Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 8, ст. 2–13.
2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7. потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13. ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
(Рим. 8, 2–13)
Мы продолжаем последовательно читать интересное рассуждение, начатое апостолом Павлом еще в 7-й главе, о том, как человек в конце концов приходит к состоянию цельности, состоянию спасения. Напомню: то, что на русском языке мы называем спасением, по-гречески звучит как сотерия. Корень «сос» – целое, отсюда «сома» – тело, потому что оно есть целое. Сотерия – приобретение цельности, целостности; в принципе, его можно перевести и как «исцеление».
Когда мы говорим о спасении, то на самом деле говорим об обретении цельности. По сути «сотерия» – это слово, являющееся антонимом слову «шизофрения». В прошлый раз мы говорили, что в 7-й главе апостол Павел описывает ситуацию шизофрении – «раздрая» человеческой жизни. Этот «раздрай» знаком каждому из нас: мы всегда стоим перед каким-то выбором, хотим одного – получается другое, раскаиваемся, а потом все равно совершаем те или иные грехи, те или иные падения. Мы все время в этой ситуации шизофрении, которая очень болезненно переживается нами, и стремимся к сотерии, или, как у нас переведено, к спасению, а точнее обретению целостности, чтобы не было этого «раздрая» и мы жили в цельном, едином мироощущении. И в конце 7-й главы апостол говорил, что благодать Господа Иисуса Христа избавит нас от этого.
В 8-й главе Павел продолжает рассуждать о том, что такое человек в Духе, человек во Христе и что такое плотской человек, то есть человек, находящийся еще в состоянии «шизофрении».
2. …закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Это некое объяснение того, как благодать Бога в Иисусе Христе избавляет человека от этой раздвоенности, этого «раздрая».
3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
Апостол объясняет, как это происходит: вот плотской человек, греховный и немощный, и вот закон – духовный, праведный и выражающий волю Божию, но он не может спасти человека, потому что, как здесь написано, ослабляется плотью. То есть соприкасаясь с греховным человеком, закон, с одной стороны, показал человеку его слабость, а с другой – сам ослабился, то есть показал свою слабость в деле спасения человека. Получился обоюдный процесс: человек познал свою немощь и закон тоже познал свою немощь. Закон у Павла опять представляется как нечто персонифицированное, подобно греху. Апостол очень живо и ярко метафорически описывает противоборство закона и греха как двух живых существ. И вот закон, столкнувшись с плотским человеком, понял свою слабость. Потому как что он может сделать с человеком греховным? Может указать ему на грех, наказать, казнить за него, но спасти не может. А это поражение для закона: Бог хочет человеческого спасения, но закон спасти не может, значит, в этом отношении закон тоже проявляет свою слабость. Так здесь об этом и написано:
3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
То есть в конце концов оправдание будет дано не тем, кто живут в плотской ситуации «раздрая» между заповедями закона и греховным состоянием, но живущим по духу.
Далее сравниваются живущие по плоти и живущие по духу:
5. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
Здесь возникает та же проблема, что и в Послании к Галатам и иногда в Послании к Коринфянам – слово «дух», даже когда имеется в виду Дух Святой, все равно пишется с маленькой буквы. Здесь, конечно, речь идет не о каком-то абстрактном духе или духе человеческом, а именно о Духе Святом. Напомню, что плотской человек, то есть человек, живущий по плоти, это вовсе не человек в его телесности, биологической основе. Действительно, человек – существо двуединое: у него есть духовная и биологическая составляющие. Человек, как биологическое существо, имеет все биологические потребности, и в этом отношении является частью животного мира. Речь не о том, что эта человеческая биология является грехом и осуждается. Нет, напомню, что плотское состояние – это состояние сознания, это состояние ума и сердца, это то, что относится к внутреннему состоянию. Плотской человек – человек эгоистический, человек-потребитель, который рабствует своей гордыне, своему «эго». Поэтому плотской человек всегда помышляет о плотском, все меряет собой, все хочет для себя и к себе. Он может использовать для этого тело, и тогда у него действительно появляются телесные грехи, связанные с телом, биологией, а может и не использовать для этого тела, то есть плотские грехи могут быть чисто духовными: гордыня, зависть, осуждение, уныние – это грехи чисто плотские, хотя и без участия в них тела. Итак, напомню еще раз, плотское не то же самое, что телесное, биологическое, а то, что связано с гордыней человека.
Жизнь по духу – это жизнь в любви, ибо любовь и гордыня – два диаметрально противоположных состояния. Мы стремимся ко Христу, стремимся жить в духе, чтобы победить гордыню, победить эго и жить в любви и ради любви, чтобы любить Бога, ощущать эту любовь Божию и этой любовью любить всех окружающих.
6. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7. потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Дальше тоже очень интересные слова, которые хотелось бы прокомментировать, но мы, к сожалению, не успеваем.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!