Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 11

20 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В новом выпуске программы из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи мы начинаем рассказ об иконописи XVII века и о выдающемся иконописце этого периода Симоне Ушакове.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы обратимся к иконам Симона Ушакова, которые находятся в Государственной Третьяковской галерее.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– В истории русской художественной культуры XVII век, наверное, один из самых сложных периодов, получивший противоречивую оценку историков и историков искусства. Дело в том, что это время запоздалых страниц русского средневековья, когда в Европе закончилась эпоха Ренессанса и новые стилевые приемы уже стучались в ворота художественной культуры. Достаточно вспомнить, что на рубеже искусства барокко находится такая великая личность, как Микеланджело, а в России была еще эпоха средневековья.

Мы с вами знаем, что, в отличие от стран Западной Европы, русская художественная культура миновала стадию Ренессанса и прямо из средневековья сделала резкий, активный шаг в Новое время. Но это произойдет уже в эпоху царствования Петра I. Необычность русской культуры – это не только ее высочайшие взлеты в домонгольский период, в XV веке. Индивидуальность и неповторимость русской художественной культуры можно ощутить при знакомстве с творчеством мастеров второй половины – конца XVII века. Среди них самой яркой и одновременно очень характерной, аккумулирующей в себе все самые интересные, художественно значимые свойства эпохи, был Симон (или Пимен) Ушаков.

Начать с того, что он был необычайным человеком – талантливым, как мастер эпохи Ренессанса воплотившим себя не только в самых разных жанрах, но и видах искусства. Мы знаем о Симоне Ушакове как о художнике-иконописце, живописце, гравере, который готовил к изданию книги, теоретике искусства, авторе трактатов по теории живописи. Более того, в эпоху работы в Кремле он делал эскизы знамен (стягов), росписи детских игрушек, то есть работал в самых разных видах и жанрах искусства. Но помимо всего прочего именно с именем Симона Ушакова связано такое явление, как Оружейная палата Московского Кремля.

Говоря об этом уникальном, многогранном человеке, мы, наверное, должны вспомнить, что круг людей, связанных с ним и по происхождению, и по художественному творчеству, и по заказам, – это круг элитарный, московский, царский, патриарший и одновременно монастырский. Симон Ушаков – москвич, как известно по документам, его двор находился недалеко от Кремля. Кстати, о нем сохранилось довольно большое количество исторических документов, что бывает не так часто. Скорее всего, Симон Ушаков был аристократического рода, и у него были родственники, занимавшие очень высокие позиции в церковной иерархии. Работа в Московском Кремле открыла самые разные грани его способностей и талантов. Но, наверное, самый главный его талант – видеть традицию и, основываясь на ней, силой своего художественного дарования создавать нечто совершенно новое, созвучное эпохе, выражающее ее дух.

Самой главной традицией и главной святыней для Руси, для Москвы, конечно, была Владимирская икона Божией Матери. Симон Ушаков делает ее копию, как бы исследуя древнюю икону. В собрании Третьяковской галереи находится эта икона Владимирской Божией Матери, выполненная Симоном Ушаковым. В этой иконе его творческая манера еще во многом связана условной традицией, художник не выражает свой темперамент и свое видение, а пытается максимально полно отобразить близость к святыне в том виде, как – кстати, это очень интересно – она выглядела в XVII столетии. Владимирская икона Божией Матери и многие другие русские святыни – Донская и Киккская (о которой я скажу отдельно) станут произведениями, не только восхищавшими Симона Ушакова как художника и как православного человека, но и послужившими ему в изучении древней традиции и тонкостей письма.

И конечно, надо сказать о центральной работе в художественном наследии Симона Ушакова – иконе «Древо государства Московского», у которой есть и второе, может быть, более правильное название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Перед нами как бы целый мир, требующий внимательного, вдумчивого вглядывания и размышления о том, что здесь изображено. Казалось бы, на первый взгляд все чрезвычайно просто: стены и башни Московского Кремля, которые огораживают некий идеальный мир, ров, за стенами и башнями – легко узнаваемый знаменитый Успенский собор Московского Кремля, построенный по образу и подобию Успенского собора города Владимира. В царствование Ивана III и Софии Палеолог начинается эпоха активного собирания русских земель, появляется идея «Москва – Третий Рим»: Москва как последняя наследница православия. Как мы помним, в 1453 году Византийская империя, по сути дела ограниченная стенами Константинополя, пала под ударами турок, последняя византийская принцесса стала женой Ивана III, поэтому Русское царство стало наследником Византии.

Итак, «Москва – Третий Рим». На иконе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» в стенах и башнях Кремля изображен Успенский собор, из которого произрастает прекрасная ветвь, увенчанная образом Владимирской иконы Божией Матери. Слева и справа в дивных листьях побегов образы русских князей, подвижников – всех тех, с молитвами и историческими деяниями которых связано становление Российского государства. Внизу мы видим, как древо государства Российского, увенчанное Владимирской иконой Божией Матери, поливают первый русский митрополит Петр и князь Иван Данилович, при которых, как вы помните, и строился самый первый Успенский собор Московского Кремля. Справа и слева изображены царь Алексей Михайлович и Марья Ильинична с детьми, при них была создана эта икона, о чем свидетельствует надпись в нижней ее части. Надо заметить, что Симон Ушаков очень часто подписывал свои произведения, но это отдельная тема, которая требует специального размышления. В верхней части иконы  Спаситель дает ангелам покров. Хочу напомнить, что именно в Московском Кремле хранилась как величайшая святыня часть Ризы Господней, преподнесенная шахом Аббасом.

Все перечисленные нами персонажи понятны и ясны, а их совокупное объединение за этими стенами свидетельствует о том, что, исполненная темперой на доске, здесь впервые в иконной плоскости предстает целая идеологическая программа, в которой царство и священство, патриаршая власть и царская власть (церковная и светская) должны обрести гармоничное единство, чтобы создать идеальный град, идеальное государство, где, в силу договоренности между царством и священством, все находится в совершенной гармонии, как в райском саду.

Напомню, что сложнейшие взаимоотношения между царской и церковной властью, борьба за приоритет в сфере влияния характеризует русскую культуру XVII века. Не остался в стороне и Симон Ушаков со товарищи. Почему я говорю «со товарищи»? Потому что Симон Ушаков многие годы возглавляет Оружейную палату Московского Кремля, о которой мы в каком-то смысле можем говорить как о средневековой академии художеств и одновременно министерстве культуры, условно соединенных в одном лице. Почему? Потому что это была организация, которая приглашала мастеров и собирала заказы со всей страны, а потом распределяла между мастерами всевозможные заказы. Мастера Оружейной палаты Московского Кремля отправлялись в Кострому, Ярославль и другие города расписывать храмы, исполнять иконостасы и делать самые разные работы.

– Мы еще продолжим рассказ об иконописи XVII века, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать