Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Иисусе, утешение мое на суде Твоем». Мы недавно говорили с вами о том, что Страшный Суд непременно будет иметь место! Хочешь ты или не хочешь, веришь или не веришь в Богочеловека Господа Иисуса Христа, воплотившегося нашего ради спасения, взошедшего на Крест, победившего смерть воскресением, ниспославшего нам благодать Святого Духа, Христов ты ученик или враг, но ты обязательно предстанешь, как Божие творение, перед своим Творцом.
О дне и часе том не знают ни ангелы, ни люди – Один лишь Бог, отрывший нам в Священном Писании все, касающееся Страшного Суда. Потому что придет время, и Солнце не даст света своего, и Силы Небесные поколеблются, и звезды как будто спадут с небес, небо совьется словно свиток, а стихии, с шумом разгоревшись, исчезнут. И явится, как молния, видный от запада до востока Сын Человеческий с ангелами. Он придет судить этот грешный мир и воссядет на Престоле во мгновение ока, воззвав к жизни распадшиеся в прах и составные элементы тела всех людей – от Адама сотворенного до последнего человека. И предстанет тогда пред Богом сонм великий, и души человеческие войдут в воскрешенные тела, и Бог Своей десницей разделит род людской на две части.
Одни – козлища, то есть люди, заразившиеся страстями, богонеиствуя злобою, осквернившие себя нечистыми чувственными грехами, будут стоять слева – ошуюю. А овечки – ученики Христовы, кающиеся, высоко о себе не думающие, смиренные, всегда соблюдавшие свои помыслы в чистоте, душу и тело освятившие причащением Святых Христовых Таин, будут поставлены справа – одесную. И свершит Бог праведный Свой Суд!
Как об этом свидетельствует евангелист Матфей, каждый из нас увидит собственную прожитую им на земле жизнь в свете шести дел евангельского милосердия. Ибо если мы здесь, на земле, каждый день стараемся совершать хотя бы одно из этих дел – нагого одеть, странника принять в дом, жаждущего напоить, алчущего накормить, посетить томящегося в темнице, навестить больного, то, делая это одному из братьев наших меньших, мы делаем это Христу. Воскресший Спаситель принимает от нас всякое благое дело, которое мы по чувству сострадания свершаем в отношении к ближним с мыслью о Христе.
И напротив, если мы страдали жестокосердием и гордостью, если чужие мольбы и крики о помощи оставляли нас совершенно равнодушными, если мы заботились лишь об умножении собственного богатства, и при этом обирали вдовицу и сироту, и сердце наше стало твердым, жестким и нечувствительным, как камень, то, не сделав этих дел милосердия, не подав кусок хлеба или чашу воды, равнодушно взирая на униженных и оскорбленных, мы проявили небрежение в отношении Владыки Христа, Который скрывается за всяким бедняком и нищим, человеком, нуждающимся в нашей, а не иной помощи.
«Иисусе, утешение мое на судище Твоем». Почаще, почаще, дорогие друзья, будем размышлять о том, как мы займем свое место среди воскрешенного человеческого рода и станем трепетать, словно осиновый листок, пред всевидящим, вездесущим грозным Судией. Прекрасно говорит об этом страшном часе святой Иоанн Златоустый. Обращаясь к своим слушателям, он свидетельствует: «Не то мне страшно, что я буду праведно наказан Судией за свое жестокосердие, за нечистоту своих помыслов, за то, что осквернял душу и тело нераскаянными грехами; не то мне страшно, что вместе с демонами буду отослан в геенну огненную. Но того страшусь, трепещу от мысли, что Лик прекраснейшего из сынов человеческих – Господа и Спасителя Иисуса Христа, Любви распятой и воскресшей, с негодованием отвернется от меня в тот заветный час. И то меня ужасает, что Создатель не узнает во мне Своего образа, не увидит во мне Своего подобия. И я сам в страхе побегу от ослепительного света вечнующей Любви и Правды во тьму кромешную, где скрежещут зубами демоны и подобные мне, заразившиеся гордостью и злобой нераскаянные грешники, стяжавшие, приобретшие звериные и скотские качества вместо Христовых добродетелей – смирения, кротости, мира, радости и любви».
«Иисусе, утешение мое на суде Твоем». Будем готовиться к тому, дорогие друзья, что на Страшном Суде все человечество, вся семья Адамова многомиллиардная увидит мою жизнь от начала до конца. Так что все мои действия, поступки, слова, даже мысли, и начинания, и намерения будут раскрыты и видны всем в мельчайшей подробности. Вот тогда все тайное станет явным, все позорное предстанет на всеобщее обозрение, то, что было соделано под покровом ночи, будет высветлено в невечернем дне Вечности. И не будет человека, который сможет тогда укрыться от Божественного взора.
Молитва, сказал один древний подвижник – святой Иоанн Лествичник, есть предварение Страшного Суда. И действительно, тот правильно обращается к Богу, кто здесь, на земле, находясь в потоке времени и пространства, произносит: «Иисусе, утеши меня на Судищи Твоем! Иисусе, не посрами меня тогда! Иисусе, очисти меня от всякой скверны плоти и духа! Иисусе, даруй мне слезы покаяния! Иисусе, Кровию Твоей Честною очисти мою сожженную совесть! Иисусе, возроди во мне добродетели Твои! Иисусе, отгони от меня демонов! Иисусе, покори мне страсти мои!»
Тот, кто так, словно малое дитя, будет обращаться к Небесному Отцу на всякий день и во всяком месте, каясь, слезя и стеня, доверяясь всецело Промыслу Божию, причащаясь Святых Христовых Таин, пожнет то, что посеял, и обретет благие плоды покаяния. А в чем они? А в том, что Христос прощает нам согрешения наши. И нет такого беззакония и такого преступления, которое Бог бы не простил, если мы, исповедуя грех, не оправдывая себя у Креста и Евангелия в присутствии священника, обещаемся употребить все душевные и телесные силы для прославления Господа, возмещая недостаток благих дел молитвою и милосердием.
Вот тогда-то убеляется и очищается человеческая душа. И если око наше – совесть, становится простым, то и все тело становится светлым. И когда на Страшном Суде – на этой всемирной выставке, Бог обратит на нас Свой вещий взор, проникающий в сокровенные уголки нашей души, мы с удивлением увидим, что наши позорные, нечистые, смердящие грехи исчезли – Кровь Христа омыла наши падения! Бог в награду за веру в Его Божественное достоинство, в Его Животворящий Крест простил нам все наши греховные немощи, очистил и облек нас еще на земле в ризу спасения.
Вот тогда-то на Судище Господнем мы скажем с торжеством детской веры, не веря в то, что с нами это случается: «Иисусе, утешение мое на Суде Твоем, помилуй мя! Иисусе, отверзи ми врата правды! Иисусе, не возгнушайся мною! Иисусе, даруй мне пребывать с Тобою! Иисусе, даруй мне лицезреть прекрасный Лик Твой! Иисусе, благодатью Твоей почивай во мне! Иисусе, дай мне крылья любви и благодарения!»
И как тут не согласиться, дорогие друзья с тем, что приуготовление к Страшному Суду является главным и существенным деланием всякого серьезного человека и истинного христианина. Как не согласиться с тем, что мы ежедневно – хотя бы перед отходом ко сну, встав, словно березка тоненькая или осиновый листочек, – должны под знаком вечной Божественной правды и любви осмотреть себя, обернуться на прожитый день, взвесить на весах неподкупного Суда Божиего всю нашу прожитую жизнь, и вновь слезами покаяния, духом сокрушенным и смиренным покрыть пройденную нами тропу жизни, прося Господа стереть и уничтожить все то, что только ни было оскорблением Его благости, милости и любви!
«Иисусе, утешение мое на суде Твоем!» Мы с вами там непременно встретимся, дорогие друзья! Если сегодняшнее слово было для вас полезным, то в тот час не забудьте помолиться и о вашем покорном слуге – протоиерее Артемии. До скорой встречи!
Записала Ольга Баталова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!