Аудио |
|
Скачать .mp3 |
3:17. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
4:1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
(Кол.3,17–4, 1)
Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим краткие житейские наставления, которые апостол Павел дает колосским христианам. В этом есть параллель с Посланием к Ефесянам, которое мы читали недавно. Кроме того, мы уже отмечали параллель о том, что Господь разодрал рукописания наших грехов по всем пунктам, и даже одинаковую неточность перевода этого момента есть в обоих Посланиях.
Некоторые библейские исследователи предполагают, что между этими двумя Посланиями существует некая общность. Мы знаем, что апостол Павел,как свободный человек,сам Послания не писал, за него это делал какой-то секретарь, скорописец, стенограф, а Павел потом просто подписывал Послания своей рукой. С точки зрения определенных исследований, некоторые Послания в большей степени – по стилю, лексике – характерны для апостола Павла, по крайней мере, в его миссионерском порыве, когда онярко, полемично отстаивал какие-то истины, связанные с христианской верой, Евангелием. Считается, что Послания к Галатам, Римлянам, Коринфянам написаны непосредственно самим Павлом, а Послания к Колоссянам и к Ефесянам он,возможно, диктовал или рассказывал своему последователю, который уже фиксировал их письменно. В случае с Посланиями к Ефесянам и Колоссянам это мог быть один и тот же человек, излагавший в этих двух Посланиях схожие мысли. Понятно, что все исследования приближают нас к какой-то истине, но все же носят относительный характер.
Наставления, конечно, можно разобрать по отдельности, но мы с вами уже обсуждали эти темы при чтении Послания к Ефесянам. Эти краткие наставления носят бытовой характер как в Послании к Ефесянам, так и в Послании к Колоссянам (здесь они еще более краткие). В Послании к Ефесянам апостол Павел посвящает, например, много времени рассуждению об отношениях мужа и жены; здесь это очень короткие наставления размером в один стих, в одно предложение. Такие наставления были свойственны не только христианскому миру, но и самым высокоморальным людям язычества, античности, например представителям знаменитой философской школы стоицизма. Они тоже очень много времени употребляли на наставление людей в конкретных жизненных обстоятельствах, для того чтобы ситуация в обществе была более благоприятная. Немало исследователей отмечают, что в предыдущих Посланиях, о которых мы уже говорили и которые чаще всего ассоциируются у нас с апостолом Павлом (Послания к Галатам, Коринфянам, Римлянам), автор в большей степени говорит о каких-то глубоких евангельских проблемах, связанных с оправданием через веру в Иисуса Христа. Хотя в Посланиях к Колоссянам и Филиппийцам тоже есть полемика с еретиками,лжеучителями.
Мы должны помнить, что христианство, весть Христова обращены к конкретному, можно даже сказать, «внутреннему» человеку. То есть человек в каких-то своих жизненных обстоятельствах приходит к Христу, изучает Священное Писание, соприкасается с апостолом Павлом, и от Духа Святого ему приходит какой-то ответ. Христианство – это, прежде всего, водимость Духом Святым. Как мы понимаем, этот ответ всегда уникален, всегда касается конкретного человека. Поэтому, когда мы сравниваем мистическое общение человека с Духом Святым и общие житейские бытовые наставлениями, то понимаем, что такие общие наставления носят больше социальный характер. Христианство пыталось параллельно с какими-то философскими системами делать наставления относительно ситуации в обществе: «Рабы, делайте то; господа, делайте это; мужья, поступайте так; жены – так; дети, не раздражайте родителей; родители, не раздражайте детей». Это все прекрасные, добрые, не противоречащие христианству наставления. Но если мы говорим о жизненном пути конкретного человека, то он не может быть сведен к некоторым общим наставлениям, касающимся групп людей(рабы, господа).Каждый человек уникален, у каждого свой собственный путь, свое предназначение, поэтому, конечно, духовность и социальная благонадежность не должны быть отождествлены.
Можно подвести такой итог сегодняшним размышлениям: духовное всегда глубже, чем социальное; социальные наставления всегда у́же, чем наставления духовные. Духовные реалии – это то, что всегда обращено к глубинному духовному человеку, причем каждому в отдельности;социальные наставления всегда достаточно общие, подчас поверхностные и обращены к некоторому кругу людей. Социальное может быть прекрасным, направленным на что-то благое, на установление каких-то благих взаимоотношений, но при этом духовное всегда находится глубже, и мы должны иметь это в виду, читая, например, апостола Павла.
Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!