Духовные размышления. «Радуйся, каменю, напоивший жаждущих жизни...»

18 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Священнику приходится общаться с самыми разными людьми. Россия - особая страна,  в которой и дети, и молодые люди, и глубокие старики всегда стремятся поделиться с батюшкой чем-то сокровенным. Вот почему у наших народных пастырей есть возможность делать обобщения, наблюдать за душевными устроениями людей, сравнивать нынешнюю эпоху, начало XXI столетия, с предыдущей, словом, глубоко размышлять о духовной жизни людей. Особенно это удобно делать тем священникам, которые занимаются проповеднической деятельностью и по долгу своей святой службы разъезжают по городам и весям, губерниям и епархиям, вхожи и в школы, и в высшие учебные заведения, смотрят на прихожан храмов и обителей, находясь в самой гуще народной жизни.

 Недавно у меня спросили: «Батюшка, а что вы можете сказать об умонастроениях соотечественников, о том, как они себя чувствуют, о чем помышляют, к чему стремятся в таком переломном для судеб мира 2015-м году? Можно ли выделить какие-то течения, тенденции, или картина настолько пестрая и разнообразная, что лучше избегать общих оценок?»

Отвечая на эти вопросы, я вспоминаю приснопамятного архимандрита отца Иоанна Крестьянкина, поистине всероссийского батюшку, блиставшего  духовными дарами любви и рассудительности. Будучи еще совсем молодым священником, в начале 90-х годов я спрашивал батюшку: «А стоит ли мне поехать за границу для общения с соотечественниками, волею судеб оказавшимися вдали от родины?» На что батюшка мне ответил: «Нет, не стоит». Он многое предоставлял решению самого человека, но тут, глубоко вздохнув и посмотрев куда-то в небо, в невидимый мир, сказал: «Отец Артемий, много стран хороших и разных, но поверьте, по Богу страждет одна Россия». И вот столько времени прошло, столько воды утекло с тех пор, а я убеждаюсь в совершенной справедливости этих вещих и глубоко запавших в мою душу слов: «По Богу страждет одна Россия».

Да, действительно, нигде вы не найдете стольких сердец и простецов, и мудрецов, и людей глубоко воцерковленных и просвещенных ведением христианского учения, и тех, чья юность и зрелая жизнь заквашивались, формировались далеко на церковной обочине. Независимо от условий рождения, воспитания, имущественного, образовательного ценза и многих-многих других обстоятельств, я вижу, что души нашего народа подобны колоскам или цветкам васильков и маков полевых, тянущихся к источнику света и тепла. Народная душа алчет понимания высшего смысла бытия, жаждет праведности, справедливости, ищет нравственные идеалы. И как прекрасно с этим утверждением гармонируют поэтические слова, знакомые, наверное, всякому человеку, который учился в русской школе:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

Программное стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Духовная жажда – вот то объемное и таинственное словосочетание, которое является лучшей характеристикой людей, рожденных этой землей, живущих в России, сопрягших навсегда с ней свою судьбу. Почему и нам, священникам, духовным врачам, так интересно и так важно пребывать здесь вместе  с нашим народом, служа ему не за страх, а за совесть, с одной единственной целью: указать ищущим, алчущим и жаждущим источник воды живой, подвести обездвиженного и расслабленного путника, у которого, может быть, совершенно пересохло во рту, который не может и пальцем двинуть, к роднику с хрустальной, чистой и насыщающей сердце водой живой.

 Где же этот источник насыщения, утоления жажды? Как не перепутать живоносный источник с утомляющими внешний глаз и сердце  миражами, фантомами, люминесценцией, которыми ослеплена большая часть современного человечества? Чтобы ответить на эти кардинальные для спасения души вопросы, мы вновь обратимся к Акафисту Пресвятой Богородице, составленному в Раннем Средневековье, но и поныне утоляющему духовную жажду всех искренне заинтересованных и ищущих высшего смысла своего бытия людей.

Вы помните, что он составлен из многократного повторения одного и того же слова, обращения, после которого следуют многочисленные эпитеты, удивительно художественные, совершенные по форме и содержанию, относящиеся к внутреннему миру, нравственному совершенству, небесным добродетелям Преблагословенной Девы Марии.

Предметом сегодняшнего разговора будет строка акафиста: «Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни». Что ни слово, то удивление. Прежде всего, возникает вопрос у читателя бесхитростного: «Как может камень напоить жаждущих жизни? И почему Матерь Божия названа камнем?» Кажется, вовсе нелестное сравнение. В светском обыкновении, в наших мирских разговорах мы слово «камень» употребляем по большей части в негативном смысле: «Бросить в него камень», «У него не сердце, а камень». Есть даже такое выразительное прилагательное - каменносердечный, каменный век и так далее и тому подобное.

Конечно, Матерь Божия, будучи чудом из чудес и совершеннейшей личностью из всех земнородных, есть особый камень. Камень многоценный, камень драгоценный, камень, грани которого в лучах вечного Солнца Правды и Любви сияют всеми нравственными добродетелями. Пречистая Дева соединила в себе то, что у прочих людей имеется по отдельности и в малой степени. Матерь Божия есть рай, в котором цветут и плодоносят все реликтовые растения, она источник смирения, кротости, целомудрия, любви, радости, мудрости. Но почему все-таки камень?

 Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть в Священную историю Израиля. В ней повествуется о том, как некогда вождь евреев Моисей, желая помочь утолить жажду соплеменникам, ударил жезлом по скале. Свершилось удивительное чудо: силой Божьей образовалась трещина, из которой забил сладкий источник ключевой воды.

По обыкновению, словосочетания камень краеугольный, камень многоценный, камень драгоценный относятся к самому Господу нашему Иисусу Христу, Он есть тот камень, то основание, на котором воздвигнута силой Святого Духа Его Церковь. Но и Сама Пречистая Дева, родившая нам Спасителя, может быть наименована источником. Она неизреченно любит нас, Она своими молитвами ходатайствует о каждой верной Христу душе. Приближаясь к Ней, мы духовными очами созерцаем Ее непостижимую красоту, и никто не отходит от Царицы Небесной печальным, если искренно, как дитя, падши ниц перед Ее стопочками, молится о прощении, о вразумлении, о том, чтобы Богородица подвела нас к Престолу Сына Своего и Бога нашего.

Итак, произнося эти замечательные слова: «Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни», будем помнить, что драгоценным камнем является Богородица, а исходящая от Нее жизнь - это Христос Искупитель, Своим Воскресением победивший смерть и в лоне Матери-Церкви насыщающий, утоляющий нашу жажду многоразличными дарами Духа Святого посредством Таинств: Крещения, Исповеди и Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Спасителя нашего  во исцеление души и тела.

 

Расшифровка: Ярослава Трунцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать