Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Скажем, у людей мало-мальски умственно развитых место несущей конструкции иногда занимает искусство – все, что именуется «прекрасным». А те, кто погрубее, довольствуются пищей более жесткой – переезжают с матча на матч и болеют за хоккеистов, выпуская пар, огорчаясь, радуясь. Есть люди, которые уподобляются, простите, мартовским котам и в смене перчаток (говорю образно, чтобы не обидеть людей нравственных) находят для себя стимул жизни. Заканчивают они, правда, всегда плохо – ужасными болезнями, которые нужно скрывать, а иногда и совершенным разрушением организма в придачу к душевному цинизму, неверию в любовь, которую они подменяли развратом.
Но совсем к иному призван homo sapiens – человек разумный, особенно тот, кто осознал присутствие в самом себе образа и подобия Божиих. Господь Бог так создал венец Своего творения – человека, что тот не удовлетворяется, не насыщается ничем земным, хотя бы именовал его божественным и прекрасным. Нет! Сердце человеческое создано для Господа и Его благодати. Вот почему в каждом из нас можно обрести этот таинственный зов Божий. Мы алчем и жаждем, и ищем нашего Создателя, иногда ошибочно поклоняясь кумирам, но успокоимся, словно младенцы на родительских руках, только тогда, когда благодать Господа Иисуса Христа в награду за веру, покаяние, молитву и любовь, за деятельное исполнение заповедей Господних снизойдет на нас, оросит, насытит, просветит нас, особенно через таинства Покаяния и Евхаристии – причащения Святых Христовых Таин.
Вот почему Спаситель, взирая на нас с высоты Своей славы, свидетельствует тем, кто имеет уши, чтобы слышать. «Аз есмь, – говорит Господь, – путь, истина и жизнь». Как же обрести эту жизнь – жизнь вечную, жизнь с избытком в самом себе? Как соединиться со Христом? Никак, если только не идти путем, заповеданным Самим нашим Спасителем. И путь этот указан – он раскрывается в лоне Матери нашей Церкви. «Кому Церковь не мать, – свидетельствует русская мудрость, – тому Бог не отец».
Некогда, беседуя с иудеями на равнине близ Капернаума, Учитель из Назарета – Богочеловек Иисус Христос, сказал: «Тот, кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, жить будет Мною, то есть во Мне – Создателе, Спасителе и Судии обретет точку опоры, фундамент бытия, обретет во Мне ту силу и энергию, имея которую в сердце, Мой ученик будет чувствовать себя спокойным, мирным, радостным, счастливым и блаженным». «Иметь Христа за пазухой, Бога в душе своей» – знакомое выражение? Не правда ли, это извечная мечта и простого крестьянина девятнадцатого столетия, и неуверенного в себе российского интеллигента, вечно занимающегося богоискательством?
Давайте же поищем нашего Господа и Его благодать в уже полюбившемся нами Акафисте Иисусу Сладчайшему. В одном из прошений, обращенном к Создателю, мы читаем: «Иисусе, животе по смерти моей…» Иисус Христос не только в этой земной жизни, не столько во временном течении земного бытия нам помогает, нас защищает, оберегает и благословляет, сколько там, за гранью земной жизни, откуда нет возврата, Он является нашим животом – жизнью, опорой, светом, хлебом. Он насыщает сердце человека, оказавшегося в Вечности. Он и никто иной – ни Будда, ни Магомет, ни Конфуций, ни современные Кришнамурти или Вивекананды. Сколько бы их ни было, ни есть и ни будет, если они пришли не во имя Отца Небесного, но говорят от себя, то вольно-невольно увлекают человеческие сердца в область заблуждения, пусть бы и называли это заблуждение раем, блаженством и спасением.
Нет! Со Креста неправды не говорят! «Никто не придет к Отцу – только Мною», – свидетельствует взошедший на Крест и победивший смерть воскресением Господь Иисус Христос. Лишь Его благодатью дышит, освещается человеческая душа после разлучения с телом, претерпев кончину и пройдя вратами смерти в неизвестную нам Вечность. А ведь там человек еще проходит дополнительные испытания и держит экзамен. Если, по учению Церкви, человек, крещенный во имя Святой Троицы, не изжил погибельные страсти, о которых мы часто с вами размышляем и говорим (в первую очередь, это гордость и тщеславие, гнев и раздражительность, похоть и нечистота мысли), то, оказавшись вне тела, душа тотчас будет пожираема этими страстями, которые начнут грызть ее, однако, не получая пищи, будут причинять нашему Я неимоверные страдания.
Прибавим к этому падших духов – демонов, которые здесь, на земле, делают все, чтобы отвлечь человека от веры в Искупителя, принизать для сознания человека значимость живоносной Крови Иисуса Христа, пролитой Им на Кресте, отвратить наши ум и сердце от Искупительной Голгофской Жертвы. Одиноким, покинутым, находящимся в когтях звероподобных демонов ощутит себя несчастный, если он здесь, на земле, не каялся пред Богом, не искал в Нем утверждения, не дорожил Его спасительно благодатью. Иначе ощутит себя боголюбивый христианин, скончавшийся с верой и покаянием, освящающий и при жизни, и после смерти свое сердце призыванием имени, драгоценнейшего имени Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, защити меня, просвети меня! Господи, Ты упование мое, Ты свет мой, Ты жизнь моя, помилуй меня!»
Такая разумная благочестивая душа, оказавшись в Вечности, обнаружит себя в светлом облаке Божественной благодати! В имени Иисуса Христа эта душа, как и ангелы, обретет сладчайшую пищу, божественною амброзию – нектар, который будет неизреченным образом услаждать и ум, и сердце. Вера в Иисуса Христа и доставляемая ею благодать по исходе души из тела себя обнаружит, как крылья за спиной, имея которые мы сможем делать взмах за взмахом – я выражаюсь образно. Защищенная от воздействия демонов человеческая душа, имея эти крылья, будет восходить все ближе, все выше и выше к источнику умного Божественного света, окажется способной со-царствовать со Христом, видеть Его, общаться с Ним, будет находиться с Ним – Господом, в теснейшем единстве и родстве. Посему и сама Вечность для истинного христианина будет не грозной, зловещей, не мрачной, не кромешной тьмой, но, пронизанная Божественным светом, эта Вечность познается нами как предвкушение, предощущение чаяния вечного спасения – Царства Небесного, которое во всей непостижимой полноте откроется после Страшного Суда.
Итак, смерть грешников люта, а кончина праведника исполнена упования. Вот почему, дорогие друзья, если кто-то из нас по-мирски мечтает о светлых меблированных квартирах после кончины, если кто-то на поминках говорит: «Пусть земля ему будет пухом, а там пусть ему будет хорошо!», чтобы это действительно все свершилось, давайте здесь, на земле, жить Христом, дышать молитвою, понимать, что сердце наше предназначено не для битв, не для житейских наслаждений, а для звуков сладких и молитв. И таким образом, через Таинства Церкви, Господь Бог почивал бы в нас, а по исходе из этой маловременной жизни мы обрели бы во Христе и защиту, и покров, и спасение. Аминь!
Записала Ольга Баталова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!