Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 11–16.
11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? Или единство у верующего с неверующим?
16 Что общего у храма Бога с идолами? А мы – храм живого Бога. Потому что так сказал Бог: «Я поселюсь среди них и буду пребывать с ними, Я буду их Богом и они – Моим народом.
(2 Кор. 6, 11–16)
Так звучит этот отрывок в новом русском переводе Российского Библейского общества, которым мы с вами договорились пользоваться в новом учебном году, начиная с 1 сентября.
Итак, дорогие братья и сестры, мы продолжаем знакомиться со Вторым посланием апостола Павла к Коринфянам и подходим к очень интересному месту, которое, согласно мнению многих современных исследователей, библеистов, является местом стыка, столкновения разных отрывков из разных посланий. С одним таким стыком мы с вами уже встречались – это 2-я глава, 13-й стих, с которого мы переносились на 7-ю главу, 5-й стих. Но дело в том, что внутри этого кусочка с 2, 14 по 7,4 есть еще одно послание, которое выпадает из общего содержания. То есть у нас получается как бы матрешка: послание снаружи, послание внутри и в середине еще один совсем маленький отрывок.
Сегодня мы прочитали стихи, которые как раз являются стыковыми. Поясню, что имеется в виду. Мы начали читать с 11-го стиха:
11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
Апостол Павел вдохновенно призывает коринфян к тому, чтобы они не смотрели с подозрением и свысока на Павла и его сотрудников, чтобы они встретились друг с другом с распахнутыми сердцами, с распахнутыми объятьями. Апостол говорит: «Наши-то сердца распахнуты, а вот вы затворяете свою душу». В синодальном переводе говорится: «В ваших сердцах тесно. Вы не хотите раскрыть ваши сердца для нас, закрываете их, держите на замке».
И вдруг в 14-м стихе как бы неожиданно начинается иная тема:
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
Этот отрывок как бы стоит особняком: это некое поучение совсем иного характера. Сначала Павел говорит о чем-то очень личном, хочет, чтобы коринфяне открыли свое сердце, чтобы встреча произошла, чтобы они дружили и любили друг друга. То есть здесь идет достаточно пафосное нравственное поучение: не делайте этого и этого... Поэтому многие исследователи говорят, что кусочек с 6, 14 по 7, 1 – это отрывок какого-то очень и очень раннего послания, не исключено, что написанного еще до Первого послания к Коринфянам. Вспомните, как в его 5-й главе апостол Павел говорит: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками»(1 Кор. 5, 9). Речь там шла о блуднике, который был в некой интимной связи с мачехой. Павел говорил, что такого надо извергнуть и «не сообщаться с блудниками». Исследователи считают, что, возможно, как раз это место, где идет наставление о том, что нельзя иметь близкого общения с неверующими, с грешниками, язычниками, и есть отрывок того самого раннего послания. Смотрите, что является неким свидетельством этого. Если мы сразу перенесемся с 13-го стиха 6-й главы на 2-й стих 7-й главы, то увидим, что здесь переход как раз очень органичен. Во 2-м стихе 7-й главы Павел продолжает ту же тему, которую начал в 11-м стихе 6-й главы. Прочитаем, пропуская этот отрывок:
6:11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
6:12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
6:13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
7:2 Пустите нас к себе в сердце! Мы никому не причинили зла, никого не разорили, ни на ком не нажились!
Вы видите, насколько органичным и логичным выглядит этот переход. Понятно, что доказать это формально, с математической точки зрения невозможно. Тем не менее мы видим, что с точки зрения логики текста это напрашивается само собой. А то, что этот небольшой кусочек с 6,14 по 7,1 попал внутрь, в этом нет ничего страшного. Во-первых, мы помним, что такое бывало: списки между собой смешивались, рукописи потом переписывали и часто получалось одно целое. Деление на главы и стихи произошло еще позже, раньше текст был сплошной, да еще и не было расстояния между словами. Если вы когда-нибудь видели старинные славянские тексты, может быть, даже не на бумаге, а на стенах старинных храмов, то заметили, что в них нет разделения между словами и нужно по смыслу догадываться, что имеется в виду. Так было и с другими древними текстами. Позже слова отделили друг от друга. Потом придумали делить их на главы, главы – на стихи, чтобы было удобно читать и искать, но в древности все было одним целым. Поэтому в смешении текстов не было ничего необычного и страшного, и, собственно говоря, это никак не влияет на каноничность текста. И то, и другое написано Павлом, просто, скорее всего, в разное время.
Действительно, в этом маленьком отрывке мы видим конкретное поучение Павла. Прочитаем его еще раз:
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? (Велиар – одно из наименований темных сил, сатаны, дьявола – иер. М.Р.) Или единство у верующего с неверующим?
16 Что общего у храма Бога с идолами? А мы – храм живого Бога...
Такое строгое наставление – не иметь ничего общего с неверующими: не должно быть ничего общего у света с тьмой. Мы видим, что в этом наставлении еще есть пафос ветхозаветного пророчества – нужно отделиться, не соприкасаться. Хотя мы знаем, что апостол Павел, будучи миссионером, всегда говорил о том, что есть смысл не отделяться, а, пребывая в мире, преображать его, влиять на него. Все-таки этот посыл является более типичным для Павла и вообще для христианства. Не отделиться от всех остальных, а, находясь в мире, быть не от мира. Даже Христос говорил апостолам в Своем последнем наставлении: «Я не говорю, чтобы вы ушли из мира (иначе надо было бы прятаться), но Я хочу, чтобы вы были сохранены от зла». То есть, будучи в мире, были непричастны злобе, похоти этого мира, его ценностям. Чтобы живя в этом мире, сердцем, внутренним своим человеком уже жили в Царстве Божьем. Поэтому это наставление, наверное, еще больше указывает на более раннее происхождение: в нем действительно есть ветхозаветный пафос разделения на чистое и нечистое, на агнцев и козлищ. Все-таки в христианстве, во все времена и в наше время, очень важно не уходить в катакомбы, не загонять себя в гетто, а идти навстречу миру с проповедью христианских ценностей.
Напоминаю, дорогие братья и сестры, что нам с вами необходимо читать ежедневно Слово Божие, Новый Завет, поскольку в нем для нас с вами заключено великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!