Читаем Апостол. 6 июля. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир

6 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 8, ст. 2–13.

 

2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,

4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

6. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,

7. потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;

13. ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

(Рим. 8, 2–13)

 

Мы продолжаем последовательно читать интересное рассуждение, начатое апостолом Павлом еще в 7-й главе, о том, как человек в конце концов приходит к состоянию цельности, состоянию спасения. Напомню: то, что на русском языке мы называем спасением, по-гречески звучит как сотерия. Корень «сос» – целое, отсюда «сома» – тело, потому что оно есть целое. Сотерия – приобретение цельности, целостности; в принципе, его можно перевести и как «исцеление».

Когда мы говорим о спасении, то на самом деле говорим об обретении цельности. По сути «сотерия» – это слово, являющееся антонимом слову «шизофрения». В прошлый раз мы говорили, что в 7-й главе апостол Павел описывает ситуацию шизофрении – «раздрая» человеческой жизни. Этот «раздрай» знаком каждому из нас: мы всегда стоим перед каким-то выбором, хотим одного – получается другое, раскаиваемся, а потом все равно совершаем те или иные грехи, те или иные падения. Мы все время в этой ситуации шизофрении, которая очень болезненно переживается нами, и стремимся к сотерии, или, как у нас переведено, к спасению, а точнее обретению целостности, чтобы не было этого «раздрая» и мы жили в цельном, едином мироощущении. И в конце 7-й главы апостол говорил, что благодать Господа Иисуса Христа избавит нас от этого.

В 8-й главе Павел продолжает рассуждать о том, что такое человек в Духе, человек во Христе и что такое плотской человек, то есть человек, находящийся еще в состоянии «шизофрении».

2. …закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Это некое объяснение того, как благодать Бога в Иисусе Христе избавляет человека от этой раздвоенности, этого «раздрая».

3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,

4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Апостол объясняет, как это происходит: вот плотской человек, греховный и немощный, и вот закон – духовный, праведный и выражающий волю Божию, но он не может спасти человека, потому что, как здесь написано, ослабляется плотью. То есть соприкасаясь с греховным человеком, закон, с одной стороны, показал человеку его слабость, а с другой – сам ослабился, то есть показал свою слабость в деле спасения человека. Получился обоюдный процесс: человек познал свою немощь и закон тоже познал свою немощь. Закон у Павла опять представляется как нечто персонифицированное, подобно греху. Апостол очень живо и ярко метафорически описывает противоборство закона и греха как двух живых существ. И вот закон, столкнувшись с плотским человеком, понял свою слабость. Потому как что он может сделать с человеком греховным? Может указать ему на грех, наказать, казнить за него, но спасти не может. А это поражение для закона: Бог хочет человеческого спасения, но закон спасти не может, значит, в этом отношении закон тоже проявляет свою слабость. Так здесь об этом и написано:

3. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,

4. чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

То есть в конце концов оправдание будет дано не тем, кто живут в плотской ситуации «раздрая» между заповедями закона и греховным состоянием, но живущим по духу.

Далее сравниваются живущие по плоти и живущие по духу:

5. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

Здесь возникает та же проблема, что и в Послании к Галатам и иногда в Послании к Коринфянам – слово «дух», даже когда имеется в виду Дух Святой, все равно пишется с маленькой буквы. Здесь, конечно, речь идет не о каком-то абстрактном духе или духе человеческом, а именно о Духе Святом. Напомню, что плотской человек, то есть человек, живущий по плоти, это вовсе не человек в его телесности, биологической основе. Действительно, человек – существо двуединое: у него есть духовная и биологическая составляющие. Человек, как биологическое существо, имеет все биологические потребности, и в этом отношении является частью животного мира. Речь не о том, что эта человеческая биология является грехом и осуждается. Нет, напомню, что плотское состояние – это состояние сознания, это состояние ума и сердца, это то, что относится к внутреннему состоянию. Плотской человек – человек эгоистический, человек-потребитель, который рабствует своей гордыне, своему «эго». Поэтому плотской человек всегда помышляет о плотском, все меряет собой, все хочет для себя и к себе. Он может использовать для этого тело, и тогда у него действительно появляются телесные грехи, связанные с телом, биологией, а может и не использовать для этого тела, то есть плотские грехи могут быть чисто духовными: гордыня, зависть, осуждение, уныние – это грехи чисто плотские, хотя и без участия в них тела. Итак, напомню еще раз, плотское не то же самое, что телесное, биологическое, а то, что связано с гордыней человека.

Жизнь по духу – это жизнь в любви, ибо любовь и гордыня – два диаметрально противоположных состояния. Мы стремимся ко Христу, стремимся жить в духе, чтобы победить гордыню, победить эго и жить в любви и ради любви, чтобы любить Бога, ощущать эту любовь Божию и этой любовью любить всех окружающих.

6. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,

7. потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Дальше тоже очень интересные слова, которые хотелось бы прокомментировать, но мы, к сожалению, не успеваем.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать