Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священнику приходится общаться с самыми разными людьми. Россия - особая страна, в которой и дети, и молодые люди, и глубокие старики всегда стремятся поделиться с батюшкой чем-то сокровенным. Вот почему у наших народных пастырей есть возможность делать обобщения, наблюдать за душевными устроениями людей, сравнивать нынешнюю эпоху, начало XXI столетия, с предыдущей, словом, глубоко размышлять о духовной жизни людей. Особенно это удобно делать тем священникам, которые занимаются проповеднической деятельностью и по долгу своей святой службы разъезжают по городам и весям, губерниям и епархиям, вхожи и в школы, и в высшие учебные заведения, смотрят на прихожан храмов и обителей, находясь в самой гуще народной жизни.
Недавно у меня спросили: «Батюшка, а что вы можете сказать об умонастроениях соотечественников, о том, как они себя чувствуют, о чем помышляют, к чему стремятся в таком переломном для судеб мира 2015-м году? Можно ли выделить какие-то течения, тенденции, или картина настолько пестрая и разнообразная, что лучше избегать общих оценок?»
Отвечая на эти вопросы, я вспоминаю приснопамятного архимандрита отца Иоанна Крестьянкина, поистине всероссийского батюшку, блиставшего духовными дарами любви и рассудительности. Будучи еще совсем молодым священником, в начале 90-х годов я спрашивал батюшку: «А стоит ли мне поехать за границу для общения с соотечественниками, волею судеб оказавшимися вдали от родины?» На что батюшка мне ответил: «Нет, не стоит». Он многое предоставлял решению самого человека, но тут, глубоко вздохнув и посмотрев куда-то в небо, в невидимый мир, сказал: «Отец Артемий, много стран хороших и разных, но поверьте, по Богу страждет одна Россия». И вот столько времени прошло, столько воды утекло с тех пор, а я убеждаюсь в совершенной справедливости этих вещих и глубоко запавших в мою душу слов: «По Богу страждет одна Россия».
Да, действительно, нигде вы не найдете стольких сердец и простецов, и мудрецов, и людей глубоко воцерковленных и просвещенных ведением христианского учения, и тех, чья юность и зрелая жизнь заквашивались, формировались далеко на церковной обочине. Независимо от условий рождения, воспитания, имущественного, образовательного ценза и многих-многих других обстоятельств, я вижу, что души нашего народа подобны колоскам или цветкам васильков и маков полевых, тянущихся к источнику света и тепла. Народная душа алчет понимания высшего смысла бытия, жаждет праведности, справедливости, ищет нравственные идеалы. И как прекрасно с этим утверждением гармонируют поэтические слова, знакомые, наверное, всякому человеку, который учился в русской школе:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
Программное стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Духовная жажда – вот то объемное и таинственное словосочетание, которое является лучшей характеристикой людей, рожденных этой землей, живущих в России, сопрягших навсегда с ней свою судьбу. Почему и нам, священникам, духовным врачам, так интересно и так важно пребывать здесь вместе с нашим народом, служа ему не за страх, а за совесть, с одной единственной целью: указать ищущим, алчущим и жаждущим источник воды живой, подвести обездвиженного и расслабленного путника, у которого, может быть, совершенно пересохло во рту, который не может и пальцем двинуть, к роднику с хрустальной, чистой и насыщающей сердце водой живой.
Где же этот источник насыщения, утоления жажды? Как не перепутать живоносный источник с утомляющими внешний глаз и сердце миражами, фантомами, люминесценцией, которыми ослеплена большая часть современного человечества? Чтобы ответить на эти кардинальные для спасения души вопросы, мы вновь обратимся к Акафисту Пресвятой Богородице, составленному в Раннем Средневековье, но и поныне утоляющему духовную жажду всех искренне заинтересованных и ищущих высшего смысла своего бытия людей.
Вы помните, что он составлен из многократного повторения одного и того же слова, обращения, после которого следуют многочисленные эпитеты, удивительно художественные, совершенные по форме и содержанию, относящиеся к внутреннему миру, нравственному совершенству, небесным добродетелям Преблагословенной Девы Марии.
Предметом сегодняшнего разговора будет строка акафиста: «Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни». Что ни слово, то удивление. Прежде всего, возникает вопрос у читателя бесхитростного: «Как может камень напоить жаждущих жизни? И почему Матерь Божия названа камнем?» Кажется, вовсе нелестное сравнение. В светском обыкновении, в наших мирских разговорах мы слово «камень» употребляем по большей части в негативном смысле: «Бросить в него камень», «У него не сердце, а камень». Есть даже такое выразительное прилагательное - каменносердечный, каменный век и так далее и тому подобное.
Конечно, Матерь Божия, будучи чудом из чудес и совершеннейшей личностью из всех земнородных, есть особый камень. Камень многоценный, камень драгоценный, камень, грани которого в лучах вечного Солнца Правды и Любви сияют всеми нравственными добродетелями. Пречистая Дева соединила в себе то, что у прочих людей имеется по отдельности и в малой степени. Матерь Божия есть рай, в котором цветут и плодоносят все реликтовые растения, она источник смирения, кротости, целомудрия, любви, радости, мудрости. Но почему все-таки камень?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть в Священную историю Израиля. В ней повествуется о том, как некогда вождь евреев Моисей, желая помочь утолить жажду соплеменникам, ударил жезлом по скале. Свершилось удивительное чудо: силой Божьей образовалась трещина, из которой забил сладкий источник ключевой воды.
По обыкновению, словосочетания камень краеугольный, камень многоценный, камень драгоценный относятся к самому Господу нашему Иисусу Христу, Он есть тот камень, то основание, на котором воздвигнута силой Святого Духа Его Церковь. Но и Сама Пречистая Дева, родившая нам Спасителя, может быть наименована источником. Она неизреченно любит нас, Она своими молитвами ходатайствует о каждой верной Христу душе. Приближаясь к Ней, мы духовными очами созерцаем Ее непостижимую красоту, и никто не отходит от Царицы Небесной печальным, если искренно, как дитя, падши ниц перед Ее стопочками, молится о прощении, о вразумлении, о том, чтобы Богородица подвела нас к Престолу Сына Своего и Бога нашего.
Итак, произнося эти замечательные слова: «Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни», будем помнить, что драгоценным камнем является Богородица, а исходящая от Нее жизнь - это Христос Искупитель, Своим Воскресением победивший смерть и в лоне Матери-Церкви насыщающий, утоляющий нашу жажду многоразличными дарами Духа Святого посредством Таинств: Крещения, Исповеди и Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Спасителя нашего во исцеление души и тела.
Расшифровка: Ярослава Трунцева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!