Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:
– На Свияжском острове Герман начал свою деятельность с того, что заложил новый каменный Успенский собор, который сохранился до нашего времени. И этот собор был впоследствии украшен великолепной росписью. Именно он в 2017 году получил статус памятника всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
И для этого нового собора Герман начал работу по написанию икон для высокого многоярусного иконостаса. Часть икон была привезена им с собой, но у него был замысел гораздо более масштабный – создать многоярусный иконостас для великолепного большого каменного собора, который был построен во времена его игуменства. И этот иконостас создавался на протяжении нескольких десятилетий. Основная часть икон была написана еще при жизни Германа. В 1564 году он покинул остров, потому что занял Казанскую епископскую кафедру, заменив Гурия, но, видимо, продолжал руководить этими работами.
В течение XVI века шло написание икон для этого многоярусного иконостаса. Вот он здесь представлен на выставке перед вами – иконостас эпохи Ивана Грозного. И сохранность самих икон, и сохранность комплекса для нашей непростой российской истории – это уникальный случай. Памятник этот во всех смыслах уникальный. Еще один из аспектов, который очень важен для изучения этого иконостаса, – сохранились две соборные описи, то есть существует некая документация по этим иконам. Первая соборная опись датируется 1565–1567 годами, вторая – 1614 годом. И, сравнивая данные этих соборных документов, мы можем проследить некие этапы становления иконостаса – какие иконы были написаны до 1565 года, какие появились после 1567 года, какие иконы были созданы уже в начале XVII столетия.
Согласно стилистическому анализу, который подкрепляется этими документами, основная часть икон – произведения XVI века, начиная с 60-х годов этого столетия. И только самый верхний, праотеческий чин был написан уже в начале XVII века. А так сохранились иконы из местного чина – дошли до нашего времени целых три великолепных образа, сохранились иконы из праздничного чина, великолепный деисусный чин и иконы пророков, которые располагаются над деисусным чином.
В XVI веке иконостас был четырехъярусным, а в начале XVII столетия появился дополнительный ряд – праотеческий. Согласно исследованиям, зарождение праотеческого ряда в русских иконостасах относится ко второй половине XVI столетия, но таких памятников-комплексов у нас сохранилось очень мало, мы больше знаем о них по документам. И опять-таки, это уникальная черта ансамбля, потому что это один из самых ранних праотеческих чинов.
Хотелось бы обратить особое внимание на две иконы местного ряда. Одна из них – храмовая икона, посвященная празднику Успения Пресвятой Богородицы, а вторая икона называется «О Тебе радуется», на слова богородичного гимна. Вот эти иконы, пожалуй, наиболее ярко демонстрируют очень необычный, оригинальный стиль создателей иконостаса – с очень необычным колоритом, который построен на теплых охрах, на сочетании вот этого как бы горячего цвета киновари и холодных изумрудного и темно-синего колеров. Такой палитре не находится аналогий в хорошо известных иконописных традициях. Мастер обладает очень индивидуальным ярким почерком, он создает подготовительный рисунок очень стройными тонкими линиями, придавая несколько геометрический оттенок фигурам и благодаря этому получая очень гармоничную, выстроенную почти на музыкальных ритмах общую композицию.
Необычна здесь и такая иконографическая деталь. На традиционных иконах Успения Пресвятой Богородицы мы видим спеленутую душу Богоматери в руках Христа, а выше – уже возносящуюся Богоматерь, изображенную в Своих традиционных одеждах – мафории (мафорий – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. – Прим. ред.), – так, как мы Ее привыкли видеть на иконах. А здесь иконописец позволил себе новацию: изобразил именно душу Богоматери, спеленутую, какой мы ее видим в руках Христа. Она возносится вверх в светящемся круге, мандорле (мандорла – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их в славе. – Прим. ред.), в сиянии и как бы смотрит сверху вниз на Саму Себя в руках Спасителя. А в целом можно сказать, что иконография близка к московской традиции, что говорит о присутствии некой «руки Москвы» в руководстве над этими работами.
Вторая икона – «О Тебе радуется» – тоже чрезвычайно необычная по своим стилистическим признакам. Мастер этой иконы в отличие от предыдущего обладает невероятно темпераментной кистью. Он создает очень характерные образы, не боится каких-то неправильностей, деформаций, создает прямо-таки очерковый, стремительный рисунок. Эта стремительность его кисти проявляется не только в драпировках, в самих лицах, но и в горках, в лещадках, которые написаны тоже очень изощренно. Он придумывает какие-то совершенно невероятные виды этих лещадок, которые заставляют гору как бы двигаться, трепетать, ликовать на наших глазах, и она превращается в иконописную гору Сион, которая сама по себе вместе с родом человеческим, с теми святыми, которые представлены в нижней части иконы, величает и славит Богоматерь.
Автор и ведущая Елена Чач
Записал Игорь Лунев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!