Духовные размышления. «Радуйся, Бога невместимаго вместилище...»

12 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Каждому из нас, дорогие друзья, приходится встречать людей, особенно прошлого поколения, выросших в советскую эпоху, не верующих в Господа Бога (хотя и среди нынешней молодежи, вкусившей запретного плода, немало встречается разочарованных странников). Иные люди и сами не рады собственному состоянию. По крайней мере, к нам, священникам, приходит немало тех, кто откровенно признается: «Я и рад был бы поверить, но вы мне покажите хотя бы кусочек вашего Господа Бога, чтобы я мог пощупать и осязать Его. Видимо, – добавляют с печалью в голосе, – мне просто этого не дано. Вера – дело хорошее, но она нужна слабым, тем, кому необходимы какие-то подпорки и палки. А я уж так вот и закончу свой век. У меня университетское образование, биологический факультет. Так и побреду по жизни аналитиком. У меня так устроен мозг, что я не могу верить слепо, не могу верить в ваши чудеса. Я реалист, и только реалист».

Знакомые речи, не правда ли? Между тем как в них человек приносит своеобразную исповедь! И уж конечно, вложенный в наше естество рассудок, ум вовсе не виноват в том, что душа отказывается верить. Хотя бы потому, что вера, по утверждению святителя Василия Великого, начинается с взыскующего ума, вера рождается от знания. И чем более человек проникает в тайну видимого мира, чем более он обременен положительным знанием, тем более в его душе заявляет о себе жажда верить в Того великого Художника, Кто Своим всемогуществом и премудростью воззвал этот мир к бытию.

Итак, что же мешает склонному к аналитике современному человеку, привыкшему вдумываться в сущность явлений, открыть свое сердце навстречу Богу Вечному, Всеправедному Судии, Отцу Небесному, Который всех нас держит в Своих невидимых объятиях, не нарушая Им же данной свободы? Совсем не ум и совсем не обучение на биологическом факультете, если, конечно, бедный студент вместо адекватного познания мира и тайны жизни не получил куцего эклектического мировоззрения на материалистической подкладке. Так что же препятствует человеку, жаждущему веры, обрести ее? Гордыня! Именно это слово задумчиво и с печалью произнес некогда старец Оптиной пустыни преподобный Амвросий, когда смотрел в спину уходящему из его кельи высокорослому, с космами и напряженным острым взглядом графу из Ясной Поляны Льву Николаевичу Толстому. Гордыня, которая в буквальном смысле застит очи, которая борется со светом Божественной благодати, будучи тьмою. И не случайно еще за тысячу лет до Рождества Христова царь и пророк Давид дал психологический диагноз (если не вердикт) человеку, противящемуся Божиему откровению. Что сказал библейский пророк, пращур Христа Искупителя, Который пришел в мир тысячу лет спустя после того, как были написаны вещие псалмы и гимны царя Давида? «Рече безумец в сердце своем: несть Бог».

Итак, человек не умом, но сердцем отрицает значимость в его жизни Верховного Судии. Именно сердце, «замоторевшее» в гордости, самодостаточности, сердце, которое не хочет быть судимо своим Творцом, выталкивает из своих недр мысль о Боге Вечном, Всеблагом и Всеправедном. Именно во внутреннем мире человека не оказывается места для Господа Бога с Его непреложным нравственным законом. И поэтому когда такой несчастный и обезверенный всматривается в сумерки своей души и вспоминает (а может быть, напротив, не хочет вспоминать) свои нераскаянные грехи, свои падения, свои преступления против любви, человечности, целомудрия, чистоты, он повторяет упрямо и устало: «Нет Бога. Не вижу Его. Не обретаю Его в сердце своем. А потому вы, верующие, может быть, и хорошо делаете, что креститесь на каждом шагу и произносите: «Слава Богу за все», но это для вас, слабых. А мне, сильному, в своей гордостной вере в себя этого как бы и не нужно. Хотя по-хорошему я очень вам завидую. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!”»

Но как же все-таки выйти из этих сумерек? Как же человеку разочарованному, может быть, несколько циничному, всегда чувствующему присутствие темного облака уныния в своей душе, возвратиться в золотое детство, обрести в сердце и веру, и надежду, и любовь ко Христу, Который победил смерть воскресением? В этом нам поможет Акафист Пресвятой Деве Марии. Уже много месяцев мы обращаемся к какому-то из прошений, к какому-то из радостных возглашений Акафиста и обретаем в осмыслении церковнославянских слов Акафиста для себя нетленную пищу, доброе назидание. «Радуйся, – обращаемся мы к Богородице, – невместимаго Бога вместилище». Действительно, с Матерью Божией сопряжено удивительное чудо: когда Архангел Гавриил возвестил Ей волю Небесного Отца, а Она – Пречистая Дева смиренно склонила Свою главу и приняла эту волю как благословение, под Ее сердцем соткался дивный плод – Бог стал Человеком во чреве Девы. И Она восприняла огонь Божества, будучи не опаленной этим Божественным пламенем. «Радуйся, невместимаго Бога вместилище».

Почему избрана была именно Мария? Потому, отвечает Церковь, что она из всех созданий разумных, когда-либо живших на земле, всего более была смиренна. Вот почему в долину ее души снизошли вешние воды Божественной благодати, вот почему она оказалась способной носить в cебе Творца, Который держит в Своей деснице и шуйце (правой и левой руках) весь мир. Бог, говорил наш мудрый русский народ, живет только в простых и незлобивых, смиренных и кротких сердцах. Таковым Бог дает благодать просвещения, познания себя самого. А гордым – этим современным людям, которые привыкли верить только в ощущения, доверяют только рассудочной работе своего ума, только тому, что созерцает их усталый глаз, действительно нелегко бывает обрести веру, пока они будут внутренне осуждать людей, превозноситься над ними, покуда они будут скрывать в душе нераскаянные ошибки (а кто их лишен?). Ведь «человеку свойственно ошибаться», говаривали древние.

Но едва лишь в какой-то светлый миг нашего бытия мы смиримся пред Тем, Кто нас видит, и слышит, и любит, откроем наше сердце как некую темную камеру, тюремное помещение, где затхлый воздух, куда не проникал ни единый луч света, и покажем Господу Богу наши язвы, признаемся в наших греховных падениях, смиренно попросим: «Господи, прости, просвети! Господи, даруй ведение Тебя! Господи, настави меня и направь меня на дорогу познания Тебя! Господи, вдохни в меня веру живую и зрячую, чтобы я послужил Тебе всем сердцем и душою, прими меня как блудного сына, возвращающегося в свое Отечество», вот тогда-то и произойдет великое чудо. Потому что Сам Господь говорит: «Стучите – и отворят вам; ищите – и найдете; просите – и дано будет вам». Господь не отвращается ни от кого из Своих созданий, как бы мы ни были слабы и грешны. Но в сердце наше войдет благодать Духа Святого, знание, ведение веры, доверие Божиему Промыслу.

«Радуйся, – обращаемся мы к Богородице, – невместимаго Бога вместилище». И как Она Своею чистой, девственной душою отдавалась вере в Небесного Отца и с детских лет была руководима Его указующим перстом, так и в нашей жизни явится этот перст – и все вокруг осветится, озарится пониманием и сознанием, что есть любящий нас Небесный Отец, Который никогда не даст нам сбиться с пути и Который наше сердце превратит в Свою обитель, где Он будет невидимо почивать, если мы, по призыву Федора Михайловича Достоевского, склоним нашу гордую выю пред Его Величеством со словами: «Да будет святая воля Твоя, Господи!»

 

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать