Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Между тем, умственная деятельность является самой важной чертой, которая отличает человека от представителей бессловесных – животного мира. Наша мысль должна быть не хаотичной, кружащейся вокруг собственной оси, расползающейся, как концы клубка, в разные стороны, но ясной, последовательной, логичной, четкой, чуждой мечтательности, устремленной к разумному началу. Но сказать легко, а добиться этого гораздо тяжелее.
Кто поможет восстановить человеку его умственную деятельность в том порядке, качествах и свойствах, как это заповедал нам Творец? Ну, конечно же, единственно Спаситель – Иисус Христос. Часто богословы называют Его Предвечной Мыслью Отца, Христа именуют Логосом, Умом Отца. Христианин, устремленный и мыслью, и чувством, и душой, и телом к Спасителю, сосредоточен на предстоянии невидимому Сыну Божиему, на всякое время и во всяком месте просит Его: «Иисусе Христе, Сыне Божий, просвети мой ум, Иисусе Христе, помилуй меня», – обретет то, о чем мы сегодня с вами говорим, вновь обращаясь к Акафисту Иисусу Сладчайшему, где находится такое замечательное обращение ко Христу: «Иисусе, ума моего просветителю». Иисус Христос есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Иисус Христос просвещает лицо всякого человека, грядущего в мир. Аз есмь Свет миру, – свидетельствует Сын Божий, – будьте сынами света. Ходящий во свете не преткнется никогда».
Итак, если мы хотим избавиться от привычки сначала говорить, а потом думать, если мы хотим, чтобы наша умственная деятельность была созидательной, если мы устали от круговерти и кружева помыслов и мечтаний, совершенно сковывающих наш ум, - прежде всего отрезвимся, друзья, научимся не внимать приходящим со стороны воспоминаниям, мечтаниям, суете. Но необходимо свой ум соделать стрелой, которая пущена в цель, то есть направлена непосредственно к Источнику премудрости и силы – Господу Иисусу Христу. Для этого необходимо научиться каждое слово молитвы обнимать умом, чтобы никогда не молиться скороговоркой, механически, помышляя о чем-то постороннем, но всегда свой ум вкладывать в слово молитвы, чтобы молитва была внимательна, одушевлена, неспешна, произносилась с чувством, с толком, с расстановкой, а главное – с живой убежденностью, что Господь Иисус Христос нас видит, слышит и любит, и к Его стопам мы полагаем нашу сокрушенную и сердечную молитву. Как об этом говорит Священное Писание: Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
«Иисусе, ума моего просветителю». Исповедуется ученик своему учителю и старается все время вить эту золотую пряжу, ниточку тайной молитвы - «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Если человек учится, – утренние и вечерние молитвы, Псалтирь ли читает (гимны царя Давида), готовится ли к Святому Причащению (читает Правило к Святому Причащению), или в свободное от других молитв время своими словами, как дитя, взывает: «Господи, Иисусе Христе, благослови, помилуй, очисти, помоги, вразуми, настави меня! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». Если человек мало-помалу войдет и введет свой ум в русло этой молитвы, Бог, будучи Светом Несозданным, Свои лучи Божественной благодати направит через ум в глубину его сердца.
«Иисусе, души моея просветителю»... Как бывает свободно, легко и просторно уму, когда Божественная благодать освобождает его! Это бывает часто после Исповеди искренней или по благоговейному причащению Святых Христовых Таин, когда мы ощущаем в уме тишину и покой. Сравните то, о чем я говорю, со словами Иисуса Христа: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные (в мысленных грехах, мечтаниях), и Я упокою вас; возьмите иго Мое (внимательная молитва, внимательное призывание имени Иисуса Христа), иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, обрящете покой душам вашим, научившись от Меня кротости и смирению».
«Иисусе, души моея просветителю»… Не только ум, но и сердце пронизывается Божественной благодатью у учеников Христовых, которые ходят пред Лицем Господа, призывают имя Спасителя с терпением и вниманием, стараются не обращать внимания на докучливые, отвлекающие от молитвы, помыслы. Представьте себе, что такие дурные привычки, как раздражительность, суетность, излишнее любопытство, мнительность, обидчивость, уныние, печаль, мало-помалу, как некие темные облака, сгустки тьмы отходят, и сердце человека, постоянно молящегося, радующегося о имени Божием, человека, который чувствует свою зависимость от Творца, благодарен Ему за каждый проживаемый час, день, мало-помалу просветляется, освобождаясь от упомянутых мною страстей, становится смиренным, мягким, кротким, динамичным, отзывчивым на всякую просьбу, человек исполняется дара Божественной любви. «Тот, кто любит ближнего своего, – говорит святой Иоанн Богослов, – ходит во свете, а тот, кто кому-либо не доброжелательствует, ненавидит себе подобного, ходит во тьме и по духу похож на человекоубийцу – дьявола». Мы – сыны света. Нося в душе благодать Господа нашего Иисуса Христа, стараясь всем сочувствовать, всех жалеть, всякому оказать помощь, ко всякому отнестись милостиво, смотря на всякого с симпатией, приветливостью, мы ходим в свете Божественной благодати.
«Иисусе, души моея просветителю», – молится христианин, по опыту зная, что особенно просвещает ум и сердце слово Божие – слово Священного Писания. Когда ты раскрываешь Евангелие или слушаешь в храме, как священнослужитель начинает чтение: Во время оно, вниде Иисус в весь некую, – душа действительно признается себе, что свет, снисходящий с горних сфер, как будто касается сокровенных уголков нашей души. Каждый христианин в этом отношении должен стараться от Пречистой Девы Марии заимствовать Ее замечательное умение, искусство и свойство слагать слово Божие в сокровищницы своей души. Среди людей, которые были очевидцами Евангельской истории, никто не мог сравниться с Царицей Небесной (Марией, Богородицей) в мере Ее внимательности, благоговейного отношения к слову Божиему. Ни большое, ни малое Она не упускала, но в глубинах Своего сердца всегда размышляла о тех словах, которые исходили из уст Ее Божественного Сына. «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои исполнит; а кто исполнит заповеди Мои, соблюдет слово Мое, и слово Мое в нем пребудет».
«Иисусе, души моея просветителю» - мы исповедуем этими словами нашу веру в то, что Христос силен совершенно освятить наши душу и тело, только если в нас будет пребывать как искорка, как огонек Его Божественное слово. А таким словом и именуется молитва, таким словом именуется имя Христово, сокрыв которое в устах, в уме и в сердце, мы неленостно, как малые дети обращаются к родителям, призваны с верой, покаянием, ощущением своего недостоинства и великим упованием на Божие милосердие, призывать Христа: «Господи, Иисусе Христе, души моея просветителю, помилуй меня! Аминь».
Записала Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!