Духовные размышления. «Радуйся, воскресения образ облистающая...»

23 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Всем вам знакомо то чувство пасхальной радости, когда, оказавшись в ночь Светлого Христова Воскресения в православном храме или даже вблизи него, видя священнослужителя с возжженным трисвечником, кадилом в руке, в ярких пасхальных ризах, в ответ на его торжествующее «Христос Воскресе!» вы отвечаете от полноты сердца, исполненного веры в Бога и любви к людям: «Воистину Воскресе!» Сегодня мы с вами будем беседовать о тайне воскресения Христова, но применительно к акафисту, составленному в честь Пресвятой Богородицы.

«Радуйся, воскресения образ облистающая!» - как нам лучше понять и растолковать эти высокие церковнославянские слова? Надеюсь, я не ошибусь, если передам мысль, которую хотел выразить священный писатель этого священного акафиста, следующим образом: «Радуйся, Богородица, испускающая, распространяющая во все стороны божественные лучи! Радуйся, Дева Мария, Которая являешь нам собственным примером и собственной жизнью тайну воскресения!» Эта тайна светла как день, тайна воскресения подобна солнцу, от лучей которого не укроется на земле никто и ничто.

Но что повествует нам Предание церковное касательно воскресения Богородицы? Ведь в Священном Писании не найдем мы никаких подробностей относительно блаженной кончины, или успения, Пресвятой Девы Марии. Она действительно явила Собой образ воскресения, и этот образ, как будто икона Воскресения, стал лучезарным и светоносным. Знаете и вы, дорогие друзья (мы об этом достаточно часто говорим), что в последние несколько часов жизни Она сподобилась явления Архангела Божия Гавриила, в руке которого сияла чудная райская ветвь. По рассказу святого Димитрия Ростовского, ветвь лучилась светом Божественной благодати, и эту веточку апостолы не потеряли. Когда тело Матери Божией, уже оставленное душой, несли в Гефсиманский сад с намерением похоронить близ места упокоения ее родителей Иоакима и Анны, то в преднесении гроба шел святой Иоанн Богослов и высоко над главой держал райскую ветвь, озарявшую пространство вокруг себя воистину небесным светом. Таковой и была Матерь Божия, светильник души Которой не погас и после блаженной кончины.

Вы, наверное, слышали, что когда апостол Фома - как всегда, опоздавший невольно к погребению - зашел внутрь пещеры Гефсиманской, то он не увидел уже тела Пресвятой Марии. Выйдя в недоумении из склепа, он вдруг заметил, как с неба на его руки ниспал пояс, пояс Пречистой Богородицы, который вскоре ознаменовал себя многочисленными исцелениями душевных и телесных недугов. Итак, Сама Царица Небесная показала апостолу Фоме, что Она и по смерти жива. Более того, Ее девственное тело, источавшее благоуханный аромат, уже не было обретено в пещере. Пречистая Мария воскресла не только духом, но и телом, как воскреснем и мы в свое время, чая всеобщего собрания у Божьего Престола на Страшном Суде. Таким образом, Пресвятая Мария есть воистину образ воскресения, но образ не темный, не обшарпанный, как это бывает с нашей грешной человеческой душой, а образ воистину святой. Богородица иногда в церковных песнопениях даже называется «Кивотом Христовым». Кивот - это деревянное застекленное приспособление, защищающее саму икону от пыли и случайного повреждения. Таковой и является Пресвятая Дева Богородица, над Которой сбылись слова царя Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».

Христос, поправший смерть и явившийся живым перед апостолами в третий день в соответствии с Писаниями, Божественной Своей силою воскресил в теле Пречистую Матерь Свою. Так что и мы, со знанием дела, с трепетом и благодарением взявши акафист в руки, произносим эти таинственные слова: «Радуйся, воскресения образ облистающая!» И конечно, давайте и на самих себя смотреть в свете благодати воскресшего Спасителя. Не зря же святой апостол Павел молится в завершение одного из своих посланий, говоря: «Господи, пусть их душа, дух и тело в непорочности сохранятся в час явления Твоего на Страшном Судище Твоем». И мы верим несомненно (ибо в Символе веры сказано: «Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века»), что нас ждет такая радость, которую не знает человек, чуждый Христа, которая никогда не восходила на сердце прилепившегося к суете. И мы приобщаемся к ней хотя бы в малой мере, когда читаем акафист Пресвятой Богородице.

Впрочем, есть на земле такой отряд христиан - иночествующие, или монашествующие, которые еще до своего исхода в вечную жизнь живут в соответствии с небесными, а не земными законами. Кто же они? Они, добровольно воздерживаясь от радости брачной жизни, на земле живут как ангелы, не тратя сил на обустройство земного дома, но, просветившись сиянием Божественной благодати, призваны и молитвами, и словом, и делом помогать страждущему человечеству.

«Радуйся, образ воскресения облистающая!» - обращаясь так к Матери Божией, и мы с вами просим Ее помощи, чтобы, живя в миру, жить не по-мирски; живя в теле, угождать не столько телу, сколько разумной душе. Просим, чтобы и в семьях наших царствовала тишь и гладь и Божья благодать, чтобы супруги относились друг к другу благожелательно, бережно, не переставали бы немного стесняться друг друга, в том смысле, чтобы боялись обидеть вверившуюся ему или ей половину.

«Радуйся, воскресения образ облистающая!» - произносим мы всякий раз, когда общаемся с малыми детьми. Они действительно напоминают собой более ангелов, чем людей, никогда долее необходимого не сидят за земной трапезой, но их улыбки, их светлые глаза, их чистые молитвы, а иногда такие не детские, глубокие и содержательные вопросы нам свидетельствуют, что Божественная благодать освещает весь круг земного человеческого бытия, что Царица Небесная, вслед за Христом Спасителем взойдя в небесные обители, не остается равнодушной к нам, но простирает к нам Свои руки и молится, чтобы каждый из нас свершил христианский подвиг и в час Страшного Суда предстал пред Богом в ясности ума и мирном сердце, дабы и нам с вами быть воскрешенными в жизнь вечную, а не в суд и осуждение. Аминь.

 

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать