Читаем Апостол. 8 июля. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя

8 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 9, ст. 6–19.

 

6. Не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;

7. и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

8. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

9. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.

11. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило

12. не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,

13. как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

14. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

15. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

16. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

17. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

(Рим. 9, 6-19)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы продолжаем читать Послание к Римлянам, наслаждаясь и по мере наших сил проникая в это серьезнейшее богословие апостола Павла, которому, наверное, нет равных ни среди других его посланий, ни вообще всех прочих: такая бездна проникновения в жизненную ситуацию человека, его трагедию и в конечном итоге его спасение ­­– встречу с благодатью Божией.

Мы не прочитали конец 8-й главы и начало 9-й, сразу начав с 6-го стиха. 9-11 главы посвящены рассуждениям апостола Павла относительно очень важного для него вопроса. Если мы кинем беглый взгляд на начало 9-й главы, то увидим такие слова:
1. Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

2. что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:

3. я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти.

Основной посыл этих глав в том, что Павел, став христианином и апостолом для язычников, очень скорбит о том, что его родной народ, братья по плоти – иудеи в большинстве своем не приняли Христа. Это действительно трагедия, потому что народ богоизбранный, прошедший множество испытаний на протяжении своей истории, встретившись с Мессий, Его отверг и распял. Некоторые отдельные иудеи приняли Христа, но все-таки подавляющее число христианских церквей – это церкви из бывших язычников. Так было еще во времена апостола Павла, и впоследствии практически все крупные христианские территории и государства были образованы бывшими язычниками. Да и мы с вами, русские люди, происходим из язычников. Апостол Павел очень переживает и как христианин, желающий, чтобы все объединились в Евангелии Христовом, и переживает просто как человек, которому дорог его народ. Помним, что некогда Моисей так же переживал за свой народ, прося Бога вычеркнуть его самого из книги жизни, только не карать народ, который впадал в непослушание и нередко в поклонение идолам. Так и апостол Павел очень скорбит и в первых стихах говорит, что народу Израиля действительно принадлежит и благословение и обетование, а с 6-го стиха рассуждает так:

6. Не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;

Проблема заключается в том, что Бог дал обещание, а большая часть израильтян отпала, не став христианами. Как же, на них не сбылось обетование? Нет, говорит Павел, ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, то есть он переносит акцент с плотской принадлежности народу Божию на духовный аспект: израильтяне не те, кто являются таковыми по рождению, но по духу, они – Новый Израиль. Мы знаем, что Церковь часто называют Новым Израилем, новым народом Божьим. Далее Павел иллюстрирует эту мысль различными ссылками, в основном на Ветхий Завет. 9-я глава исполнена такими ссылками: апостол Павел был образованным человеком и прекрасно знал Священное Писание.

7. и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Уже в Ветхом Завете был смысл говорить о некоем разделении: будут несколько линий, и обетование будет относиться к конкретной из них.

9. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10. И не одно это…

Первое разделение было уже при Аврааме, то есть от сына Сарры Исаака пойдет линия, связанная с обетованием.

10. … но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.

11. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило

12. не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,

13. как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

Мы помним историю с детьми Исаака, когда получилось, что линия обетования пошла не по старшему сыну Исаву, а по младшему Иакову. И здесь сказано, что это было связано не с их заслугами или проступками, а с волей Бога, волей Призывающего, как говорит апостол Павел. Решил так Бог: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Получается грубо и антропоморфично, как будто Бог кого-то любит и одаряет особой милостью, а кого-то возненавидел. Возможно, виноват несколько прямолинейный перевод, и можно было перевести эти слова мягче: Иакова Бог избрал для особой линии, связанной с историей его народа, и это называется «возлюбил», а Исава «возненавидел», то есть решил, что через него эта линия не пойдет. Иными словами Господь совершил выбор: одного поставил в одну сторону, другого в другую, но речь не идет об эмоциональном состоянии Бог или какой-то ненависти, это как раз антропоморфизм.

14. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

15. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

16. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Здесь Павел подходит к мысли, что в конечном итоге еще в Ветхом Завете все зависело от воли Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов


Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать