У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Что там, за последней чертой?

28 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Несомненно, каждый человек задумывался о смысле жизни, хотя бы раз задавал себе вопрос: «Зачем я пришел в этот мир? Что ждет меня после смерти?» Этот вопрос мучил, мучает и будет мучить серьезных, вдумчивых и стремящихся к полноте жизни людей до тех пор, пока существует этот мир. От того, как человек решит для себя вопрос о смысле жизни вообще, зависит и его судьба в вечности, и его земное существование — повседневная, реальная жизнь. Будет она счастливой или несчастной, наполненной смыслом или бестолковой суетой, подарит радость бытия или станет бессмысленным путешествием с бессмысленным концом. Задуматься над этим вопросом предлагает и автор книги, которая находится сегодня на нашей книжной полке.

***

Книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, вышла в свет в Издательстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется - "Что там, за последней чертой?" Ее автор - архимандрит Мелхиседек (Артюхин) - настоятель Покровского храма и храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворья Оптиной пустыни), известный npoповедник, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, автор многих книг и православных программ на телевидении и радиостанции «Радонеж».

Новая книга архимандрита Мелхиседека касается вопросов, которые во все времена волновали всех людей, верующих и неверующих, молодых и пожилых. Каждый человек рано или поздно приходит к пониманию того, что земная жизнь неизбежно закончится, и задумается о том, что же его ждет за последней чертой. Что будет, когда его не будет? Есть ли действительно вечная жизнь? Что произойдет с его душой и телом? Размышления отца Мелхиседека, основанные на Священном Писании и святоотеческом учении, а также на его священническом служении, помогут читателю умом понять и сердцем почувствовать, что в конце земного пути нас ждет не пустота и тупик, а дверь, которая распахивается в ликующую вечность.

Как отмечает автор, до Рождества Христова все души людей после смерти пребывали в так называемом шеоле — в месте тьмы, где они находились в состоянии сна, забвения. Люди считали, что вся жизнь только здесь, на земле — ешь, пей, веселись, а в перспективе — два метра и всё. Как же это уныло, скорбно, если вдруг хоть на одну секунду представить, что нет вечности, нет будущего. Но миллионы людей живут именно так — одним сегодняшним днём, в душе, в сердце и в уме у них — только земля. Обыденное мышление такого человека отражено в стихах поэта Алексея Кольцова:

Всему конец — могила,

За далью мрак густой,

Ни вести, ни отзыва

На вопль наш роковой.

А тут дары земные,

Дыхание цветов,

Дни, ночи золотые,

Разгульный шум лесов.

Но после Боговоплощения состояние человека после смерти изменилось. Вот какими прекрасными словами говорит об этом Иван Саввич Никитин:

Нет! Прочь бесплодное сомненье!

Я верю истине святой —

Святым глаголам откровенья

О нашей жизни неземной.

И сладко мне в часы страданья

Припоминать порой в тиши

Загробное существованье

Неумирающей души.

Чувствуете, говорит отец Мелхиседек, разницу между этими двумя взглядами на жизнь и смерть? Ведь смерть есть часть нашей жизни, она имеет смысл, противоположный безысходности людей Ветхого Завета, — смысл жизни вечной. Человек должен со всей серьезностью отдавать себе отчет в том, что он готовит себе в вечности, хотя бы время от времени задумываться, что же там будет.

Каждый из нас призван осмыслить свою жизнь и пройти ее достойно, также достойно пройти момент смерти и перейти к новой жизни в вечности. Лев Николаевич Толстой писал: «Все мысли о смерти нужны для жизни. Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни». А между тем, многие люди стараются забыть о смерти, как написал святитель Игнатий Брянчанинов: «Сейчас люди живут так, как будто бы им никогда не придется умирать, а умирают так, как будто бы им никогда не придется больше жить». Как же, по словам автора, несчастна, сера, бесцельна их жизнь.

Если человек не находит перспективы будущего, перспективы вечности, то его жизнь полна пессимизма, он не знает для чего живет. Как писал тот же Толстой: «На большинстве памятников умерших людей можно было бы написать такие слова: "Они не знали, зачем живут"». И целая пропасть отделяет людей, которые успокаиваются на том, что не нашли в жизни и вообще в мире — ни смысла, ни веры, ни оснований для веры, — от тех, кто нашел выход из неверия и бессмысленности своего земного существования. Автор предлагает представить себе ситуацию, которую можно считать аналогией между верой и безверием.

Два человека заблудились в лесу и не могут из него выбраться. Через некоторое время им повстречались два лесника. Один из них говорит: «Знаете, выхода из этого леса нет, и искать его бессмысленно. Так что давайте хоть как-то обустроим свою жизнь, соорудим здесь шалаш, разведем костер, поищем какую-нибудь еду». А второй лесник предложил «Я все-таки знаю путь. Он будет непростым и очень рискованным, но все же выведет нас из этого леса». Так вот, какой путь земной жизни мы выберем? Будем жить с чувством бессмысленности своего существования или все-таки станем искать выход из дебрей неверия и найдем Бога?

Иов Многострадальный оставил нам потрясающее откровение: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Вот бы и нам жить с такими мыслями, с такой верой и готовностью ради встречи с Господом перенести все на свете, любые страдания и мучения. Мы проходим сквозь узкие врата смерти и страдания, чтобы все старое, ненужное, ветхое отболело и осталось здесь, а в жизнь вечную уже пошел человек новый, обновленный. Если бы жизнь человека ограничивалась только земным существованием, то тогда вообще все бы обессмыслилось — смерть. болезнь, страдания. А если есть вечность, и она на самом деле есть, тогда все становится на свои места. Для нас в этом есть великий смысл, потому что у нас есть Бог жизни, Бог справедливости, Бог правды и милосердия, Бог любви и Бог радости.

***

Рано или поздно ко многим людям неизбежно приходит понимание, что все земное подвержено смерти и тлению, бессмертна только душа, которая живет вечно. И вся земная жизнь человека с ее горестями и радостями, событиями и поступками является путем спасения души, своего рода экзаменом, по результатам которого его будет ждать бесконечная радость с Богом или вечные мучения с врагом рода человеческою. Для христианина смысл жизни заключается в уподоблении человеческой личности еще здесь, на земле, Господу Иисусу Христу и в вере в действительное воскресение человека для вечной жизни. И такая жизнь имеет для себя больше вероятностей счастья, даже земного, чем жизнь, имеющая целью благо материальное. Об этом и многом другом беседует с читателем архимандрит Мелхиседек.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать