17 августа. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

17 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 32–39.

 

15.32. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

15.33. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

15.34. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

15.35. Тогда велел народу возлечь на землю.

15.36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

15.37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

15.38. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

15.39. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

(Мф. 15, 32–39)

 

Само повествование евангелиста Матфея о данном событии, по-видимому, имеет связь с предыдущим рассказом об исцелении дочери хананеянки и крохами, которые падают со стола господ псам. Таким образом, судя по контексту, эта история произошла на дальнем, восточном берегу Галилейского моря, в области, имя которой Десятиградие, то есть там, где население состояло если не исключительно, то преимущественно из язычников. Но Спаситель жалел их ничуть не меньше, чем собственный народ.

Необычность и чудо этого насыщения заключаются в том, что милосердие и сострадание Христа распространились и на язычников. Таким образом, это событие стало символом и предвестием того, что Хлеб Жизни предназначался не только для иудеев, но и для всех народов, которые уверуют во Христа.

Видя множество людей, собравшихся вокруг Него, Спаситель призвал к Себе учеников и сказал: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге (Мф. 15, 32).

Блаженный Феофилакт замечает: «Смотри на человеколюбие Господа. Зная, что природа человеческая нуждается в пище, Он заранее заботится о ней и, хотя Его не просили даже, подает пищу. Совещается с учениками, чтобы они, вспомнив о чуде с пятью хлебами, принесли Ему хлебы, какие имеют, и сказали: умножь и эти…»

Апостолы же, недавно еще видевшие совершенное Христом чудо насыщения более чем пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, сами раздававшие народу хлеб и собравшие двенадцать коробов остатков, теперь по своему маловерию опять высказывают недоумение: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? (Мф. 15, 33).

Тогда, прямо вразумляя учеников и напоминая о совершенном ранее чуде, Господь спрашивает: сколько у вас хлебов? (Мф. 15, 34). Услышав ответ учеников, Спаситель повелел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (Мф. 15, 36–38).

Что же касается чисел, то можно отметить следующее: число 7 обычно толкуют как число полноты. То же можно сказать о 4 000, ибо 4 – число сторон света, а 1 000 – символ множества, множества людей, которых соберет Христос в единое тело Своей Церкви, заботясь о каждом человеке.

Это событие в очередной раз становится примером настоящей любви и заботы о людях и для апостолов, и для всех нас, дорогие братья и сестры. Но наибольшим примером любви и заботы о людях является отношение Христа ко всякому доброму делу, в том числе к насыщению людей: насытив людей, Господь, словно не совершив ничего особенного, вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские (Мф. 15, 39).

Святитель Феофан Затворник замечает: «Таково истинное доброделание – делать и делать, не обращая внимание на сделанное... У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы предоставился случай; а скудный добротою без усилия не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается… У истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто».

Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь и нам с вами преподает замечательный урок: добрые поступки, проявление милосердной и сострадательной любви и служение ближнему стоят превыше всего. Помощь же эта должна быть искренней и бескорыстной, от всего сердца, потому как самым важным является благодеяние без всякой надежды на воздаяние. Только так мы учимся любить, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать