре, начиная с Рождества Христова. А кто и как установил эту новую эру?»

 

- То есть, когда была введена новая календарная система. Точно я Вам не скажу, я не специалист по этим вопросам.

 

- Недавно я интересовался этим вопросом, поэтому могу ответить, что это было сделано в шестом веке Дионисием Малым, причем он допустил ошибку на пять лет. Это западный латинский монах, который решил, что пора отказаться от языческой системы летоисчисления. Он произвел расчеты, но, как выяснили современные ученые, допустил в них ошибку, в результате получилось, в действительности Господь родился на пять лет раньше.

 

- Наверное, не столь важна конкретная дата, важен сам факт.

 

- Да, конечно. Но тогда ажиотаж, который происходил вокруг этой даты в 2000 году, миллениум, ожидания конца света с высчитыванием на календаре теряют всякое значение.

- По-прежнему ожидают, снимают фильмы об этом. Господь же сказал: «Ныне суд миру сему», потому что Свет пришел в мир, и мир не принял Его. Христианское богословие говорит о том, что мы уже живем в эсхатологический момент.

 

- Подробнее о том, как возник календарь, что с ним происходило, можно узнать в «Православной энциклопедии» и в интернете по ссылке «Дионисий Малый».

Хотелось бы задать вопрос о том, встает ли перед нами проблема выбора – быть с миром или с Господом?

 

- Вопрос интересный и сложный. Плох ли мир сам по себе, если он создан Господом. Думаю, надо говорить о выборе между добром и злом. Все зло в этом мире надо отвергать в пользу добра и следовать за Господом, другого пути у христианина в этом мире нет.

У любого человека всегда стоит вопрос выбора между добром и злом. Человек может философствовать, чтобы находить оправдания для какого-то зла, но в глубине души он хорошо понимает, в чью пользу он делает выбор. Если допустить хоть маленькую оплошность и с чем-то мало-мальским злым согласиться, оно схапает тебя всего. Невозможно служить Богу и мамоне, невозможно сидеть на двух стульях… нельзя быть христианином чуть-чуть, лишь по воскресениям. Это вопрос христианской совести, выбор надо делать в пользу добра, то есть Бога.

Если ты живешь в этом мире с Богом, ты видишь первозданную красоту этого мира. Когда ты с Богом ты заново открываешь ее для себя, для чего ты пришел в этот мир.

Надо всегда просить Бога избавить от зла, которое постоянно пытается нас поработить, чтобы увидеть красоту мира, который сотворил Бог, и подлинный смысл нашего бытия.

 

- Время нашей передачи, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас по традиции благословить всех наших телезрителей.

 

- Хочу поздравить всех телезрителей, всех работников телеканала «Союз», лично Вас, Михаил, с Рождеством Христовым, светлым праздником, с которого начинается Anno Domini, Лето Господне, пожелать вам всем божественного откровения в этом новом году. Да укрепит всех нас Господь силой Духа Святого. Аминь.

 

- Христос посреди нас!

- И есть, и будет!

- Аминь!

 

Гость передачи: иерей Александр Асонов.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать