Духовные размышления. «Радуйся, ибо чрез Тебя обнажился ад...»

24 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

 

Скоро мы будет праздновать 70-летие со дня Великой Победы над фашизмом. Россию не зря именовали страной-победительницей. Сейчас делаются попытки переписать историю и выдать желаемое за действительное. Юбилей освобождения Освенцима, осуществленного руками советских воинов, сегодня хотят праздновать без президента России. Такое решение вызывает возмущение внуков и правнуков тех, кто томился за решеткой немецкого концлагеря. Представьте себе, что чувствовали обреченные на смерть узники, ежедневно дышавшие гарью печей крематория, ожидая своей череды, когда после залпов канонады воины России отворили врата и выпустили на свет Божий людей в арестантских халатах, более похожих на тени -  истощенных, отчаявшихся в самой жизни. Выходя из бараков, они не решались верить тому, что освобождение состоялось, думая, что это сон. Иные, не выдержав такого эмоционального накала, падали в обморок, не веря, что милость Божия состоялась.

Эти ужасные бараки остались памятниками того времени, когда в жертву сатанинским идеям приносились тысячи и тысячи людей. И какую благодарность освобожденные пленники испытывали к той стране и тем солдатам, на штыках которых была принесена победа. Память об этом событии передавалась от отца к сыну, от сына к внуку. Очень хочется верить в восстановление исторической справедливости.

А мы с вами рассуждаем на эту небезболезненную тему еще и потому, что человеческий род приговорен к вечной муке, к вечному сожжению собственными страстями и грехами. Мучителем, гонителем, истязателем для грешных людей, не раскаявшихся в своих беззакониях, является не человек, но бесплотный падший ангел – диавол. Мучитель, от тирании которого избавил Господь Иисус Христос – Бог во плоти. Он – Победитель смерти, поправший власть диавола и возвративший нам благодатное бессмертие, вкусив горькую смерть на Кресте, и восстав живым в третий день после того, как испустил дух на горе Голгофе со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».

Вот почему мы всегда испытываем величайшую благодарность Христу-Искупителю. Мы славословим Ему особенно в воскресные и праздничные дни, пожиная плоды Его искупительного подвига через дарованную нам нравственную свободу, через силу Духа Святого, излившегося на нас в Таинстве Крещения. Мы и есть те узники духовного Освенцима, которые уже не чаяли спасения, однако, вышли из тьмы к свету, обратились от идолов к живому Богу и обрели доступ к Небесному Отцу через веру в Сына Божьего Господа Иисуса Христа. Он один помог нам разорвать порочный круг страстей и выйти на стезю веры. Чрево ада стало стенать и вопить, когда Христос вошел в его недра Своей непорочной душою, соединенной с Божеством, и ад отдал своих мертвецов.

На иконе Христова Воскресения Адам и Ева, находившиеся во тьме, простирают к Искупителю руки и молят Его, дабы Он вывел их и всех ветхозаветных праведников, чаявших пришествия Спасителя, в Царство Божественного Света, Правды и Любви. Именно этому событию посвящено пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, который обращается  к преисподней как к живому существу: «Ад, где твоя победа, смерть, где твое жало. Ад упразднился, опустошился, нынче все исполнилось света, ибо Христос Воскрес, и падают демоны».

Поэтому, раскрывая Акафист Пресвятой Деве Марии, мы обращаемся к Ней с таким удивительным воззванием: «Радуйся, ибо чрез Тебя обнажился ад». Обнажился ад, то есть раскрылось его чрево, опустошились его недра. Это свершилось Богородицей, благодаря Ей, послужившей тайне Боговоплощения, явления Бога в человеческом естестве в лице Господа Иисуса Христа. Богородицею обнажается ад - Ее участием мы выходим к свету Божественной правды  и любви.

А ведь земная жизнь, в зависимости от нашего произволения, наклонностей, устремления наших мыслей, желаний, может быть либо первым кругом ада, либо первым кругом рая. Мы либо спускаемся по ступеням в преисподнюю: от гордости к неверию, от неверия к злобе, от злобы к похоти; либо восходим по ступеням веры, надежды и любви в светлые обители. И Наставницей, Путеводительницей, Ходатаицей нашего спасения является Царица Неба и земли - Пречистая Дева Мария, денно и нощно молящаяся за нас пред Божиим Престолом. Поэтому мы и воспеваем Ей благодарственную песнь: «Радуйся, Ею же обнажися ад».

Рассуждая об этих возвышенных предметах, не будем помышлять только о загробном мире. Ведь в нашем собственном жилище, в нашей будничной жизни, мы находимся либо в первом круге ада, либо, сами не плошая и на Бога надеясь, мы входим в преддверия Рая. Каким же образом мы освобождаемся от инфернальных щупалец?  Посредством Богородицы обнажается ад. Взирая на Ее пречистый лик, мы стараемся хранить себя от взаимной раздражительности. Если наши уста не произносят бранных слов, если мы встречаем поутру наших сродников улыбками, если мы хотим служить друг другу верой и правдой, созидая вокруг себя царство порядка, красоты, радости и любви, то жизнь становится для нас раем. А Матерь Божия, невидимо осеняя христиан Своим покровом, ведет нас узкой дорогой евангельского самоотвержения в Царство Христово.

 

Расшифровка: Мила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать