Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10–17.
10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16. а паче всего возьмите щитверы, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф. 6, 10 – 17)
Такой интересный, красивый, поэтичный отрывок прочитали сегодня мы с вами, братья и сестры. Также он часто читается в память святых мучеников, потому что здесь есть идея некого противостояния, борьбы.
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. В любых сложных обстоятельствах и испытаниях христианин призван укрепляться Господом и могуществом силы Его. Поскольку человек немощен, ограничен, он не может сам выстоять перед лицом всех трудностей этой жизни. Это одна из главных мыслей христианства: сам себя человек не спасает, он спасается Господом, благодатью Духа Святого и могуществом силы Божией.
Далее апостол Павел использует красивый образ воина, который облачается в доспехи и выходит на битву. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Слово всеоружие взято из военного лексикона. Были ситуации, когда воину можно было облачиться не в полное воинское обмундирование, но если предполагалась серьезная битва с мощным противником, то надо было облечься во все необходимое: оружие, броню, шлем, меч. И все это будет перечислено апостолом Павлом, но прежде он говорит о том, что мы выступаем против козней дьявольских, что это брань духовная, а значит все сказанное – метафора.
Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Когда говорится о начальствах, властях, мироправителях, безусловно, имеются в виду не какие-то мировые земные власти. Хотя иногда через определенных правителей, как в той же Римской империи, может действовать враг рода человеческого, дьявол, здесь апостол Павел в первую очередь говорит о духовной иерархии. Если в ангельском мире есть духовная иерархия (о чем мы уже немного говорили), то и у духов злобы, бесов есть определенная градация, по крайней мере, здесь апостол Павел ее условно очерчивает: начальства, власти, мироправители тьмы века сего.
Если Бог – свет, то враг Божий, сатана, духи злобы, бесы ассоциируются с чем-то темным в нравственном смысле слова, противопоставленными Богу. Помните начало Евангелия от Иоанна Богослова: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прекрасные слова о том, что Свет – Христос – приходит в мир, и христиане, его продолжатели, несут свет и тем самым сражаются с тьмой, с духами этой тьмы. Эта фраза из Евангелия от Иоанна имеет двойственный характер: с одной стороны, свет, всегда светящий, не может быть объят тьмой, он всегда будет победителем, но с другой стороны, тьма не была полностью пронизана и рассеяна светом: несмотря на яркое свечение этого света, она в той или иной степени остается.
Христиане продолжают дело Иисуса Христа, сражаясь с этими духами тьмы, духами злобы поднебесной. Тоже интересный момент. У нас в голове достаточно четко существует понимание, возможно, несколько стереотипное, что духи злобы, бесы, сатана, ад находятся где-то внизу, под землей. Некоторые даже исследуют этот вопрос, говорят, что если глубоко копать, где-то ближе к ядру земному можно обнаружить следы ада, адского пламени. Но даже в самой Библии были немного разные, даже противоположные понятия о том, где находится место обитания дьявола, злых духов и, соответственно, ада как места мучения самих бесов и грешников. Иногда считалось, что это где-то под землей, а иногда – что это находится в каких-то слоях неба. Мы знаем, что небо, условно говоря, делилось на несколько ступеней. Апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам (и мы об этом говорили), что был вознесен до третьего неба. Иногда небо делили на три уровня, иногда на семь, и мы до сих пор говорим «на седьмом небе от счастья». Считается, что где-то на этих уровнях обитают духи злобы поднебесной и после смерти человек проходит там мытарства. «Князем воздушных мытарств» иногда называют дьявола.
В данном случае следует иметь в виду, что наше восприятие загробных реалий, уже не собственно земных, не грубо материальных, условно и ограничено. Стараться, как говорится, «поймать дьявола» где-то под землей или наоборот в небе, космосе, конечно, слегка наивно. Поэтому когда мы с вами читаем эти наименования духов злобы поднебесной, нужно помнить, что исходит это из того понимания реалий, которое существовало в ту или иную эпоху. Для нас важно не то, где они территориально располагаются, а тот факт, что мы находимся с ними в брани, войне. Мы, продолжая дело Иисуса Христа, не перестаем разгонять тьму и быть светом, нести Свет Христов согласно слову Самого Господа. Он говорил: «Тако да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на Небе». Нам с вами, братья и сестры, нужно стремиться к этому.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!