Духовник воскресной школы

9 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 8 ноября

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. Сегодня у нас в гостях клирик храма Святого пророка Ильи на Пороховых протоиерей Игорь Александров. Здравствуйте, батюшка.

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте уважаемые телезрители.

 

- Сегодняшняя тема называется «Духовник воскресной школы». Расскажите о вашей деятельности на приходе, отец Игорь.

-Наша воскресная школа – одна из старейших в епархии. Первые занятия начались еще в учебных 1991-1992 годах. Потребность была большой. Интерес был большим. Я был чтецом в храме Ильи Пророка с 1990 г., а в 1989 г. я работал на светской работе. Учительница литературы из соседней школы, узнав, что есть человек, знающий что-то о религии, приглашала меня проводить уроки духовности в средней школе в выпускном 10 классе. Такой голод на православие был!

Школа разрасталась. Сначала мы ориентировались на программу непрерывного образования, которая теперь будет введена в стандарт всех воскресных школ. На многих приходах пошли следующим путем: слушали дети 3-летний курс - дети все знают, богослужение знают, Писание знают, по-старославянски умеют прочитать. Мы рассматривали воскресную школу как потенциальное ядро прихода.

В 1994 г. у нас первыми в епархии стали проводить летние поселения - православные лагеря. Никогда не было палаточного лагеря на каком-то необжитом месте. Мы всегда искали места в монастыре или на сельских приходах. Мы вместе молимся, трудимся, живем. И так все пошло, и по сей день школа существует. Естественно, меняются дети, меняются люди и жизнь, а школа остается.

 

- Ребенку лучше - общий духовник на семью, вместе с родителями? Нужен в этом случае духовник воскресной школы? Какая взаимосвязь священника на приходе и духовника воскресной школы?

- Думаю, пока ребенок ходит в начальную школу, это не важно. В нашей воскресной школе принято причащаться ребенку вместе с остальными членами семьи. Естественно ребенок исповедуется у того священника, который исповедует всю воскресную школу. Думаю, что ничего страшного. А в подростковом возрасте, в среднем школьном возрасте пусть ребенок сам выбирает священника, к которому у него лежит сердце.

Это здорово, когда у него сложится контакт с духовником его родителей. Ну а как великие святые… Силуан Афонский исповедовался у первого попавшегося монаха. У него было доверие. Главное, чтоб ребенок понимал, что Господь прощает его через любого священника. Будь это духовник воскресной школы, священник из другого храма – это не важно. Ребенок может с друзьями поехать в соседний район, где, как говорят друзья, служит «классный священник».

 

- Каким образом привлечь ребят в воскресную школу, через духовника в том числе, ребят в возрасте от 14 лет до 18 лет?

- Да, этот период от 14 до 18 лет и возраст очень сложный. Должна быть духовная одаренность, чтоб ребенок остался в воскресной школе. И идеально, чтоб духовная одаренность проявилась в раннем возрасте. Идеальные ситуации бывают: кто является для подростка авторитетом - он делает шаги в церковь. И ребенок смотрит на своего авторитета. Кто им может быть? Это могут быть и родители, и тренер по секции, и руководитель кружка.

Тут еще такой момент: с 1991 г. по 1997 г. я обязательно вел беседы со школьниками в общеобразовательных школах. Это были сначала свободные беседы, потом уроки христианства в курсах страноведения. Возраст от 14 лет до 18 лет – возраст экстенсивного восприятия мира, период накопления информации. Должен произойти экзистенциальный момент в жизни ребенка – тогда ребенок задумается о серьезных вещах. А если не произойдет экзистенциальный момент, не задумается - то бесполезно.

А методы образования или метод информирования – я скептически отношусь к этим методам.

 

- Отец Игорь, ваши выпускники остались при вашем приходе? Как изменилась молодежь за последние 20 лет?

- Я не являюсь настоятелем храма Илии Пророка. Наш настоятель протоиерей Александр Будников подтвердит, что воскресная школа стала костяком прихода. Хотя нам приятно, что вчерашний воспитанник, которого может и ругали, и наказывали, становится священником. У нас двое выпускников выбрали монашеский путь. Двое выпускников выбрали дьяконский путь и двое выпускников выбрали иерейский путь.

Молодежь изменилась за 20 лет. И не всегда в лучшую сторону.

В храме я беседую с прихожанами-учителями. Платят в светской школе мало, и требуют много, и формализма и отчетности много. Но самая главная проблема – дети. Как они изменились за эти годы? До сих пор нет в стране национальной идеологии. Но зато есть четкая установка на такие решения вопросов как успешность, прагматизм, индивидуализм. Это – игра в индивидуалистические установки и в самодостаточность. Самодостаточность формирует нынешнее поколение. Остальное – это слой лака, который покрывает российскую действительность. Это - глянец, гламур, сериалы, футбол, Олимпиада, компьютерные игры. Закрыли автоматы на автобусных остановках. И поскольку компьютеры дома у всех, все дома превратились в казино.

 

- Меня зовут Ваня, мне 9 лет. Я хочу смотреть «страшилки», но мама мне не разрешает. Почему?

- «Страшилки» – это мультфильмы? Ваня, мама заботится о тебе! Существует у боксеров понятие «болевой порог». Это – когда боксеры не могут от удара противника закрываться. Если неподготовленного человека ударить, он будет думать о боли (реакция на боль). А подготовленный боксер думает, как нанести ответный удар. У него болевой порог сознательно снижен! Что хорошо на ринге, не всегда хорошо в обычной жизни. Когда мы смотрим старый фильм «Белый Бим – черное ухо», мы видим, как хозяин принимает мертвую собачку, я сострадаю хозяину и бедной собачке. Тяжелые кадры? Да, тяжелые. И ты, Ваня, когда вырастешь, ты подумаешь, сделать собачке больно или нет. А когда ты смотришь боевик или «страшилку», у тебя болевой порог психики снижается. И при похожей «подходящей» ситуации ты, не задумываясь, можешь взять что-то тяжелое и ударить другого человека. И мама опасается за снижение болевого порога твоей души!

И эти компьютерные игры. Девочка-школьница на исповеди говорит: «я не могу делать в компьютерной игре определенные вещи (ну и не делай!), но я же заплатила деньги, не могу пройти на следующий уровень!» Вот современный ребенок, такие ценности… Девочка рассматривает такие «уровни» как недостаток своей личности.

С современными детьми бывает труднее.

 

- А вы не считаете, что нынешние дети – это дети тех родителей, потерянного поколения перестройки?

- А легче ли современным детям, чем их родителям раньше? Вы к тому, что родители их бросились зарабатывать деньги 20 с лишним лет назад? Не занимались их воспитанием. Да сейчас так: преуспевающие родители нанимают няню, довольствуются няней. Проблемы не сняты! Жена сидит с детьми до 3 лет.

С другой стороны эти компьютерные и другие игры – соблазны! Еще посмотреть трехмерный выдуманный мир в кино – если б я был в возрасте этих детей, не знаю, что меня удержало бы от погружения в трехмерный мир образов. Это должна быть очень сильная родительская рука. Реальная жизнь конечно лучше. И какой мир видит ребенок в 4 стенах городской квартиры? Гламурные журнальчики, еще что-то сомнительное. Есть недосмотренные родители и недосмотренные дети, отчасти вы правы.

 

- Отец Игорь, как рассматривать технические журналы и журналы по интересам в качестве объекта объединения детей с родителями?

- Церковь с каждым новым поколением ищет язык, на котором можно с этим поколением говорить. И компьютерные технологии, и огромные православные порталы в интернете – это большие технологии. По одному сайту www.azbyka.ru можно закончить духовную семинарию.

Еще нынешнее поколение лучше воспринимает зрительную информацию. А по интересам рекомендуем кружки и секции. Счастливы приходы, которые организуют привлекательные кружки по интересам! Что может привлечь 14-летнего подроста? Кружки по интересам, спортивные секции. Хотя все это требует капиталовложений и других затрат.

 

- Мой 15-летний внук редко ходит в храм, и читать молитвенное правило не хочет. Есть ли ему польза от посещения им храма и причащения?

- Не вредит ли его душе, что не читает правило ко Причащению? Ясно. Мое мнение, ведь ребенок приходит к священнику. Я считаю, что проблема не в выполнении буквы. Если человек принес искреннее раскаяние, то его надо выслушать, призвать Господа, чтоб Он простил его грехи.

Можно ребенку в правиле ко Причащению не все каноны прочитать. Надо посоветовать, возможно, разъяснить, о чем идет речь в той или иной молитве. Если мы хотим, чтоб наши дети молились, молитва должна быть для них понятной. Мы много времени тратим в воскресной школе на то, чтоб дети понимали старославянский язык, язык молитв. Если внук ходит в каждые каникулы в храм и причащается, то я считаю, что он держит себя в евхаристическом тонусе и поддерживает себя. Я могу поздравить вас с таким внуком. Хорошо бы, чтоб на всех каникулах он это делал.

 

- Отец Игорь, как помочь сохранить духовную чистоту человека с детства?

- В 1990-е годы родители говорили: «Нас в детстве ничему не учили, зато вот я отдам своего ребенка в воскресную школу, его там научат всему, что я не знаю. Глядишь, и я заодно научусь». Сейчас это более трезвый подход у родителей. Как при всяком труде все же родители должны учить детей. Каждому приходящему в воскресную школу мы говорим: «В воскресной школе ребенок проводит 1,5 часа с неделю. Родители, а сколько часов в день и сколько часов в неделю с вами общается ребенок?» Точно больше он общается с вами, чем занимается в воскресной школе.

Воскресная школа призвана поддержать детей в воспитании. Но очень важен опыт воспитания родителей. Мы обращаем внимание на родительское воспитание. Не случайно и принципиально мы не открываем дошкольных групп. В дошкольном возрасте родители являются единственным авторитетом!

А в школьный период слабоверующий ребенок пошел в школу. И ему не с кем свою веру обсудить. И тут воскресная школа помогает! Все религиозное образование закладывается в семье. И если родители грешат против семьи (седьмой заповеди Бога), я им говорю: «Вы своими связями не жену обманываете – вы детей своих предаете. Вы думаете, что они ничего не знают. А ребенок ваше поведение запечатлевает». И почва у них под ногами начинает ехать.

 

- Батюшка, в вашей школе занятия длятся 1,5 часа. Возникает вопрос у подростков: «6 дней ходим в общеобразовательную школу, и в седьмой день идем в школу». А это не слишком будет?

- Я думаю, что вы имеете в виду не законоучительные дисциплины, а предметы дополнительного образования. Я предлагаю, почему бы после одного часа беседы со священником или с преподавателем Основ Православной Культуры в воскресной школе не пойти в спортзал, или почему бы не заняться лепкой из глины, или фотографией, или конструированием? Или можно лепку и спортивные игры проводить в вечернее время.

Наш храм виден в зелени (показывает на экран с фото – ред.). И возникает ощущение храма как анклава в городской среде, в городской застройке. А с другой стороны – добираться туда в темные зимние вечера сложно. И поэтому детские занятия проводятся только в субботу и воскресенье, когда свободны родители. А так, если храм расположен у станции метро, почему бы в него не приезжать в будние дни. Мы вечера «отдаем» взрослым людям. Взрослый доберется до нашего храма и в темные зимние вечера. Это специфика местоположения нашего храма пророка Илии.

 

- Отец Игорь, поделитесь опытом организации воскресной школы, ее структурой. С помещения или людей начинается воскресная школа?

- И у нас не всегда было здание церковного дома. У нас были служебные помещения при лестнице на колокольне. Мы там разместили приходскую библиотеку, проводили занятия. А когда групп стало больше, мы теснились в церковной сторожке. Проводили занятия и в приделе храма.

Наверное, все-таки воскресная школа начинается с людей, с «кадров», с веры, с желания, с умения слушать другого человека, аудиторию. Если у человека есть знания, и есть вера, но по этой программе, которую он составил, договаривая, что у него в плане, не обращает внимания на аудиторию, то это печально! Такое отношение в вопросах воспитания и вопросах душеобразования – очень печально и просто недопустимо. В вопросах душеобразования на это надо обращать больше внимания, чем на богословское образование преподавателя.

Конечно, сейчас мы выбираем преподавателями выпускников с православных Иоанно-Богословских курсов. Важно - поделиться своим опытом! И Евангелие, и Литургия пропускаются через свой опыт. Очень важно - умение перестроиться на ходу. Для этого надо иметь резервные темы. Хорошо, если есть возможность привлечь специалиста по богословским дисциплинам, если есть возможность оплатить, компенсировать его труды. Хотя для детей это не самое важное.

 

- Отец Игорь, вы сказали, что у вас есть детская воскресная школа и взрослая воскресная школа. А где находится барьер между ними?

- Барьером был всегда аттестат о среднем образовании. Хотя старшая группа посещает занятия колледжей, значит, аттестат у них есть. Мы их не выгоняем. Вообще же аттестат о среднем образовании. Далее – занятия для взрослых. Среди взрослых выделяется молодежь в силу методики преподавания.

 

- Расскажите о структуре групп воскресной школы и о численности групп?

- У взрослых обязательно существует группа для начинающих. Там разбирают немного богослужения, немного Священного Писания, немного нравственного богословия. А далее смотрим, сколько священнослужителей могут придти и прочитать лекции. Обычно те группы посещают другие люди, не начинающие.

Возраст для детских групп у нас отталкивается от общеобразовательной школьной градации. Начальных групп две: ученики 1-2 классов, ученики 3-4 классов. Средних групп три: 5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы. Это все зафиксировано в проекте устава воскресной школы.

 

- Отец Игорь, есть мнение, что современному человеку без духовника и без духовного руководства спастись сложно. Если в храме несколько священников, и не всегда к одному батюшке можно обращаться и постоянно у него исповедоваться, и вообще сложно найти духовника, стоит ли настойчиво стремиться к такому поиску? Может просто смириться и искать самому спасения, отталкиваясь от духовной литературы?

- Вопрос выходит за рамки сегодняшней темы. Но вот я сегодня говорил о Силуане Афонском, который исповедовался у первого попавшегося монаха. У него были потребность и доверие!

Это как тот случай: «Я раньше писал стихи, а теперь стал православным. Можно мне писать стихи?» (смеется). Я отвечаю: «Если ты не можешь писать стихи, став православным, не пиши! А если не можешь, то пиши обязательно». Так и у вас, Ольга. Если Господь выражено подает вам человека, который может стать вам широким «восприемником», то вы найдете способ придти в тот день, когда он свободен будет. Это такое счастье! В Петербурге, я знаю случай, одна прихожанка встретила духовника, и она от радости сочинила благодарственный акафист Богу за послание духовника. Но молитвы она раньше не сочиняла. А тут сочинила благодарственный акафист за послание духовника! Не посылает Господь духовника – это не значит, что нельзя спастись или сложно спастись.

 

- Батюшка, как вы считаете, целью воскресной школы является воспитание самостоятельности у христианина или все же воспитание постоянного прихожанина конкретного прихода?

- Мы не можем воспитать постоянного прихожанина конкретного прихода. Потому что мы не знаем, кто-когда из этих детей женится, а кто замуж выйдет, а кто служить в армию отправится. Для христианина учение послушанию - самое трудное. Я думаю, целью воспитания воскресной школы могут быть родители. Если человек научится почитать отца и матерь, и научится в судьбоносный момент своей жизни брать у них благословения. Пусть человек станет самостоятельным. Вот такой ответ.

 

- Наш эфир подходит к концу. Остается буквально минута. Что бы вы могли посоветовать людям, которые занимаются воскресными школами?

- При таких условиях, что и детей мало, и кадров у нас недостаточно или нет, надо стараться в воскресной школе дифференцировать детей по возрастам. Особенно в воскресной школе в малых городах России. С другой стороны, надо держать в уме: «а вдруг человек не захочет сам уходить?» Значит нужно придумать, как вы будете жить с этим прихожанином. Нужно придумать, как воскресная школа будет перерастать в его приходскую деятельность.

 

- Спасибо, батюшка. Я прошу вас благословить наших телезрителей.

- Господь благословит всех, кто нас сейчас слушает. Спасибо за внимание.

 

- До новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать