Духовные размышления. «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех…»

10 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Вновь мы собрались с вами вместе, чтобы воздать честь Той, Которая как Матерь Божия, Царица неба и земли, воскресшая телесно, никогда уже не умирающая, но в Боге нас видящая и слышащая, принимает от нас эту малую лепту признательности и благодарения через наши размышления о Ее, Пресвятой Девы Марии, совершенствах, размышления, основанные на чтении Акафиста Пресвятой Богородице.

В прошлой передаче мы сравнивали Пречистую Марию с колесницей, воспоминая о том, что всемогущий Творец неба и земли почивает на херувимах – духах Божественной Премудрости, – а сегодня, продолжая торжественную акафистную песнь, вспомним иное, не менее изысканное обращение к Богородице: «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех». Херувимы, как мы говорили в прошлой передаче, суть духи многоразличной Премудрости Божией, им может и должен молиться малоуспевающий школьник, чтобы ум его озарился знанием, постижением наук точных и естественных. К херувимам хорошо взывать в тайне сердца, если мы чувствуем, что несколько запутались в земной жизни. Жизнь прожить – не поле перейти, как говорит пословица, и научиться отличать добро от зла, выбирать правильные средства для достижения благой цели, опознавать ложь, в какие бы яркие, привлекательные одежды та не рядилась, – это признак совсем немалого ума. И стяжать эту мудрость невозможно только через чтение книг или беседы с умудренными людьми, необходимо еще детской, чистой молитвой обращаться ко Господу и Его святым ангелам, чтобы наши ум и сердце приобрели необходимые для исполнению воли Божией остроту, интуицию, чуткость, крепость.

Но сегодня мы вспомним других ангелов – серафимов – духов пламенеющей любви, как переводится с древнего священного языка слово «серафим». По счастью, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину и программному для русских школьников стихотворению «Пророк» («Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»), мы прекрасно помним слово «серафим», оно у всех на слуху: «…и шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Эти небесные духи созерцают в Господе преимущественно Божественные совершенства любви. А любовь Христова, не вялая, не холодная, но горячая, пламенеющая, именно через серафимов снисходит на Божию Церковь, а значит, и в сердце каждого из верных Христу учеников. Энергия Божественной любви – энергия, которая учит нас спасать наши собственные души, храня их от всякого зла, насаждая в них богоугодные добродетели смирения, чистоты, кротости, милосердия и любви, которая побуждает нас служить людям без страха и упрека. Служить, но не прислуживаться. Служить, то есть желать им существенно полезного и прилагать силы (а они у нас, безусловно, ограничены), чтобы содействовать людям в движении по дороге жизни, содействовать их приближению ко Господу.

Духи пламенеющий любви осеняли, без сомнения, светлую главу первоверховного апостола Павла, который некогда, обращаясь к коринфянам, записал в своем Послании: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Вот свойства и качества истинной любви, которая одушевляет сердце матери по отношению к своему ребенку, вдохновляет супругов, блюдущих взаимную верность и нежность. Такая любовь возводит воина на высоту самопожертвования, делает его готовым и умереть за Отечество, если нужно.

Обращаясь вновь к Акафисту Богородице, вспомним еще раз замечательное к Ней обращение: «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех». Господь Бог, как мы выяснили, необъемлемый ни словом, ни умом, всемогущий и вечный, почивает на херувимах и серафимах. Херувимы многоочитые созерцают в Нем Божественную Премудрость, серафимы пламенеющие видят в Нем любовь. И те, и другие передают Божественную энергию благодати сюда, к нам на землю, в лоне Матери-Церкви. Поэтому если кто-то скучает по великой любви, если не находит в своем сердце ни готовности, ни решимости потерпеть, покрыть великодушием немощи ближнего, если, к сожалению, уязвляется раздражительностью, рабствует гневливости, долго помнит обиды, более того, умирает от ненависти и злобы, которые не оставляют в душе ничего живого, то, чувствуя, что изменяет своему вечному призванию (а мы созданы для любви), пусть по-детски, не мудрствуя лукаво, с великой верой попросит: «О многоочитые херувимы! О пламенеющие серафимы! Даруйте моему скудному, обнищавшему сердцу премудрость и любовь. Да умягчится моя душа и отринет от себя раздражительность и гнев молитвами пламенеющих серафимов. Господи, укроти мое сердце, вдохни в него искру Божественной любви, той любви, которая никогда не престает, но умножается, той любви, которая и без слова побеждает сердца ближних». И, услышав нашу молитву, эти прошения, Господь Бог, имя Которому – любовь, Господь Бог, Который заповедал нам любить друг друга так, как Он возлюбил нас – до смерти крестной, – конечно, оживотворит нетленным прикосновением Своей благодати немощную душу так, что она, воспрянув от сна, равнодушия, апатии, окрылившись любовью, почувствует себя радостной в готовности служить людям, преодолевая собственные косность и эгоизм.

Наделенной высшей в мире любовью была и остается Царица Небесная, Матерь Света, Матерь рода христианского. Мы сегодня обратили к Ней слова: «Радуйся, селение преславное …». Радуйся, Богородице, ибо Ты стала тем преславным, чудным, прекрасным сосудом, в котором почивает Божественная любовь. Бог, передающий херувимам и серафимам Божественный свет любви и премудрости, восседает на Твоих руках как Богомладенец. Ты, Пречистая Богородица, слышишь наши слезы, наши воздыхания, наши покаянные вопли, у Тебя на всех хватает сил, Ты каждого из нас покрываешь Своим покровом, ведешь по дороге жизни, не позволяешь никому из тех, кто искренне и с верой призывает Твое имя, упасть в ров отчаяния. Но Ты, как подлинная Мать, собираешь нас в Своих объятиях и, молитвы наши немощные очищая, приносишь и полагаешь их к стопам Сына Своего и Бога нашего.

Современный мир действительно задыхается во взаимных противоречиях, озлоблении не только отдельных людей, но и соседствующих народов. Сегодня днем с огнем (и спорить об этом невозможно) не сыскать сердца не то что милующего, не то что исполненного жалости и сострадания, но мало-мальски внимательного, открытого навстречу ближним. Все мы находимся в непонятной спешке, всем нам некогда даже поговорить друг с другом. Что сказать о большем? Вот почему так важно, обращаясь к Богородице, вспоминать, что Она носит на Своих руках воплощенную любовь, что Она щедро делится со Своими чадами этой Божественной добродетелью, в которой мы все, безусловно, нуждаемся. А ведь стяжавший любовь, сделавший свое сердце обителью любви уже видит вечность в этой земной жизни, видит невидимого Бога, пребывает в свете Его благодати и становится способным восполнять недостаток любви в сердцах близких и родных ему людей.

«Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимах – духах пламенеющей любви», – закончим этим обращением и хвалой наше сегодняшнее размышление о нравственных совершенствах Пресвятой Девы Марии.

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать