Духовные размышления. «Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблуждшим...»

20 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Когда раскрываешь современные газеты или слушаешь разнообразные передачи по телевидению, касающиеся жизни народов Европы, замечаешь слово, которое чаще всего произносится устами политиков, дипломатов, устроителей земной жизни людей. За что сбитые с толку народы борются, митингуют, не приведи Бог, выходят на Майдан, любят, ненавидят, сражаются, погибают? Что же это за сладкое слово? Вы, наверное, догадались, что я имею в виду слово свобода. Если вглядеться в уже перевернутые страницы всемирной истории нескольких последних столетий, начиная с новейшего времени, то мы увидим, что самые страшные преступления, разорение цветущих прежде столиц, голодомор, убийства ни в чем не повинных монархов, Богом поставленных правителей, смуты, социальные потрясения – все это свершалось во имя призрачной свободы, которая в действительности является каким-то миражом, обольщающим человечество. Она напоминает нам путника, странника, бредущего по бесконечным дюнам, зыбучим пескам, и чем беднее и несчастнее он становится, тем больше бредит о свободе. Во имя пресловутой свободы дети уходят от своих родителей, бродят по европейским столицам в лохмотьях, будто бы их долго трепали собаки. Во имя свободы они меняют свой пол, делая себя пожизненными инвалидами, моральными и физическими уродами. Во имя свободы они посягают на плод собственного чрева, расчленяя еще не рожденных младенцев. Что же это за страшный идол, который стоит в воде неподалеку от Нью-Йорка? Идол, позеленевший от злобы, статуя Свободы, глава которой, как у ежа, утыкана гвоздями, что напоминает древнее языческое божество, во имя которого приносились человеческие жертвоприношения. Вот об этом сегодня хочется поразмышлять, чтобы наши уважаемые телезрители не уподоблялись тому ослу, перед мордочкой которого наездник держит морковку, и чем большую скорость развивает это упрямое, строптивое животное, тем дальше овощ удаляется от него. Чем больше внешней свободы достигает человек, вступая в противоречие с тысячелетней традицией собственной культуры, чем большей независимости от нравственных принципов он достигает, тем зачастую беднее, некрасивее и несчастнее он становится. Приобретая новые и новые свободы, такой человек незаметно для себя впадает во всё большую и большую зависимость от собственных страстей. Иногда смотришь на лица людей, как будто приобретших сокровище всего мира (к примеру, Сороса, Бжезинского, Рокфеллера), и ужасаешься, читая в их глазах все, кроме любви, нравственной чистоты, человеколюбия, терпения, кротости, мужества, сострадания, которые, собственно, и составляют духовный портрет человека разумного. Алчность и властность, маниакальная мнительность и раздражительность, внутреннее презрение и ненависть к тем, кто не хочет жить по твоим бесчеловечным правилам – вот фоторобот такого «властелина колец», который на самом деле является жалким рабом гордости, похоти и гнева. И никогда человечество не достигнет этих внешних свобод, гарантированных нам Конституцией, покуда не уразумеет, что гораздо страшнее татаро-монгольского, польского, французского, гитлеровского, коммунистического ига внутреннее рабство греху. Господь Иисус Христос пришел расторгнуть, разорвать темные узы этой тирании страстей, чтобы освободить нас от деспотии греха.

В акафисте Пресвятой Деве Марии обратим внимание на воззвание: «Радуйся, Избавителя плененным рождшая». Радуйся, Мария, родившая нам Искупителя, Освободителя, Избавителя, который нас, измученных вечным пленом греха и страстей, выводит на свободу. В Священном Писании мы найдем подлинное разумение, поймем содержание слова свобода. Вспомним некоторые изречения святых апостолов. «Где Дух Господень, там свобода», – говорит апостол Павел (2 Кор. 3,17). «Если познаете Сына Человеческого и уверуете в Него – воистину свободны будете», – свидетельствовал окружавшим Его иудеям Христос. Мы благодарим Царицу Небесную, Деву Марию за то, что через Нее явился нам Освободитель, Искупитель, Тот, Кто отворил для нас двери вечной темницы, вывел нас из тьмы демонических страстей на свободу, раскрыл двери своего Царства для всех. Однако Господь дарует эту внутреннюю, нравственную свободу только тем, кто имеет подлинную решимость сражаться за нее с самим собой, с собственными дурными привычками, навыками, пороками не за страх, а за совесть, до пролития последней капли крови. Подлинную радость веры во Христа вкушают немногие, поэтому Господь говорит: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Вокруг нас, к сожалению, не так много людей, которые ставят своей нравственной задачей скинуть с себя ярмо отвратительных и мерзких страстей. Иные из них воспринимаются молодежью совсем как пустяк: «Почему бы не закурить в компании, где все дымят? Почему бы не попробовать на деле, что такое свободная любовь, чтобы не казаться старомодной, неким анахронизмом? Как все – так и я. Если в общении со мной люди раздражаются, произносят колкие, ироничные слова, что же мне оставаться белой и пушистой? Сейчас я покажу им, на что способна, мало никому не покажется». Эти и другие житейские примеры показывают, как легко наши современники расстаются со своей царственной свободой, теряют свой духовный суверенитет, добровольно закабаляют себя. Ходя на поводу у расхожего суждения, расстаются с собственным духовным первородством, становясь рабами тщеславия и мнительности, раздражительности и злобы, уныния и печали. Но не к тому призывает нас Господь. И поэтому сегодня, обращаясь к Богородице с сердечным призыванием: «Радуйся, Избавителя плененных родившая», умом и сердцем устремимся ко Христу, потому что Он, взявший на Крест наши грехи и поправший смерть воскресением, дарует нам необходимые и достаточные силы, чтобы через наше покаяние, через потуги измениться от худшего к лучшему, возвратить нам этот воистину драгоценный и Божий дар – нравственную свободу от греха, ощутив начатки которой, мы вместе с поэтом скажем когда-то: «И верится, и плачется, и так легко, легко…» (М.Ю. Лермонтов. Молитва. 1839 год. – Ред.).

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать