Духовное преемство

19 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Будников, настоятель храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 18 октября 

 

Тема сегодняшней программы «Духовное преемство». Отец Александр, как один из почетных клириков нашей епархии поделится опытом служения еще в советские времена и в эпоху перестройки. Расскажите об истории вашего храма.

- Храм святого пророка Илии на Пороховых, как многие десятки и сотни храмов нашей епархии и России, был сломан, закрыт, осквернен. В далеком 1938 году храм был закрыт и более 50 лет находился в состоянии мерзости и запустения. Во время блокады там складировали трупы умерших жителей от голода. В то время были частные дома, и мне рассказывали жильцы ближних домов, сестры-старушки. По ночам они слышали стоны умирающих людей. Туда, в церковь, складывали еще живых людей. Они замерзали и умирали.

Когда в 1988 г. мы начали очищать помещение храма от хлама, то в малом приделе в честь князя Александра Невского в алтарной части, слой грязи был около 1 метра толщиной. Мы вынесли много хлама! Приезжали ребята, помогали. Мы наняли 2 крепких ребят. И лом вдруг ударился обо что-то металлическое. Когда расширили яму немного, увидели что это головка снаряда артиллерийского. Второй снаряд вытащили, третий снаряд вытащили, в итоге обнаружили и вытащили 23 снаряда 76-го калибра. Некоторые снаряды лежали, другие - стояли. Брошенные снаряды.

Оказывается, там раньше хранили артиллерийские снаряды, из которых вынимали взрывчатку, которую использовали для того, чтоб взрывать и вырывать могилы на Пискаревском кладбище. Поскольку были сильные морозы, грунт превращался чуть ли не в гранит. Копать лопатой землю невозможно было. И в эти братские могилы складывали трупы умерших в Ленинградскую блокаду. Когда отпала надобность в снарядах весной 1942 года, усопших уже не было, снаряды бросили, они сохранились, про них забыли. И мы так на них наткнулись.

После Великой Отечественной войны в здании церкви размещались различные склады. В 1970-х годах здание использовалось как склад Государственного Эрмитажа. В 1974 г. случился страшный пожар. Он был, скорее всего, искусственно подожжен. Сгорел купол целиком. Храм оказался в еще более страшном состоянии. В начале 1980-х годов у городских и районных властей возникла идея: восстановить помещение и создать в нем Музей пролетарского движения пороховых заводов. Но потом историки исследовали эту тему, и не нашли никакого пролетарского движения, хоть как-то проявляющегося в дореволюционный период. Тем более этих пороховых заводов. То есть тема оказалась пустая.

А тут началась перестройка. 1988 год – год празднования тысячелетия крещения Руси. Начала перелома – дата 29 апреля 1988 г. Горбачев М.С. согласился на встречу с патриархом Пименом и членами Святейшего Синода. Разговор, как праздновать тысячелетие крещения Руси в Советском Союзе, начался еще в начале 1980-х годов. Тогда лидеры КПСС говорили, что юбилейная дата – чисто внутрицерковное дело, и пропаганды или широкой рекламы даты не должно быть. Как можно тише шума. А тут началась перестройка: демократизация, гласность, свобода. И на встрече с генсеком партии патриарх Пимен и члены Святейшего Синода сказали, что положение, которое занимает русская православная церковь – ненормальное, неправильное. Закон о церкви 1929 года устарел, он говорил, что деятельность церкви надо сворачивать и свести к нулю. Дух времени изменился. Горбачев пошел на встречу. Как встреча Сталина с тремя архиереями, состоявшаяся 4 сентября 1943 г. была важной для церкви, так и встреча Синода и патриарха Пимена с Горбачевым 29 апреля 1988 г. имела такое же значение.

После встречи изменилось отношение государственных органов. Священников стали приглашать на теле- и радиопередачи, митрополита Алексия (будущего Святейшего Патриарха Алексия II) избрали депутатом Первого съезда народных депутатов. Одним из положительно решенных вопросов был вопрос об открытии других храмов. Или строить новые, или возвращать храмы, использовавшиеся не по назначению. В июле 1988 г. в Ленинграде городские власти во главе с Ходыревым вернули три храма: храм святой великомученицы Екатерины в поселке Мурино, храм святого пророка Илии на Ржевке-Пороховых, и храм архангела Михаила в г. Ломоносове. Эти храмы были в ужасном состоянии. Надо было находить средства для восстановления. А откуда брать средства? Тогда не было благодетелей. Где хотите – там ищите средства. Я вспоминаю это восстановление, как чудо было!

Я с 1981 г. я служил священником Николо-Богоявленского кафедрального собора. Мне сказал святитель Алексий: «Отец Александр, нашей епархии возвращают три храма» (я только что их назвал), «вот пал жребий на вас – восстанавливать храм святого пророка Илии на Ржевке-Пороховых». Он дал мне 3 фотографии 1930-х гг. внешнего вида храма, как-то оказавшиеся у него. Кто-то их чудом сохранил! До сих пор у нас нет фотографии старого внутреннего вида храма. Все в полной ясности определить, какой старый внутренний вид храма был, невозможно. Я думаю, что сейчас с внутренним видом мы в целом угадали. Если и отступили от концепции, то немного.

Когда мы восстанавливали купол, решали, какую живопись там придумать. Делали разные эскизы, отвозили на рассмотрение к покойному митрополиту Иоанну (Снычеву). Он выбирал, и по его благословению делали. Получил я новое место служения. Понимаете, когда я служил в кафедральном соборе, когда у меня был определенный круг обязанностей, я не нес серьезной ответственности, не волновался - не переживал. А тут на меня свалилась гора дел и забот. Я не знал строительного дела, опыта не было, настроения не было. Положился на волю Божью. И Господь управил: нашлись люди, которые помогли в строительной области, в других областях. Сформировали приходской совет.

- Отец Александр, возвращаясь к теме передачи, ощущали ли поддержку кого-нибудь из духовных наставников в ту пору?

- Мне удалось встречаться и служить со священниками, которые были рукоположены еще в дореволюционное время. У нас был популярный священник Константин Быстриевский ( родился в 1889 году в Петербурге - ред.). Он в последние годы был духовником наших духовных школ. Когда у меня была хиротония в дьякона, а потом уже в иерея я у него принимал присягу. Этот батюшка настолько был популярен! Ему было уже 90 лет, а он статный, высокий, громогласный, интересный. Он мне рассказывал потихоньку, как он под расстрелом бывал, и как на лесоповале работал в 1920-1930-е годы. Ещё рассказал об изъятии церковных ценностей после 1918 года. Как быть при отборе? Полностью отдавать или часть только? Пришли к владыке митрополиту Вениамину (Казанскому) спросить. А митрополит говорит: «Поступайте так, как подсказывает ваша пастырская совесть». Такой путь отец Константин Быстриевский прошел! По протекции императрицы Александры Федоровны он стал священником в 1913 году. Он имел данные на протодьякона. Батюшка учил нас премудростям пономарского дела: как правильно подавать кадило, кланяться и выходить со свечой. Как быть, если время сжато.

- В 1940-х годах не было крещения детей в храмах. Я родилась в 1941 году и меня крестили на дому, так называемым «погружением». Значит это, что я полноценно крещеная? Священник совершал Таинство.

- Я сам в советское время совершал тайные крещения на дому. Я брал все необходимое, святые миро и елей, и совершал Таинство так, как предписывали в семинарии. Вам не надо сомневаться! В то время, когда приносили детей в храм, от родителей требовали паспорта, даже и от восприемников требовали паспорта одно время. Нужно было иметь мужество, чтоб стать исповедниками. В те годы уполномоченный по делам религии проверял книги. И те, кто имели ответственную должность, могли пострадать за «открытое крещение». Многие люди боялись, а мы шли на свой риск и страх, крестя на дому. У меня могли отобрать регистрацию.

- Назовите и других ваших наставников.

- Такие наставники: батюшка Михаил Сперанский, профессор духовной семинарии, был ректором семинарии. Я копировал от него манеры, жесты, движения, «старинную» речь. Настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Медведский. Он так же был ярким священником с отличительным служением. Самое главное – он был большим проповедником.

- С какими старцами вы встречались в советское время?

- В Александро-Невской лавре в Свято-Троицком соборе был и служил протоиерей Николай Журавлев. Может кто-то из прихожан его помнит. Ещё на меня производил огромное впечатление Псково-Печерский монастырь, когда я был студентом. Я никогда не забуду отца Алипия Воронова (наместник монастыря с 1959 г. по 1975 г. – ред.)! Когда нас отпускали на каникулы, я предпочитал ехать в Псково-Печерскую обитель. И так несколько лет подряд. Я помню отца Савву, отца Афиногена, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Я видел и соприкасался с духоносными старцами. Был у нас в Ленинграде отец Иоанн Кондрашов. Он служил и на Смоленском кладбище, и потом служил в Гатчине.

- Батюшка, не иссяк ли в церкви дух старчества, не прервалась ли преемственность традиции?

- Нет. Конечно, уменьшилось число духоносных старцев, но полного разрыва преемственности традиции не произошло. Слава Богу! Хоть и была эта цепочка тонкой как нитка, но она не разорвана. Цепочка перешла на более молодое поколение. Может и мне удастся передать опыт молодым.

- Принесло ли какую-то пользу церкви советское время?

- Есть известное выражение святителя Иоанна Златоустого: «Горе христианам, когда их не гонят. Когда они становятся спокойными и беспечными. Они ослабевают в духовном плане. Хотя внешне выгладят благополучными». Вы думаете, что переворот в умах и душах россиян в 1917 г. произошел за одну ночь. Да это состояние копилось десятилетия. Почитайте книгу «На рубеже веков» митрополита Вениамина (Федченкова). Я прочитал недавно книгу воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского). Что творилось с семинариями в начале 20 века. А сколько семинаристов стало революционерами! Дух ослабления и оскудения веры произошел задолго до революции.

Я вспоминаю суд над священником в конце 1920-х годов. Его спрашивают: «Ты, поп, признаешь советскую власть?» «Конечно, признаю. Но я признаю ее как попущение Божье. Как наказание Бога за наши грехи». Если брать духовную сторону, то польза церкви в советское время была. Сколько святых появилось! Послереволюционный период столько новомучеников и исповедников явил, что, по мнению многих историков, за всю историю от начала Церкви до императора Константина Великого стольких мучеников не было.

Следующий пункт пользы, враг христианства был явным - в лице атеизма и гонителей. Сейчас по сравнению с тем временем труднее. Теперь под личиной православия мы видим столько явлений! Люди впадают в ересь или в прелесть. А иногда так себя ведут, что я называю их «православный сектант». Столько нелепостей несут: из истории церкви, из Священного Писания, из догматических и канонических норм. Откуда они берут это?! Появляются лжестарцы и лжестарицы и тому подобные. В таких случаях трудно отличить, различить и указать людям: вы знаете, это неправильное поведение, это прелесть. Это заведет вас не туда. Нам, духовенству, еще понятны такие «извращенцы», а неофиты легко попадаются на их удочку.

- Вопрос об электронных паспортах. Не кажется ли вам, что скоро воцарится глобальный контроль, власть антихриста? Можно ли пользоваться электронными технологиями?

- В 19 веке, когда появился паровоз Черепанова, многие от него открещивались и боялись. Потом уже спокойно садились в поезд и ехали. Потом, в храмах многие стали относиться настороженно к электрическому свету. Через некоторое время стали спокойно вкручивать электрические лампочки вместо свечей. Вспомнил один анекдотичный факт. В хрущевское время один старенький священник в гражданской одежде садится в полный автобус. Молодые комсомольцы стали над ним подтрунивать: «Батя, ведь, по-вашему, бес водит автобус!» А тот отвечает: «Да, сынок, правда, но лучше тебе на бесе ехать, чем бесу ехать на тебе». Это шуточный факт.

Развитие технического прогресса мы не можем остановить. Пришествию антихриста будет способствовать не развитие телевидения, интернета, техники или электронных паспортов, а духовно-нравственное состояние человеческого рода. Глобализация действительно пагубно влияет, она подготавливает эпоху или период антихриста. Ведь она несет идею объединения народов и стран, чтобы создать мировое правительство. Более того, она несет идею объединения всех религий! Зачем там разные конфессии и направления, я уж не говорю о юрисдикциях! Теперь пропагандируют такую концепцию: какая бы религия не была, верим же в одного Бога. Подготовка к этому идет, да. А что творится в мире! К сожалению, эта разлагающая зараза проникают в нашу страну по многим вопросам. Тем более, сейчас открыты границы. И много грязи проникает.

Возьмите наши телепрограммы. Какие-то хорошие телепрограммы включают в такое время, когда их очень неудобно смотреть: рано или уже поздно. А всякую дрянь, всякие убийства и разврат включают в так называемый прайм-тайм. И когда во всех охладеет любовь, и когда воцарится полное нечестие на земном шаре, то появится антихрист – «миссия и спаситель». А развитие техники – это только вспомогательная вещь, как сейчас ее в политике используют, например.

Электронные паспорта будут, но они не являются причиной появления антихриста. Они ведут к тому, что человечество будет под контролем. Не сама техника виновата, а виноват род человеческий.

- Вопрос о предопределении. Зачем Господь дает жизнь многим людям, зная, что они духовно погибнут?

- Все упирается в свободу. Понятие безусловного предопределения не принимается церковью. Каждому дается жизнь Богом, и за каждым сохраняется право внутреннего выбора. И всегда будут те или иные условия, когда человек изберет путь веры и добропорядочности либо противный путь. Нехристианское понятие - определения злой гибели человеку.

- Существует ли духовное преемство в раскольнической украинской церкви Филарета (Денисенко)? И действительны ли Таинства в ней?

- Когда у нас был обновленческий раскол (с 1922 г. по 1945 г.), и когда затем обновленцы стали возвращаться в патриаршую православную церковь, как принимали возвращающиеся духовные лица? Если обновленческий архиерей был рукоположен в сан епископа, священника или дьякона уже в обновленческой церкви, то такого принимали как мирянина. Я помню, в Питере был обновленческий епископ Сергий Румянцев, служил в Спасо-Преображенском соборе. В 1944 г. он вернулся в лоно патриаршей православной церкви. Эта епископская хиротония не была признана. Он был принят как мирянин. Его епископская хиротония совершилась в обновленчестве.

Когда на повестку дня церковной жизни станет вопрос об украинских лицах, находящихся в расколе, то церковь так же подойдет. Те, кто были рукоположены в сан до ухода в украинский раскол, тех примут через покаяние. Те, кто были рукоположены в сан уже после ухода в раскол, тех примут как мирян. А Таинства, совершающиеся раскольниками, считаются недействительными.

- Есть ли что-то общее между тем расколом, который был в 20 веке, со стремлением обновления богослужения, введения элементов на русском языке, которые хотят сделать сейчас? Практика чтения Апостола на русском языке, кочетковская секта, например.

- Нет, это не является расколом. Это попытка архиереев или священников введения практики более доступного Священного Писания. Когда я был простым священником в 1977-1977 гг. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, там было указание митрополита Никодима читать апостольские послания и Евангелие на русском языке. Это был опыт или эксперимент только одного собора. В остальных 14 приходах Ленинграда такого не было. Тут нет раскола. Раскол происходит, когда нарушаются канонические правила, когда отвергают правящего епископа, свою церковную высшую власть (патриарха и Синода).

Украинский раскол отличается от обновленческого раскола тем, что в первом сохраняется вся структура и трудно отличить. В обновленчестве была изменена форма богослужения, допускался женатый епископат, священники и дьяконы могли вступать в брак по 2-3 раза. А на Украине «филаретовская часть» не меняет канонические нормы и строй. Скорее в нем выделаются политическая сторона, и личностная сторона и амбиции. Дай Бог, сойдут со сцены эти раскольнические лидеры, и уврачуется эта рана.

- Сейчас часто проявляется настроение ностальгии по советскому времени. Вы как оцениваете объективно время жизни сейчас и тогда?

- Что касается жизни духовной и церковной, и человеческого стремления к знаниям и широкой мысли, в советское время религиозная и духовная жизнь была стеснена. Тогда господствовала одна идеология, многие философы (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Франк, И. Ильин) были закрыты от широкой аудитории. Авторы были нам недоступны. Кто-то доставал книги, но только контрабандным способом из за рубежа. А теперь все доступно. Но что касается социальной защищенности, она была в советское время лучше! Каждый человек не беспокоился о своем будущем в вопросе социальном (медицина, образования, возможность путешествий и отдыха). Сейчас в плане социальных гарантий многие люди не защищены. Возьмите пенсионеров. Поэтому и возникает настроение ностальгии по советскому времени. Вот в плане духовной свободы никакого сравнения нет!

- Насколько церковь может участвовать в жизни государства, в процессе повышения социального уровня?

- Сейчас вроде возможности широко открыты. Подняты на щит социальное служение церкви, основы социальной концепции, развитие происходит. Тут главное что? Чтобы состоятельные люди прониклись чувством милосердия, чтоб их совесть проснулась. Что не все удовольствия и блага должны им принадлежат в том или ином объеме. Что они должны помогать нуждающимся, почаще заглядывать в Новый Завет. Осмысливать свою жизнь. Ну, наживешь богатства, и все твои миллионы или миллиарды останутся на земле, уйдешь на тот свет голым. А вот твое доброе или недоброе имя останется. А если ты уйдешь в вечность и предстанешь перед Создателем, и дашь ему отчет, что ты сделал доброго. Тут надо задуматься.

Если будет развито направление - пробуждение нравственного чувства сострадания – то и объемы социальной помощи вырастут. И многие вопросы снимут с повестки дня. А то сейчас часто слышим через ТВ или прессу: заболел тот или иной человек, ребенок, нуждается в немалых средствах для медицинского лечения. Кто-то ведь откликается и помогает! Я считаю, что уже есть положительные динамика и развитие такой благотворительности. Может не в таком объеме как нам хочется, но есть.

- К сожалению, эфирное время подошло к концу. По традиции, благословите наших телезрителей, батюшка!

- Всем желаю духовной радости! Помните слова апостола Павла: всегда радуйтесь, за все благодарите, непрестанно молитесь! Господь со всеми вами пребывает во веки веков. Аминь.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать