Духовные размышления. «Иисусе, научи мя непотребнаго…»

11 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Удивляюсь я, дорогие друзья, как часто люди с апломбом и чуть ли не с чувством собственной непогрешимости судят о предметах веры, в то время как сами лишены и начатков познания Господа Бога и Его благодати. Действительно, никто, не изучая высшую математику или тригонометрию, не дерзает спорить со знатоками законов этих точных наук. Однако в области веры – чем больше голов, тем больше и мнений. Между тем интеллектуальные познания, расширенный умственный горизонт, книжность, начитанность в памятниках духовной письменности вовсе еще не гарантируют вам понимание законов божественных.

«Одно дело говорить о Боге, а другое дело знать Его», – свидетельствовал умудренный в богопознании преподобный Силуан Афонский. И как часто интеллектуальная гордыня, самоуверенность являются непроходимой стеной для человека, думающего, что его умственным усилиям все по плечу, что он силен познать Бога одним напряжением своей мысли. Вопиющая нелепость и невежество. Потому что познание о Боге нам дается исключительно силою Духа Божьего, а Дух Божий хотя и дышит там, где Ему изволится, однако, по слову царя Соломона, в теле, повинном греху, оскверненном блудом и растлением, в душе злохудожной, то есть гордой, надменной и злобной, обитать не будет.

Русский народ не ошибался, говоря, что Бог живет лишь в простых, незлобивых сердцах. И сколько подчас усилий, трудов покаянных, молитв требуется от современного человека, чтобы обрести эту живую и детскую веру, восстановить в душе чистоту, научиться сопротивляться нечистым мыслям и таким образом сделаться достойным, а лучше сказать способным сопребывания с нами Божьей благодати. Она одна является подлинной водительницей, учительницей, она одна сильна напечатлеть в нашем сердце истинное, неложное понятие о Боге.

Вот почему Христос Искупитель говорил Своим ученикам, будущим апостолам на Тайной Вечере, незадолго до дня Своих страданий: «Лучше вам будет, если Я взойду к Отцу, тогда иной Утешитель, Дух Святой, придет к вам, и Он научит вас всему, относящемуся к истине, Он напомнит вам Мои слова, Он возвестит вам грядущее». И в тот день всякий будет научен Богом, потому что благодать Святого Духа, повторяем, единственно способна открыть нам тайны божественные, ввести нас в общение с Божеством.

Для чего я сегодня размышляю и беседую с вами на этот высокий духовный предмет? Дело в том, что в нашем любимом Акафисте Иисусу Сладчайшему мы сегодня нашли и избрали для беседы, соделали главным предметом нашего разговора такую молитву: Иисусе, научи меня непотребнаго. Такое, на первый взгляд, грубое и неприятное слово: мы называем в молитве самих себя непотребными, то есть отверженными, которые не способны собственными силами сотворить ничего истинно доброго. Да, это именно так. Ведь Сам Христос засвидетельствовал в Священном Писании: уничижающий себя мысленно будет вознесен, а тот, кто думает о себе высоко, возносится в сердце своем, будет унижен и даже отвергнут Богом.

В слове «непотребный» мы познаем необходимость самоукорения, суть которого заключается в том, чтобы со стороны смотреть на самих себя, взвешивать в очах Божиих собственное сердце и постигать, насколько мы слабы, немощны, как подвержены соблазнам, как легко меняем устроение с доброго на худое, как переходим невольно на сторону врага нашего спасения и поэтому не достойны никаких наград, а достойны лишь наказания. Однако Господь не хочет смерти грешника, но желает одного: только бы тот обратился и жив был.

Зная, сколь безбрежно велика любовь нашего Создателя к Его разумным созданиям, мы дерзновенно, с детским простодушием и крепкой надеждой просим: «Иисусе, научи меня непотребного, как противостоять дурным желаниям, когда они, словно селевой поток, пытаются ворваться в  мое сердце и сокрушить меня, сбить с ног. Иисусе, научи меня непотребного, как в час искушения, когда уныние и печаль, гнев и раздражительность, гордость и тщеславие пытаются пленить, выстоять. Научи меня быть мужественным и рассудительным, простым и бесхитростным, а вместе премудрым в распознавании дьявольских козней, которые, как паутина, пытаются облепить ум, пленить сердце и отвести в сторону от прямой дороги богопознания. Научи меня непотребного не осуждать больше людей, потому что осуждение – это некая яма, которую мы роем сами себе». И действительно, каждый из нас на собственном опыте знает, что едва лишь ты осудишь человека, как через малое время, к собственному удивлению и огорчению, оказываешься сам повинен именно в этой страсти, которая была предметом твоих недобрых рассуждений.

«Иисусе, научи меня непотребного никогда не впадать в уныние и печаль, не замыкаться, не отстраняться от Тебя». Но даже если и поневоле в чем-то мы согрешили, отклонились от пути богопознания, необходимо тотчас встать и, потирая ушибленное место, поблагодарить Господа за то, что вовсе не разбились; обратить к Нему, как младенец тянет ручонки к родителю, свои помыслы и, вновь взяв в руку щит веры и меч молитвы, начать подвизаться, трудиться ради собственного спасения.

«Иисусе, научи меня непотребного никогда не забывать Тебя среди житейской суеты, никогда не прилепляться ни к чему земному, чтобы не возлюбить творение паче Самого Творца. Иисусе, научи меня непотребного всегда каяться и тотчас просить прощения, едва лишь только совесть зазрит, упрекнет в том или ином отступлении от вечного нравственного неизменного закона Божьего».

«Иисусе, научи меня непотребного никогда не собеседовать с дурными помыслами, худыми мыслями». А ведь иные, привыкнув беседовать сами с собою, а не с Богом, погружаются в совершенное отчаяние, потому что дьявол неприметно примешивается к нашим мыслям и вводит нас, как осьминог, в свою черноту, погружая душу в греховные потемки.

«Иисусе, научи меня непотребного верить, что свят храм Твой и дивен в правде». Как бы ни было тяжело на душе, как бы ни скребли кошки на сердце, если только, сжав волю в кулак, мы, преодолевая препятствия, входим во дворы Господни, с покаянием и любовью переступаем порог храма, каждый раз с нами совершается чудо преображения души. И действительно, Спаситель, вознесенный на Крест, всегда простирает нам с Креста Свои объятия. Он всегда нас, Своих немощных детей, примет с неизреченной любовью, очистит и освятит, напитает Своим Телом и Кровью, возвратит нам духовное здоровье, светлость ума и мирное сердце, исполнит нас радости и надежды и вновь даст нам силы нести свой крест с благодарностью и искренней надеждой на спасение.

«Иисусе Христе, научи меня прославлять имя Твое святое. Аминь».

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать