13 апреля. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

13 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 8, ст. 27–31.

 

Сегодня, в Субботу Акафиста, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, за богослужением читаются два евангельских отрывка, один из которых традиционно читается в Богородичные праздники, а второй предписывается по уставу в данный день – это отрывок из Евангелия от Марка.

 

8.27. И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

8.28. Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.

8.29. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

8.30. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

8.31. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

(Мк. 8, 27–31)

 

Евангельское чтение дня повествует об одном из решающих моментов в жизни Спасителя. Время земной жизни Господа приближалось к концу, а проповедники Его учения, избранные Им, были еще далеко не так хорошо подготовлены к несению своей великой миссии.

Христос определенно знал, что Его ожидает распятие. И поэтому лишь один вопрос волновал Его сейчас: оказал ли Он какое-либо влияние на людей? Понял ли хоть кто-нибудь, кем Он является в действительности? Ведь в Его распоряжении был только один способ оставить людям принесенную весть: записать ее в сердцах людей.

А потому, оставшись наедине с апостолами, Господь спросил их: за кого почитают Меня люди? (Мк. 8, 27).

В народе существовало мнение, будто пришествие Мессии будет предварено явлением одного из пророков, и, не считая Самого Иисуса за Мессию, люди полагали, что Он – лишь предтеча Мессии. А потому ученики отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков (Мк. 8, 28).

Тогда Господь задает апостолам очень важный для Него вопрос: а вы за кого почитаете Меня? (Мк. 8, 29).

Конечно, ученики Христовы знали больше, чем все остальные люди. Им было дано ближе прикоснуться к жизни Спасителя, им предстояла проповедь о Христе. Поэтому было важно, чтобы они имели истинное понятие о Нем.

Блаженный Феофилакт пишет: «Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию».

И апостол Петр, тот, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «устами апостолов», от имени всех учеников исповедует истину: Ты Христос (Мк. 8, 29).

Христос – это греческое слово, перевод еврейского «Машиах». Слово это означает «помазанник Божий», потому что, по древнему обычаю, царей, пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них миссию.

Обычно под словом «Мессия» понимался долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет языческое иго, разгромит врагов, будет победоносным полководцем и триумфатором и восстановит былое могущество Израиля. Но вряд ли кто-то мог предполагать, что может прийти такой Помазанник, как Иисус, ведь никто и представить себе не мог Мессию страдающим и умирающим позорной смертью на кресте.

Но Господь запретил им, чтобы никому не говорили о Нем (Мк. 8, 30).

Иудеи ждали, что Мессия установит господство Израиля над всеми народами, но Христос знал, что Его служение помазанничества пройдет через страдания, через отвержение духовными властями Израиля, через смерть и Воскресение.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Господь запретил ученикам Своим говорить о Себе, как о Христе, чтобы не разжигать страстей в народе, имевшем ложное представление о Мессии».

Необходимо также отметить, что Господь снова и снова говорит Своим ученикам о том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8, 31).

Хотя они и признали в Спасителе Помазанника, их представление о Нем все же было еще затемнено привычными ложными чаяниями, а потому в беседах с ними Он старался приучить их к мысли, что Мессия – это не земной царь, который поможет иудеям поработить все народы мира, но Тот, Царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет.

Господь знал, что так подобает осуществиться Божественному замыслу о спасении рода человеческого.

Как важно, дорогие братья и сестры, понять, что к каждому из нас Христос приходит не с вопросом о том, что говорят и пишут о Нем другие, но с вопросом: «За кого ты принимаешь Меня?» Ведь христианская вера есть личное познание Христа, а христианин, как и Его Господь, должен выполнять возложенную на него задачу умножения любви к Богу и ближнему, причем любовь эта должна быть деятельной и жертвенной. Только любовь, которую мы смогли стяжать, станет тем единственным, что мы сможем вынести из этого мира в вечность.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы