21 ноября. Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

21 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Луки, глава 10, ст. 16–21.

 

10.16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

10.17. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

10.18. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 

10.19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 

10.20. однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

10.21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

(Лк. 10, 16–21)

 

Сегодня, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, за богослужением читается Евангелие от Луки.

Слава, сказанные Спасителем после возвращения апостолов из проповеднического путешествия о ниспадении сатаны, мы встречаем только у евангелиста Луки. Это его «особое предание», которое он доносит до нас в контексте борьбы Господа с духами злобы.

Давайте вспомним, что общественное служение Спасителя начинается после пребывания Иисуса Христа в пустыне. Это была личная борьба Мессии с сатаной, где Господь одержал блистательную победу. Теперь Он делегирует эту победу и Своим ученикам, подчеркивая полномочия Сына Божия, которые восходят к Небесному Отцу.

В представлении Священного Писания – Ветхого Завета – «сатана», что буквально означает «обвинитель», по-славянски – «клеветник», предстает в роли главного прокурора в небесном совете Бога. К примеру, в книге Иова мы читаем:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов, 1, 6–7).

Но действия сатаны не просто направлены на поиск тех, кто преступает повеления Божии, он возводит клевету на людей, и, более того, сам провоцирует делать то, в чем впоследствии сможет их обвинить.

Преподобный Антоний Великий, пишет: «Не нужно полагать, что диавол взошел на небеса, туда, откуда он пал, что он с ангелами вошел к Богу и был не иначе как выше небесного свода. Но Божество, непостижимое, величайшее и необъятное, везде существует и все наполняет… Из этого мы научены, что пред Ним стоят и видят Его не только ангелы, но и диавол, и бесы, и люди, и скоты, и все... Ибо все обнажено и открыто пред очами Его, и нет творения, которое осталось бы пред Ним невидимым – сказал святой апостол».

Антиохийский Собор 363 года указывает, что не было времени, когда Сына Божия не было – Он предвечен. И Спаситель сам открывает свое предвечное существование, говоря: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18).

Основатель библейской филологии Ориген Адамант указывает: «Следовательно, дьявол был некогда светом. Замечательно, что Господь наш, Который есть истина, силу Своего славного Пришествия сравнил также с молнией, говоря: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). И вот несмотря на это, Он в то же время сравнивает сатану с молнией и говорит, что он ниспал с неба; Он сказал это с тою целью, конечно, чтобы показать, что и сатана был некогда на небе и имел место между святыми, и участвовал в том свете, в котором участвуют все святые, и вследствие которого ангелы делаются ангелами света, и апостолы называются Господом светом мира. Таким образом, и сатана был некогда светом, и только потом совершил измену и ниспал в это место, и слава его обратилась в прах, как это свойственно вообще нечестивым».

Сатана стал князем мира сего (Ин. 14, 30), завладев жизнями посредством внушения людям противления воле Божией, иначе сказать – совратив людской род ко страстям, которые, словно змеи, сплетаются в душе человека, спутывая праведные мысли, и жалят, как скорпионы, ядом греха, умертвляя духовную жизнь. Поэтому, Спаситель и говорит: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10, 19), то есть дает всем верным Своим последователям Божественную силу противостоять грехам, страстям и порокам.

Каждый раз, когда мы, дорогие братья и сестры, сталкиваемся с грехом в нашей жизни, мы должны помнить, что Бог не оставляет нас ни на минуту в нашей борьбе против сатаны и его прислужников – бесов. Он всегда готов прийти к нам на помощь в Своей великой Божественной силе, которую открывает в бесчисленном воинстве архангелов и ангелов, тех служебных духов, которые всегда стоят на стороне Истины.

Каждый раз, одерживая, с помощью Божией и содействием святых ангелов, победу над любым грехом, – мы радуемся. Однако будем помнить, что подлинная радость христианина не в победе над бесами. Подлинная радость в завершении дела спасения, в том, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), как говорит Господь, когда мы станем гражданами Небесного Иерусалима, Нового Царства Божиего.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы