Духовные размышления. «Иисусе, животе по смерти моей…»

11 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Так мы обращаемся к Иисусу Сладчайшему, раскрыв акафист, и размышляем о тайнах загробной жизни – судьбе души человеческой по смерти. И сегодня ведь немало можно встретить таких старушек – чеховских интеллигенток, которые, при рассуждении о метафизических предметах, будут говорить с изрядной долей скепсиса: «Да, кто там был? Откуда мы знаем, что нас ждет за гробом? Разве оттуда кто-то возвращался?» – и прочие, прочие весьма знакомые каждому пастырю сомнения.

Между тем источником сведения для нас о загробном мире является Священное Писание – это слово пророков и апостолов, удовлетворительно и весьма ясно раскрывающее нам судьбу души по смерти; равно и Священное Предание – то Богооткровенное видение, которое даровано было святым угодникам Божиим, носившим в себе премудрость Духа Святого. Сведения, запечатленные ими в собственных писаниях, творениях, приняты Церковью как назидания для верных. И совокупность этих сведений, запечатленных святыми, именуется Священным Преданием – тем, во что христиане веровали все, с первого века по двадцать первый, всегда и всюду.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Церковь нам открывает, что душа, выйдя из тела, до отпевания (как правило, оно свершается на третий день) находится непосредственно рядом с телом, уже охладевшим, и посещает те места, которые были ею (душой), особенно любимы, знакомы и приятны. Для боголюбца это, конечно, храм Господень, где человек причащался Святых Христовых Таин, предстоял Богу, беседовал с Ним, как дитя, вкупе со всеми прихожанами обращался к Создателю со словами: «Отче наш, Иже еси на небесех…» Это может быть и собственное жилище, превращенное в домашнюю Церковь, где горят лампады, где в полусумраке видны абрисы – очертания любимых икон, где человек родился или где он воспитывал своих детей, где он испустил душу «в руци Божии».

 «Иисусе, животе по смерти моей!» Мы ведем речь о тех христианах, кто любит очищать свою совесть в таинстве Исповеди, причащаться Святых Христовых Таин, для кого самый смысл жизни стал исполнением заповедей Божиих верностью закону правды и любви Христовых. Душа такого человека, выйдя из тела, в облаке Божественного Света становится способной перемещаться мгновенно, единовременно с мыслью, с импульсом сердца из храма в дом, из дома – на кладбище, где погребены милые сердцу сродники. И Спаситель блюдет и хранит эту душу, наслаждающуюся великим покоем, радостью, свободой!

Представьте себе: человек, быть может, известное время болел и недуги телесные, тяжесть физической боли, конечно, подавляли душу, отражались на ее нравственном состоянии, а здесь свобода! Душа, словно птица, раскрывает крылья, избавившись от этого бремени, радуется и поет Богу славу: ««Иисусе, животе (то есть жизнь) по смерти моей!»

Но, по совершении отпевания, ангел Господень – тот самый, который был нам дарован в таинстве Крещения, по свидетельству боговидцев – святых отцов, возводит душу к Престолу Божиему. Конечно, там, за гробом, нет времени. Конечно, там самые пространственные категории нашего мышления не работают, потому что вечность – это нечто непостижимое, то, что не укладывается в наше рациональное мышление. Тем не менее в земном исчислении восхождение души от земли к Небу – Престолу Божиему, свершается за сорок дней, при том что день девятый по кончине – особый, когда душа впервые поклоняется воскресшему Господу Иисусу Христу.

Потому принято на третий день отпевать новопреставленного христианина, а на девятый вновь собраться в храме, совершить панихиду по усопшему, а прежде самим в память о нем поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, чтобы таинственно соединились души живущих и усопшего и почувствовали дыхание друг друга.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Говорят, что благочестивая душа сподобляется по кончине увидеть райские обители. Ангел Хранитель показывает ту славу, в которую облечены великие святые – святители Спиридон и Николай, преподобный Серафим Саровский – солнышко Русской земли, святые Царственные мученики, все новомученики и исповедники Русской Церкви. И душа, видя ту красоту, ту нетленную славу, которая облекает души проливших за Христа кровь, несказанно радуется, восторгается и, может быть, жалеет о том, что здесь, на земле, она не сподобилась стяжать мученического венца, не пострадала за Христа так, как со всей решимостью свою жизнь принесли в жертву Агнцу закланному и воскресшему первенцы – первородные, мученики уже здесь, на земле, стяжавшие воскресение собственной души, то есть совершенно обновленные Духом Святым.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Но было бы несправедливым утаить от вас, дорогие друзья, что душа человеческая еще и знакомится с обителями преисподней. Она постигает, что демоны и люди, заразившие себя богохульством, злобою, обрекают сами себя на эти мучения. Душа постигает, что это не выдумка, не рассказы каких-то темных старушек, не предание старины глубокой, но это реальность!

Ведь уже здесь, на земле, человек причастен либо к начаткам райского блаженства, если живет по совести, кается в грехах, старается всем все прощать, платит за обиды добрыми делами, молится, сострадает, жалеет людей, стремится служить им; либо вкушает начатки вечных мук, коль скоро душа его преисполнена гордостью, похотью, злобой, обидой, ненавистью, оскверняет себя блудом и прелюбодеянием, поставляя себе эти сомнительные подвиги в заслугу.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Тот, кто хотел бы по кончине не испытать этого нечеловеческого страха, быть чуждым отчаяния, быть недосягаемым для демонов, призван в этой земной жизни, пока душа соединена с телом, соединить дыхание с молитвой, как дитя уповать на Господа и Его благодатную помощь, защищаться от стрел лукавого духа призыванием имени Христова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, очисти, прости, вразуми, благослови, настави, помоги мне!»

«Иисусе, животе по смерти моей!» Вы, наверное, слышали такое выражение –  «частный суд души за гробом»? Есть Суд всеобщий – Страшный Суд. Все мы явимся на Судилище Христово, когда Спаситель завершит драму мировой истории, «когда пробьет последний час природы, состав частей разрушится земных: все зримое опять покроют воды и Божий Лик изобразится в них!»

Христос явится, и весьма скоро, судить этот безумный, безумный мир и, воскресив весь человеческий род, произведет Свой праведный Суд любви Божественной над каждым из нас и всеми вместе. Но пока еще «крутится, вертится шар голубой», пока еще не завершилась мировая история, люди, отходя из временной жизни в жизнь вечную, претерпевают частный суд за гробом. И именуется он на церковном языке мытарствами.

Что суть мытарства? Это своего рода воздушные заставы. Некоторые из святых отцов насчитывают двадцать мытарств – двадцать застав. Проходя их, христианин подвергается истязаниям от демонов, при том что лукавые духи, бесы пытаются найти в человеческой душе то, что им принадлежит, – не до конца исповеданные, утаенные грехи и неизжитые страсти, болезненно паразитирующие на естественных человеческих желаниях и потребностях души и тела.

«Иисусе, животе по смерти моей!» Мы призваны восходить от мытарства к мытарству к стране ослепительного света – к Престолу Божиему, глубоко каясь еще на земле, в душе произнося покаянную молитву и тогда, когда она, душа, вышла из тела: «Иисусе Христе, помилуй мя!» Так, чтобы демоны, выскакивая навстречу нам, как разбойники со своими обличениями, ничего в нас не нашли, потому что здесь, на земле, прибегая к таинству Покаяния и причащаясь Тела и Крови Господней, мы обеляем наши ризы Кровью Господа Иисуса Христа.

Дай Бог, дорогие друзья, чтобы, сочетав наш ум и дыхание с молитвой «Иисусе Христе, животе по смерти моей!», мы невозбранно прошли эти воздушные заставы лжи, клеветы, празднословия, человекоугодия, чревоугодия, блуда, прелюбодеяния, ереси, немилосердия, жестокости и были бы Божией благодатью хранимы и введены наконец в то пространство, где Сам Господь будет взирать на нас, просвещая души Своею благодатью.

«Иисусе, животе по смерти моей, помилуй мя!»

 Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать