Аудио |
|
Скачать .mp3 |
15 Он умер ради всех, чтобы те, кто живет, жили уже не для себя, но для Того, кто за них умер и был воскрешен.
16 Следовательно, отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками. Если раньше мы и Христа мерили такими мерками, то больше этого не делаем.
17 Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло – и вот настало новое.
18 А это все от Бога, который через Христа примирил нас с Собой и дал нам задачу – примирять других.
19 Я имею в виду, что Бог через Христа примирил с Собой весь мир, не вменяя им больше в вину их преступлений, и поручил нам нести весть о примирении.
20 Следовательно, мы – полномочные представители Христа и в нашем лице сам Бог обращается к людям. Мы умоляем от имени Христа: примиритесь с Богом!
21 Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом, чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью.
(2 Кор. 5, 15 – 21)
Здесь мы сталкиваемся с очень интересными богословскими рассуждениями. Как в Первом послании к Коринфянам, так и во Втором их не так много, как в Посланиях к Римлянам и Галатам. Но здесь мы видим рассуждение о самой сути, о самом ядре христианского вероучения – спасении и примирении через Христа. Итак, начнем еще раз читать и будем, как всегда, отмечать особенности нового перевода по отношению к синодальному, который иногда открывает определенные темы для размышлений.
Он умер ради всех, чтобы те, кто живет, жили уже не для себя, но для Того, кто за них умер и был воскрешен. Очень важное положение: Христос умер ради всех, чтобы те, кто живут, жили уже не для себя, но для Того, кто за них умер и был воскрешен. А как это понять? Предыдущий стих, кстати, гласит о том, что все умерли. Все во Христе в момент Крещения призваны умереть для своего эго, своей гордыни, и воскреснуть вместе со Христом, чтобы жить для Того, кто за них умер и был воскрешен. Смысл христианства – в смерти и воскресении вместе со Христом.
Заметьте, здесь переведено был воскрешен. Совершенно верно здесь стоит именно такая форма, в данном случае новый перевод в точности следует оригиналу. Везде, где стоит «Христос воскрес», на самом деле использован страдательный залог: «Христос воскрешен». Кем воскрешен? Воскрешен Богом. Это типичная форма для всех посланий апостола Павла. Но речь здесь не о каком-то умалении Христа, а о том, что Христос был воскрешен Богом Отцом, то есть Божество было субъектом этого акта Воскресения. Христос ведь воскрес как Богочеловек, Он получил новое тело после воскресения, но при этом остался Богом и человеком. Поэтому мы в Евангелии находим такие места, где Христос, одновременно являясь Богом и человеком, говорит об Отце с позиции субординации: «Отец Мой более Меня есть». Конечно, все это таинственно, но с точки зрения текста эта страдательная форма более справедлива.
Следовательно, отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками. Если раньше мы и Христа мерили такими мерками, то больше этого не делаем. Тоже очень интересно, как перевела Валентина Николаевна: мерить человеческими мерками и дальше мерили такими мерками. Для нас это понятно: человеческая мерка есть рассуждение человеческое, ограниченное, немощное. А если мы с вами посмотрим в оригинал и в синодальный перевод, то там сказано «судить по плоти», «согласно плоти». По-гречески это κατά σ ά ρ κα [ката сарка]: σαρξ [саркс] – это плоть, а κατά – согласно (допустим, Евангелие от Матфея – Κατά Ματθαίον, то есть «согласно Матфею» и так далее). Получается, что речь идет не о жизни в биологическом теле, биологической оболочке (мы об этом не раз уже говорили), а о том, чтобы жить по-плотски, то есть следуя своей ограниченной человеческой природе, своим страстям, своему эго – тому, что должно умереть в купели Крещения. Если человек не умирает, чтобы иметь новую жизнь для Христа, то он мыслит по плоти. А мыслить, рассуждать, жить по плоти или κατά σ ά ρ κα – значит жить эгоистически, потребительски, не зная Христа, глядя на этот мир ограниченно, по-человечески. Помните, в том же Втором послании к Коринфянам было рассуждение о том, что есть невидимое, которое вечно, а есть видимое, которое временно. Человек, рассуждающий и живущий по плоти, не видит той невидимой сути, которая стоит за миром видимых форм. Поэтому он живет согласно плоти, пытается в этом мире каким-то образом все взять, загрести под себя и тем самым быть счастливым.
Как раз здесь это выражение «рассуждать по плоти» переведено как мерить человеческими мерками. Можно было перевести: «Если раньше мы и о Христе судили по плоти (то есть и Христа мерили такими мерками), то больше этого не делаем». Опять же мы внутренне понимаем логику переводчицы Валентины Николаевны Кузнецовой. Часто человек, читающий текст и видящий слово «плоть», в большей степени относит это именно к телу, биологии, но это совершенно неправильно. Мы знаем, что тело не является чем-то греховным, оно нейтрально и зависит от того, куда его приведет человеческое сознание: чистый ум поведет его на благие дела, нечистый ум – на греховные. Жизнь по плоти, согласно эгоистическим потребностям ведет тело в грех, жизнь во Христе ведет тело к преображению, само тело здесь ни при чем. Поэтому Валентина Николаевна, зная, как часто бывает неправильное понимание этого, вообще убрала слово «плоть» и заменила его выражением мерить человеческими мерками, можно было еще сказать «рассуждать по-человечески». Это сделано именно для того, чтобы человек, впервые читающий этот текст, например, открывший его дома с целью узнать, что такое Новый Завет и послания Павла, не впал в эту ошибку. Другое дело, что, если читать текст с подробными комментариями, тогда можно разобраться, что такое «плоть», и понять, что это вовсе не тело, а эгоистические стремления человека. Но ведь надо потратить лишнее время, а современный человек не всегда это время имеет. Он до Библии не всегда добирается, а благодаря такому переводу читает, и ему уже изначально понятно, что имеется в виду.
17 Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло – и вот настало новое.
18 А это все от Бога, который через Христа примирил нас с Собой и дал нам задачу – примирять других.
19 Я имею в виду, что Бог через Христа примирил с Собой весь мир, не вменяя им больше в вину их преступлений, и поручил нам нести весть о примирении.
Да, Христос примирил, Христос не вменяет вину и нам, христианам, говорит о том, чтобы мы несли эту весть примирения. Это действительно самое ядро того, что произошло с пришествием Христа – примирение с Богом. Это примирение должно распространяться, мы с Богом больше не во вражде.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!