Хранители памяти. Выставка "Шедевры Византии". Часть 2

4 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ с выставки "Шедевры Византии", действующей в Государственной Третьяковской галерее, и обратимся к некоторым двусторонним иконам, особенно остановившись на том периоде, когда Константинополь был захвачен крестоносцами.

– Я стою возле византийской иконы XIV века Богоматери «Одигитрия», которую можно увидеть на выставке «Шедевры Византии» в Государственной Третьяковской галерее. С этой выставки – наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Наступает XIII век. Пожалуй, для Византии он был одним из самых страшных столетий: Четвертый крестовый поход, в 1204 году падает Византия, разграблен Константинополь, разорены и другие древние города Византии. В результате над Константинополем почти на шестьдесят лет утвердилось латинское владычество. За это время все святыни, которые только могли попасться (а мы с вами знаем, что не только оклады, но и сами древние византийские иконы были и золотыми, и серебряными), были разграблены и увезены.

Но ведь захватившие Византию крестоносцы тоже были христианами. Возникает интереснейший феномен: в изделиях мастерских крестоносцев поразительным образом соединяются традиция, почерпнутая из арсенала художественных форм и духовного наследия Византии, и западноевропейские, к тому времени уже французские, традиции.

Уникальный памятник из всех, которые можно только представить, находится на нашей выставке – огромная резная икона святого Георгия Каппадокийского, представленная в окружении живописных клейм, где изображены сцены его жития.

Известны лишь две таких иконы, возможно, есть еще одна, но мы мало знаем о ее изучении. Это такая же резная икона святого Георгия в Национальном художественном музее Украины, только клейма у нее немного другие.

Этот, как мы теперь говорим, «наш Георгий», совершенно поражает своей красотой. Представлен он не в воинском подвиге, хотя изображен, как положено, со щитом (кстати, не византийским), украшенным надписью, в которой, возможно, есть какие-то тайные загадки. Но обе руки святого Георгия в молитве направлены к Спасителю. Эта икона – молитва.

В верхнем сегменте мы видим образ Спасителя, к Которому обращен весь духовный порыв, вся просьба святого Георгия. Вокруг изображены сцены, начиная с раздаяния его имущества, сцены встречи с царем, мучения святого Георгия горящими свечами и воловьими жилами, те страшные мучения, которые обычно представляют в композициях, изображающих святого Георгия.

В нашей резной высокой иконе есть еще одна потрясающая деталь – внизу, под ногами святого Георгия, под складками его плаща, мы видим дивной красоты образ, очерченный как бы тонкой линией: в драгоценных и вместе с тем трагически сдержанных одеждах представлена прекрасная женщина. Кто она? Возможно, она заказчица этой иконы, может быть, этот образ был молитвенным, в память о погибшем родственнике или муже. У византийских исследователей есть несколько версий: например, заказчицей могла быть жена одного из византийских правителей, носившая имя Ирина, потому что икона, которую мы видим перед собой, обладает феноменальным качеством: она двусторонняя. Сегодня мы будем постоянно говорить о том, что практика использования выносных двусторонних икон – это практика религиозной сакральной жизни Византии, которая частично вошла в нашу религиозную и художественную культуру.

На обороте этой иконы, на фоне синего сегмента неба мы видим Спасителя с распростертыми руками, к Которому обращаются в мольбе две мученицы. Одна из них надписана – это Марина, а вторая – Ирина. Надпись стерлась, но она представлена в царской короне, и именно ее царское происхождение давало исследователям возможность предположить, что заказчицей иконы могла быть одна из венценосных особ византийского двора, уже распадавшегося к тому времени на отдельные части.

Итак, мы видим памятник XIII века, соединивший в себе традиции высокой резьбы романского стиля с тончайшим живописным воплощением, почерпнутым в византийской художественной традиции. При этом не забываем, что местом, где могли находиться мастерские крестоносцев, в первую очередь, вероятно, были острова. Ведь, наверное, все помнят пути крестовых походов, где создавались великолепные памятники.

Надо сказать, что после освобождения Константинополя в искусстве, культуре Византии мы можем выделить и чисто столичный стиль – роскошный, прекрасный, и стиль живописи, имеющий не меньшую наполненность, но на островах обладающий своими особенностями.

О XIV веке можно говорить как о времени нового подъема византийской культуры, в первую очередь связанного с ее возрождением. А что такое возрождение, что возрождалось? Происходило возрождение древних античных традиций. Поэтому, когда мы говорим о византийской культуре XIV столетия, то используем термин, может быть, необычный для традиционного зрителя, – палеологовский Ренессанс. То есть в эпоху правления династии Палеологов в художественной культуре и общественной жизни империи вновь идет обращение к великолепному классическому наследию.

И, наверное, среди самых главных участников жизни Византии тех лет была не только София Константинопольская, но и знаменитые монастыри, и прославленная чудотворная икона «Одигитрия» («Путеводительница»), которая имеет разные названия: и от монастыря Одигон, и потому что она Путеводительница. Но она всегда предстает в одном и том же облике: Богоматерь, держащая на руках Младенца, в одной руке Которого свиток, а другая рука благословляет. Эта икона, как и многие другие, является списком с древнейшей святыни, одной из самых почитаемых в Византии. Но красота ее исполнения – строгость и сдержанность в сочетании с классическими формами – дает нам возможность вдохнуть и ощутить состояние, которое должен испытать человек, прикоснувшись к святыне. Эта икона довольно плохой сохранности. Но реставрация, выполненная греческими коллегами, оказывается чрезвычайно деликатной: она не имитирует древнюю живопись, а создает некий фон (и мне это очень нравится), вызывая ощущение древности образа.

Образ Богоматери «Одигитрия», к которому мы неоднократно будем обращаться, точно так же как и икона святого Георгия, написанная в более раннее время, является двусторонней иконой. Надо обязательно сказать, что очень тяжелая. Двусторонняя икона святого Георгия, конечно, могла быть выносной, но, скорее всего, она располагалась на небольшой алтарной преграде (которая в Византии отделяла самую сакральную часть храма – алтарь от места, где собираются верующие), где мог стоять эпистилий, часть которого мы видели. Выносными, как мы говорили, были не только кресты и большие иконы, но и двусторонние иконы (может быть, более легкие по весу) были участниками этих великолепных процессий.

На обороте иконы «Одигитрия» – не только на этой выставке, но и вообще в истории средневекового искусства Византии и Европы – мы видим, наверное, одно из самых прекрасных произведений, которое датируется XIV веком, – это Распятие, имеющее ряд иконографических особенностей. В первую очередь оно поражает нас ощущением эмоциональной наполненности, которое передано исключительно живописно-пластическими средствами. Композиционным приемом изогнуты фигуры Спасителя на Кресте, с мягким плавным движением склонились в скорбных позах Иоанн Богослов и Богоматерь – вытянутые пропорции, насыщенный, совершенно потрясающий цвет лазурита.

Мы с вами говорили, как важны в иконе и золото сверкающего фона, и необыкновенный синий, не имеющий аналогий лазоревый цвет, создающий эмоциональный фон и неповторимость образа. Напомню, что краски византийских икон были чрезвычайно дороги: это было натуральное золото и натуральные камни, растертые в мельчайшие составляющие. Подчас секрет этих древних красок, смесей передавался из уст в уста, а иногда оставался неизвестным, так что его невозможно было повторить.

Необычайной, уникальной деталью именно этого образа является изображение Иерусалима с процветшими деревьями над Голгофой. Вы видите словно маленькой тонкой лентой весь мир, идущий внизу, осиянный ангелами, рыдающими над Крестом, над образом Спасителя. Это высокое произведение палеологовского Ренессанса, в котором ясно чувствуется красота античных пропорций и традиций, соединенная с национальным высоким духовным молитвенным переживанием.

Мы не должны забывать, что византийская культура основана не на руинах античной культуры, а именно на ее подлинных и красивых началах. Европа уничтожала древние памятники, крушила идолов, а в том же Константинополе или Афинах в эти же времена были античные статуи, античные храмы и памятники. Это удивительное ощущение пропорциональности и красоты, пришедшее из античности, есть одна из составляющих и особенностей даже не западноевропейского, а в первую очередь византийского искусства.

– Время нашего сегодняшнего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать