Духовные размышления. «Иисусе, тела моего здравие…»

5 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Нередко, дорогие друзья, священники слышат на исповеди или в случайном общении с людьми такие сетования: «Неужели Богу нужны эти беды, эти страдания?» Часто указывают на детей, с младенчества пригвожденных к одру болезни. И как будто бы такие недовольные мирозданием вопрошатели предъявляют счет Творцу.

Между тем Спаситель пришел в этот мир и взял на Себя наши хвори, недуги и болезни. Не случайно еще за несколько сот лет до Голгофского Креста пророк Исаия возвещал: «Язвою Его (Христа) мы исцелились; Он недуги наши понес на Себе». Спаситель восстал из мертвых. Он явился живым ученикам в третий день, как и обещали то пророки; явился  телом, на котором хотя и виднелись следы голгофских страданий, но оно уже не было подвержено болезням. Воскрешенное тело нашего Спасителя было одуховлено, оно сияло славою Божества видимо для всех, кто удостоился явления Спасителя Воскресшего. И Господь, с нами таинственно пребывая в лоне Матери Церкви, дарует нам духоподъемное обещание: «Аз с вами есмь во все дни до скончания века».

Приходя в Божий храм, мы сердечно каемся в грехах, приобщаемся Святых Тела и Крови Спасителя и всегда слышим над собой слова пастыря: «Во исцеление души и тела причащается раб Божий, раба Божия (имярек)». Спаситель является нашим подлинным Врачом: и душевным, и телесным. Вот почему, раскрыв Акафист Иисусу Сладчайшему, мы встречаем там такие обнадеживающие нас слова: «Иисусе, тела моего здравие».

Итак, Христос Спаситель вовсе не желает нам (прочь такая мысль!) болезни и хвори. Как Врач Он желает одного – чтобы мы оздоровили наш дух, чтобы хранили тело от всякого непотребства, злоупотреблений, неумеренных чувственных удовольствий, последствием которых и являются телесные недомогания, хвори и недуги.

Да, конечно, не в раю живем. Да, мы находимся здесь, на земле, в ссылке, в изгнании, которую Спаситель сделал преддверием рая для нас, если мы соединяемся с Ним верой и любовью таинством Крещения и исполняем Его заповеди. Да, безусловно, многими скорбями подобает войти  нам в Царствие Небесное – это слова Божии. Не потому, что Господь хотел преподнести нам эту горькую чашу скорбей, но потому, что оздоровление души, избавление от греха, который пропитал все фибры нашей души, все клеточки нашего тела, – дело не безболезненное.

Однако посмотрим на святых, взошедших в состояние нравственного совершенства. Я недавно уже упоминал в одной из предыдущих передач преподобного Серафима Саровского. А мысленно возвратимся в VI век, в Египетскую пустыню – и встретим там преподобного Макария. Многие из этих древних анахоретов дожили до глубокой старости. Иные из них отличались завидным здоровьем, так что даже все их зубы были целыми в силу хорошей экологии и здорового образа жизни на природе, в неустанных трудах, а главное, в светлом расположении: святые славословили Творца и воспринимали каждый день как день неизреченной милости Божией.

Беседуя сегодня о здоровье как о Божьем даре, мы с вами в Акафисте изыскали молитву: «Иисусе, тела моего здравие». Конечно же, чем раньше, тем лучше, если осознаем, что нужно неустанно славословить Творца, приносить Ему хваление, благодарение за дар физического здоровья. К сожалению, часто бывает, что подобное осознание приходит к нам только тогда, когда мы здоровье уже потеряли. Однако береги платье снову, а честь смолоду. И как мы были бы благодарны нашим родителям, воспитателям, если бы они внедрили в наши отроческие годы в сознание мысль: здоровье – это Божий дар, которого вы приобщены, дорогие дети, для служения ближним, для того, чтобы без остатка принадлежать другим; для того, чтобы расточать энергию доброго слова и благих дел и украшать учение Христово вашими светлыми поступками. Здоровье нужно нам не само по себе, но для того, чтобы мы имели необходимые и достаточные силы служить ближним, ведь блаженнее отдавать, нежели приобретать.

И вот сейчас, уже во второй половине моего жития-бытия, меня стали посещать такие мысли: коль просим у Бога крепости здоровья, значит, задним умом должны представлять себе, для чего оно нам  нужно. «Светить всегда, светить везде» – вот лозунг твой и солнца. Если просишь у Бога здоровья, подумай о тех немощных и слабых людях, которые нуждаются в твоей физической и совершенно конкретной помощи. Если хочешь, чтобы энергия жизни не оставляла тебя, старайся, чтобы каждый день прошел не без тайных благих дел милосердия. Потому что мы все нужны друг другу, и в этой жизни действует закон перераспределения любви.

А еще применительно к размышлению о телесном здоровье как о Божьем даре давайте-ка вспомним русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». Действительно, в львиной доле несчастных, трагических обстоятельств бывают виноваты сами люди, а вовсе не обстоятельства жизни. Вот почему нас с детских лет учат соблюдать правила пешеходов: посмотри налево, посмотри направо… А мы добавим: перекрестись, помолись и уж затем пересекай автостраду, внимательно смотря на светофор. И если погода холодная, бойся сквозняков, потому что всякие прострелы, всякие воспаления седалищного нерва, межреберные невралгии (достаточно мучительный недуг) посещают нас вследствие какого-то халатного, неосторожного, небрежного отношения к своему здоровью.

Все-таки живем не в солнечной Греции. Едва лишь наступает межсезонье, слякоть и продувные ветры путешествуют по нашим проспектам, будемте доставать из гардероба теплую одежду, не забудем хорошенечко закутать горло шарфом. Да еще современникам с ослабленной витальной жизненной силой рекомендуем поддерживать свое здоровье, заниматься профилактикой: кому-то подышать над эвкалиптовым листом, кому-то сделать ингаляцию с помощью кармолиса (такое хорошее на травяном сборе растение), не худо поддерживать себя мятным чайком, зверобоем, сбором трав с альпийских гор.

Словом, сегодня, дорогие друзья, мы призваны выполнить завет, или совет (как вам больше нравится), мною воспомянутого преподобного Макария Египетского. Он, обращаясь к христианам последующих эпох (может быть, это было так), говорил иноку: «Живи так, как будто бы душе твоей остался один день. Живи так, как будто бы телу твоему жить еще сто лет».

То есть самовольное подтачивание физических сил, переутомление, лишение себя какой-то жизненно необходимой нормы сна, пищи не проходит безнаказанно, без дурных последствий. Сколько среди нас, может быть, было таких новоиспеченных христиан, которые отмахивались: «Да, ладно»… И подвергли сами себя неумеренному пощению, следствием чего было гастроэнтерологическое расстройство. Или не заботились как следует об утеплении себя и поэтому сорвали голос, получили хронический тонзиллит, катар верхних дыхательных путей.

Вот почему держать нужно ушки на макушке. И, прося у Господа здоровья, своевольно и легкомысленно его не сокращать, потому что потерянного не воротишь. Здоровье, как мы с вами прекрасно знаем, – это драгоценный дар; но не сам по себе он существует, а приложим к особому умонастроению, к особой жизненной философии, о которой мы с вами сказали в начале нашего размышления. Хочешь служить людям – сбереги свои естественные силы юности, расходуй их понемногу, знай свою меру. В иных случаях ты должен сказать: простите, это не по моим силам, я должен собраться с мыслями, я должен перевести дух. Ведь загнанных лошадей часто пристреливают, не правда ли?..

«Иисусе, тела моего здравие», – обращаемся мы к Спасителю, в лице Которого исповедуем Врача душ и телес наших. И приносим Ему жертву хвалы и благодарение за все тайные и явные милости, нам ниспосланные.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать