Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Всем вам знакомо то чувство пасхальной радости, когда, оказавшись в ночь Светлого Христова Воскресения в православном храме или даже вблизи него, видя священнослужителя с возжженным трисвечником, кадилом в руке, в ярких пасхальных ризах, в ответ на его торжествующее «Христос Воскресе!» вы отвечаете от полноты сердца, исполненного веры в Бога и любви к людям: «Воистину Воскресе!» Сегодня мы с вами будем беседовать о тайне воскресения Христова, но применительно к акафисту, составленному в честь Пресвятой Богородицы.
«Радуйся, воскресения образ облистающая!» - как нам лучше понять и растолковать эти высокие церковнославянские слова? Надеюсь, я не ошибусь, если передам мысль, которую хотел выразить священный писатель этого священного акафиста, следующим образом: «Радуйся, Богородица, испускающая, распространяющая во все стороны божественные лучи! Радуйся, Дева Мария, Которая являешь нам собственным примером и собственной жизнью тайну воскресения!» Эта тайна светла как день, тайна воскресения подобна солнцу, от лучей которого не укроется на земле никто и ничто.
Но что повествует нам Предание церковное касательно воскресения Богородицы? Ведь в Священном Писании не найдем мы никаких подробностей относительно блаженной кончины, или успения, Пресвятой Девы Марии. Она действительно явила Собой образ воскресения, и этот образ, как будто икона Воскресения, стал лучезарным и светоносным. Знаете и вы, дорогие друзья (мы об этом достаточно часто говорим), что в последние несколько часов жизни Она сподобилась явления Архангела Божия Гавриила, в руке которого сияла чудная райская ветвь. По рассказу святого Димитрия Ростовского, ветвь лучилась светом Божественной благодати, и эту веточку апостолы не потеряли. Когда тело Матери Божией, уже оставленное душой, несли в Гефсиманский сад с намерением похоронить близ места упокоения ее родителей Иоакима и Анны, то в преднесении гроба шел святой Иоанн Богослов и высоко над главой держал райскую ветвь, озарявшую пространство вокруг себя воистину небесным светом. Таковой и была Матерь Божия, светильник души Которой не погас и после блаженной кончины.
Вы, наверное, слышали, что когда апостол Фома - как всегда, опоздавший невольно к погребению - зашел внутрь пещеры Гефсиманской, то он не увидел уже тела Пресвятой Марии. Выйдя в недоумении из склепа, он вдруг заметил, как с неба на его руки ниспал пояс, пояс Пречистой Богородицы, который вскоре ознаменовал себя многочисленными исцелениями душевных и телесных недугов. Итак, Сама Царица Небесная показала апостолу Фоме, что Она и по смерти жива. Более того, Ее девственное тело, источавшее благоуханный аромат, уже не было обретено в пещере. Пречистая Мария воскресла не только духом, но и телом, как воскреснем и мы в свое время, чая всеобщего собрания у Божьего Престола на Страшном Суде. Таким образом, Пресвятая Мария есть воистину образ воскресения, но образ не темный, не обшарпанный, как это бывает с нашей грешной человеческой душой, а образ воистину святой. Богородица иногда в церковных песнопениях даже называется «Кивотом Христовым». Кивот - это деревянное застекленное приспособление, защищающее саму икону от пыли и случайного повреждения. Таковой и является Пресвятая Дева Богородица, над Которой сбылись слова царя Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».
Христос, поправший смерть и явившийся живым перед апостолами в третий день в соответствии с Писаниями, Божественной Своей силою воскресил в теле Пречистую Матерь Свою. Так что и мы, со знанием дела, с трепетом и благодарением взявши акафист в руки, произносим эти таинственные слова: «Радуйся, воскресения образ облистающая!» И конечно, давайте и на самих себя смотреть в свете благодати воскресшего Спасителя. Не зря же святой апостол Павел молится в завершение одного из своих посланий, говоря: «Господи, пусть их душа, дух и тело в непорочности сохранятся в час явления Твоего на Страшном Судище Твоем». И мы верим несомненно (ибо в Символе веры сказано: «Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века»), что нас ждет такая радость, которую не знает человек, чуждый Христа, которая никогда не восходила на сердце прилепившегося к суете. И мы приобщаемся к ней хотя бы в малой мере, когда читаем акафист Пресвятой Богородице.
Впрочем, есть на земле такой отряд христиан - иночествующие, или монашествующие, которые еще до своего исхода в вечную жизнь живут в соответствии с небесными, а не земными законами. Кто же они? Они, добровольно воздерживаясь от радости брачной жизни, на земле живут как ангелы, не тратя сил на обустройство земного дома, но, просветившись сиянием Божественной благодати, призваны и молитвами, и словом, и делом помогать страждущему человечеству.
«Радуйся, образ воскресения облистающая!» - обращаясь так к Матери Божией, и мы с вами просим Ее помощи, чтобы, живя в миру, жить не по-мирски; живя в теле, угождать не столько телу, сколько разумной душе. Просим, чтобы и в семьях наших царствовала тишь и гладь и Божья благодать, чтобы супруги относились друг к другу благожелательно, бережно, не переставали бы немного стесняться друг друга, в том смысле, чтобы боялись обидеть вверившуюся ему или ей половину.
«Радуйся, воскресения образ облистающая!» - произносим мы всякий раз, когда общаемся с малыми детьми. Они действительно напоминают собой более ангелов, чем людей, никогда долее необходимого не сидят за земной трапезой, но их улыбки, их светлые глаза, их чистые молитвы, а иногда такие не детские, глубокие и содержательные вопросы нам свидетельствуют, что Божественная благодать освещает весь круг земного человеческого бытия, что Царица Небесная, вслед за Христом Спасителем взойдя в небесные обители, не остается равнодушной к нам, но простирает к нам Свои руки и молится, чтобы каждый из нас свершил христианский подвиг и в час Страшного Суда предстал пред Богом в ясности ума и мирном сердце, дабы и нам с вами быть воскрешенными в жизнь вечную, а не в суд и осуждение. Аминь.
Расшифровка: Татьяна Башилова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!