Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа.
4. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6. но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10. а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11. потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
(Рим. 7, 1-13)
Мы ушли вперед: перепрыгнув через целую 6-ю главу, оказались в 7-й. Может быть, это не совсем удобно, но будем читать так, как указано в календаре, и отталкиваться от конкретного прочитанного текста, иногда теряя какой-то контекст.
Апостол Павел продолжает свои размышления о соотношении греха и закона – это очень интересная и очень важная тема. Павлу очень важно, с одной стороны, сохранить праведность и сакральность закона как выражения воли Божией, а с другой стороны, важно показать, что закон не спасает, у него нет этой функции, поэтому и не надо от него этого ожидать. Получается, что грех и закон – это две противоборствующие силы, но они имеют значение все-таки для ветхого человека, а не нового. Потому что закон и грех находятся в связке, образуют некий замкнутый круг, из которого человек может выйти только посредством веры и благодати (об этом Павел скажет чуть позже, в конце седьмой главы).
Сначала апостол приводит пример из общественной жизни относительного того, насколько закон имеет власть над человеком и где границы действия закона на человека:
1. Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа.
Павел приводит ситуацию, описанную законом (как это существует и сейчас), что соединение при живом муже с другим мужчиной будет прелюбодеянием, но если муж умирает, то получается, что женщина свободна от первого замужества и, выйдя замуж, прелюбодеицей не будет. Далее апостол делает вывод из этого примера:
4. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Оказывается, во Христе человек умирает не только для греха, но и для закона, в принципе умирает для этого замкнутого круга. Умирает с тем, чтобы принадлежать Воскресшему из мертвых. Человек умер, а затем ожил, для того чтобы принадлежать Тому, Кто его оживил и воздвиг для новой жизни. Получается, что все, что играло роль в прежней жизни, то есть до смерти человека: грех и закон, теперь роли не играет, потому что с воскресившим его Христом ожил уже человек новый. Все это происходит для того, чтобы приносить плод Богу.
5. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти…
Тогда мы приносили плод смерти: там был закон и он нас не спасал от того, чтобы приносить плод смерти. Мы умерли для греха и закона и ожили для Христа, чтобы приносить плод Богу – такая интересная смысловая игра. Апостол Павел – великий оратор и как всегда прекрасно строит свои рассуждения.
6. но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Прекрасный отрывок, дорогие братья и сестры! К сожалению, времени у нас немного, поэтому будем комментировать по минимуму.
7. Что же скажем? Неужели [от] закона грех? «От» стоит курсивом, поэтому можно перевести: неужели закон – грех? Разве Павел это утверждает, хотя кто-то может и подумать, что он отождествляет закон и грех, раз говорит, что они составляют один замкнутый круг.
Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Ни в коем случае! Грех и закон – это разные вещи. Грех – наше состояние после грехопадения, а закон – выражение воли Божией.
Павел пишет: я не иначе узнал грех, как посредством закона. Как мы уже говорили, закон, как лакмусовая бумажка, как рентген, который говорит, что человек грешен. Как рассказать человеку о грехе, если только не через столкновение его с законом. Поэтому здесь и написано: Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. А если взять славянский текст, который часто передает греческий оригинал лучше, там написано не похощеши. «Пожелание» и «похоть» – похожие слова, но это не совсем одно и то же. Эпифими ́ я – по-гречески похоть, то же самое слово, но в глагольной форме – не похощеши, не испытывай похоти. Пожелания – это разные желания человека, в том числе биологически обусловленные и оправданные: вкушать пищу, размножаться – то, что благословлено Богом. Мы говорили, что само желание – это основа биологического существования человека: инстинкт самосохранения, размножения. И Господь благословил вкушать пищу и размножаться. Но «эпифимия», «похощеши» – это уже сверхжелание, то есть что-то, что человек хочет сверх нужного. И здесь говорится: я бы не знал о своей похоти, о своем грехе, если бы закон не поставил мне эту преграду.
8. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10. а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11. потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
То есть дело не в том, что закон плох:
12. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех крайне грешен посредством заповеди.
Дело в грехе, который есть сугубо негативный аспект жизни человека: грех становится крайне грешен. Мало того, что грех итак есть падшее состояние, так он еще использовал благую заповедь, для того чтобы погубить человека, потому он и стал крайне грешен.
Очень интересный отрывок, братья и сестры, но мы вынуждены заканчивать.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!