Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 14 - 22
14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18. Он сказал: принесите их Мне сюда.
19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
(Мф. 14, 14-22)
Чудо – насыщение огромного количества людей пятью хлебами и двумя рыбами. Но это ли самое главное в этом событии? Действительно - все ели и насытились, набрали оставшихся кусков двенадцать полных коробов – удивительно! Для чего Господь совершал чудеса, и для чего они вообще нужны и нужны ли сейчас? Часто, читая Евангелие, мы думаем: «Хорошо быть и сейчас стать свидетелем чего-то подобного, поучаствовать в этом». Святые отцы говорят, что Бог дает явления по нужде Церкви, по необходимости для дела спасения людей, а не просто как некое развлечение.
Какая же должна быть нужда и чего ожидает от нас Господь? Он пришел на землю спасать людей. Спасение заключается в том, чтобы они пожелали измениться, захотели другой жизни - единения человека с Богом. Бог дает людям возможность реального, живого богообщения, внутреннего преображения человека, восстановления человеческой природы, оздоровления сердца и дальнейшего обожения - это глобальные цели. Они необходимы, и самое страшное, что время утекает как песок сквозь пальцы. А кто это время использует правильно, движется к этой цели так, как нужно?
Единение с Богом для человека возможно благодаря тому, что Бог стал человеком. Христос приходит на землю, чтобы явить людям Бога, открыть Бога в Самом Себе: «Видевый Меня видел Отца». Всякое чудо, которое Он совершал, есть откровение Бога о Самом Себе. Господь являет людям Бога в Самом Себе, чтобы они пожелали быть с Ним и измениться после этого.
Здесь явлены удивительные премудрость, снисхождение и любовь. Казалось бы, что значит «накормить людей»? Они сами бы как-то поели, кто-то больше, кто-то меньше, и пошли бы домой. Но Господь желает привлечь их к Себе, Он знает, что им нужно, и пользуется этим как премудрый Учитель. Множество людей, среди них есть больные и немощные, и Господь жалеет их, исцеляет всех – вот Его любовь, в том числе любовь как человека. Это пример и для всех нас, мы можем этому подражать: тоже можем любить ближних, жалеть их, по силам помогать им – это тоже формирует нас.
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ». Здесь мы видим, что и апостолы подражают своему Учителю: им жалко людей, хочется помочь. И они показывают пример молитвы за ближних, потому что молиться за кого-то – это дело милосердия, сострадание, милостыня. Апостолы молятся и просят за людей.
Но Господь сказал: «Не нужно им идти, а нужно остаться со Мной, увидеть Меня». Для начала Он желает, чтобы и апостолы были к этому причастны, чтобы и они увидели Христа не только как человека, но и как Бога, являющегося Творцом всего мира. То есть цель не накормить людей чудесным образом, а явить им Божество, чтобы кто-то захотел устремиться к этому Божеству, быть с Ним вместе.
«Вы дайте им есть». Христос говорит это апостолам для того, чтобы обнаружилась их немощь, чтобы они поняли, что действительно не могут это сделать своими силами. Чтобы накормить такое количество людей, необходимо чудо, потому что человеческими силами сделать этого невозможно. Вечер поздний, уже темно – где здесь взять еды, как их накормить? Всех обошли - и нашлось пять хлебов и две рыбы.
Господь сказал: «Принесите их Мне сюда и смотрите, что будет дальше. Вы со своей стороны все сделали, вы свидетели тому, что человеческие труды закончились, что дальше уже дело Божие».
«И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил». Как толкуют святые отцы, Христос воззрел на небо и благословил, чтобы даже Своим внешним видом – молитвой Богу Отцу – явить, что Он творит дело Божие. Он это сделал не потому, что Сам имел нужду, ведь Он является Богом, находится в единении с Отцом и Святым Духом как Бог. Он сделал это, чтобы люди успокоились и восприняли чудо с мирным сердцем.
«Преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились». Что такое пища? Сегодня она есть, а завтра ее нет, мелочь, по большому счету. Но, тем не менее, Господь через это открывает людям Самого Себя, потому что самое главное – узнать Христа и пожелать с Ним остаться. В тот момент было удобно использовать именно такой способ, и Он его использовал.
Сейчас мы не видим чудес в жизни, потому что они не нужны, сейчас вера от слышания, вера от дел. Да и как можно говорить, что чудес нет? Они на каждом шагу, вся наша жизнь – сплошное чудо, чудо милости Божией, Божиего сострадания и заботы о нас. Это надо только понять и принять – и тогда все это увидишь, это станет для тебя ясно. А тогда людям нужно было именно такое чудо: чтобы потом они еще набрали двенадцать полных коробов, чтобы все удивлялись: «Как так? Кто же этот человек, откуда в нем такие силы?» А кто может что-то сделать из ничего? Бог. Нужно было сделать такой вывод – и ученики его сделали, может быть, кто-то из людей тоже. Хотя люди после этого были настолько обрадованы, что решили: «Пусть Он будет наш царь, будет кормить нас каждый день, и работать больше не надо!» - они нашли для себя источник решения всех проблем.
Господь, видя их немирное состояние, тотчас побуждает учеников отправляться на другую сторону Галилейского озера, чтобы они не пребывали в человеческом любовании, не заражались тщеславием и вместе с тем не восприняли эту совершенно неуместную мысль: «Давайте мы Его провозгласим царем, пойдем против римлян, закидаем их всех камнями!» - и так далее. Но Господь тут же отправляет учеников, а Сам отпускает народ.
Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания хотя бы по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!
Священник: Анатолий Куликов
Расшифровка: Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!